Смекни!
smekni.com

Нефть. Минерально-сырьевой потенциал и его освоение в Сибири. (стр. 2 из 5)

Четвертый период ведет свой отсчет с 1989 года и называется "современным периодом развития". К сожалению, этот период стал для российской нефтяной отрасли самым трудным. Какими будут его итоги загадывать не хотелось бы. Однако сегодня российским нефтяникам ежегодный объем добычи в 500 млн. тонн может только сниться. Начиная с 90-х годов объемы добычи неуклонно снижались и в 1998 году в России было добыто всего 303 млн. тонн нефти. Объем геолго-разведочных работ резко сократился, темпы развития сырьевой базы существенно снизились.

К настоящему времени в России открыто около 2000 нефтяных и нефтегазовых месторождений. Около 85% из них находятся в Западной Сибири (является сегодня главной сырьевой базой страны). Большая часть остальных месторождений приходится на Урало-Поволжье и Европейский Север России.

Нефть – наше национальное богатство, источник могущества страны, фундамент ее экономики.

Нефтяной комплекс России включает 148 тыс. нефтяных скважин, 48,3 тыс. км магистральных нефтепроводов, 28 нефтеперерабатывающих заводов общей мощностью более 300 млн. т/год нефти, а также большое количество других производственных объектов.

На предприятиях нефтяной промышленности и обслуживающих ее отраслей занято около 900 тыс. работников, в том числе в сфере науки и научного обслуживания - около 20 тыс. человек.

Высокопродуктивные запасы крупных месторождений в значительной мере выработаны и по крупным залежам происходит интенсивное снижение объемов добычи нефти. Практически весь фонд нефтяных скважин переведен с фонтанного на механизированный способ добычи. Начался массовый ввод в разработку мелких, низкопродуктивных месторождений. Указанные факторы вызвали резкий рост потребностей отрасли в материальных и финансовых ресурсах для своего освоения, выделение которых в условиях экономического и политического кризиса СССР и России было сокращено.

Особенно негативное влияние оказало разрушение экономических связей с Азербайджаном и Украиной, на территории которых находилось большинство заводов бывшего СССР по производству нефтепромыслового оборудования и труб нефтяного сортамента.

Дестабилизировалась ситуация в последние время на нефтяном рынке, когда цены на нефть упали на 35%. Так, в первом полугодии цена на российскую нефть составляла примерно 24,5 долл., в первой половине октября она снизилась до 19-20 долл., и к середине ноября упала до 17,9 долл. за баррель и продолжают колебаться в пределах 16-18 долл. Снижение цен на нефть даже в зимний период (на который приходится пик спроса на энергоресурсы) дает основания для прогнозов о дальнейшем и еще более резком падении цен в ближайшей перспективе.

Новизна ситуации для России заключается в быстро меняющейся системе координат в которой принимаются решения как поставщиками, так и основными потребителями ресурсов, что проявляется во возрастающем влиянии факторов геополитического порядка. Отражением этого стало фактическое бездействие до последнего времени ОПЕК, хотя цены уже более двух месяцев вышли из того ценового коридора (22-28 долл. за баррель), который был ранее установлен нефтяным картелем. Это свидетельствует как об опасениях стран ОПЕК проявить политическую “нелояльность” к США и другим странам Запада в условиях войны в Афганистане, так и об изменении экономического положения самих стран-членов ОПЕК. Так, если раньше снижение нефтяных цен на мировом рынке для стран ОПЕК не представляло непосредственной угрозы их экономике и означало лишь некоторое сокращение инвестиций и социальных программ, то сейчас это может означать практически конец многолетнего периода финансового благополучия этих стран, базирующегося на процветании нефтяной промышленности. (В нефтяном секторе стран-ОПЕК наступает период массового старения производственных мощностей, истощения старых месторождений, дефицита внутренних инвестиционных ресурсов и соответственно роста зависимости от иностранного капитала).

Все эти факторы предопределяют более осторожную политику стран ОПЕК в принятии решений о резком сокращении “нефтяных” квот, а с другой стороны, усиливают вероятность обострения конкуренции на мировом рынке энергоносителей. Так, по оценке лондонского Центра мировых исследований в области энергетики, дальнейшее снижение нефтедобычи, по крайней мере в краткосрочной перспективе, приведет к потерям бюджетов стран ОПЕК (за исключением Ирака) в размере 36 млрд. долл. (Например, для финансирования бюджетных расходов в бюджете Саудовской Аравии заложена цена на нефть на уровне не менее 20 долл. за баррель, а в бюджетах других стран этот уровень составляет не более 15 долл.).

