Сибирское ханство, поход Ермака, биография Ермака
Встречь солнцу
Однако путь