Поэтому если в прежние годы именно от решений ОПЕК по регулированию объемов добычи и экспорта нефти зависели масштабы валютных поступлений от экспорта нефти в страну, то сейчас решения ОПЕК оказываются не достаточными гарантиями поддержания цен на нефть на согласованном ими уровне. Тем более, что и сами страны, входящие в картель, часто нарушают установленные ими квоты. Таким образом, странам ОПЕК становится все сложнее самим выдержать тот “ценовой прессинг”, который являлся сильным средством для “выталкивания конкурентов с рынка. Все это заставляет ОПЕК искать более тесного взаимодействии со всеми основными нефтедобывающими странами, не входящими в картель, и пытаться выработать новую стратегию, которая бы позволила обеспечить стабильные цены на нефть хотя бы в течение 2001-2002 гг. (поскольку бюджеты на будущий год уже сформированы).

В новых условиях, которые складываются в мире, значительно меняется и позиция России на нефтяном рынке. По уровню суточной добычи нефти (примерно 6,5-7 млн. баррелей) Россия занимает второе место после Саудовской Аравии. И хотя доля России в мировом экспорте нефти невелика (около 4%, хотя по некоторым оценкам, эта доля возросла и достигла почти 6%), в последние годы значительно усиливается активность крупных нефтяных российских компаний в борьбе за нефтяные рынки, расширяется сфера их деятельности в других странах. Это приводит к тому, что российские компании часто занимают ту “нишу” на нефтяном рынке, из которой временно уходят страны ОПЕК в целях поддержания цен. Это неизбежно приводит к обострению конкуренции и росту претензий к России и в ближайшей перспективе может вызвать “войну цен”. Это, в свою очередь, делает реальным обвал нефтяного рынка (со снижением цен на нефть ниже 10 долл. за баррель) и будет иметь тяжелые последствия для российской экономики.

Нефтяная промышленность страны вступила в качественно новую, более сложную стадию развития, когда возникает необходимость резко увеличить объем поисково-разведочных работ, особенно в Восточной Сибири, в зонах глубин под газовыми месторождениями Западной Сибири, в шельфовых зонах морей, формирования необходимой для этого производственно-технической базы. Начата добыча нефти в Арктике, на шельфе у о. Колгуев (Песчаноозерское месторождение).

К настоящему времени в разработку вовлечено более 60% текущих запасов нефти. В разработке находится 840 месторождений, расположенных во многих регионах страны: от Калининградской области на западе до о-ва Сахалин на востоке, от о-ва Колгуев в Баренцевом море на севере до предгорий Кавказа на юге. Основным нефтяным регионом является Тюменская область, где сосредоточено более 70% текущих запасов и добывается 66% российской нефти. Вторым по значению районом является Урало-Поволжье, где добывается 27%, далее следует Тимано-Печерская нефтегазоносная провинция - 3,2%, Северный Кавказ - 1,6%, Сахалин - 0,5%.

Большинство старых нефтяных районов вступило в поздние стадии разработки, когда добыча нефти стабилизируется или даже уменьшается. Степень выработанности текущих запасов нефти превысила 50%, в том числе более 30% в Тюменской области, 70% в Волго-Уральской провинции и 80% - на Северном Кавказе. Особенно значительно выработаны запасы на наиболее крупных и высокопродуктивных месторождениях, обеспечивающих основную часть добычи нефти в России. В этой связи одна из важнейших проблем - сохранение высокой производительности старых районов.

Сейчас наблюдается "старение" Волго-Уральского района. Его технико-экономические показатели стали ниже по сравнению с прежним уровнем, а добыча нефти (например, в Башкирии) даже сократилась.

При "старении" ряда нефтяных районов огромную роль приобретает создание новых нефтяных баз. Среди них резко выделяются Западно-Сибирская низменность, где возникла главная база страны. Добыча Западно-Сибирской нефти возрастала стремительными темпами. В дальнейшем удельный вес этой нефтяной базы сохранится на достигнутом уровне. Из новых нефтяных баз формируется также Тимано-Печерская (крупнейшее месторождение Усинское).

Сегодня в России выделяются три крупные группы районов, которые соответствуют начальной, средней и поздней стадиям освоения сырьевой базы.

На начальной стадии освоения находятся месторождения Восточной Сибири, Дальнего Востока (за исключением о-ва Сахалин), а также шельфы российских морей.

Средняя стадия освоения характерна для месторождений Западной Сибири, а также частично Европейского Севера (Тимано-Печорский регион).

На поздней стадии освоения находятся "старые" добывающие районы Урало-Поволжья, Северного Кавказа и острова Сахалин.

В настоящее время в России не разрабатываются по различным причинам около 900 нефтяных месторождений.

2. Нефть в Сибири

2.1. Сибирь как макрорегион

Экономическое районирование - это выделение тер­риторий, отличающихся своей специализацией хозяйства в территориальном разделении труда. А отраслью специ­ализации считается та отрасль, производство продукции которой обеспечено местными ресурсами на длительное время, себестоимость ее ниже, чем в других районах, а объем производства обеспечивает потребности сразу нескольких экономических районов страны, т.е. имеется возможность вывоза продукции за пределы района. Эко­номическое районирование России было сформировано в условиях централизованно-плановой советской эконо­мики. В 90-е гг. XX в. произошел слом этой системы и на рыночных принципах формируется новая территориаль­ная структура экономики России: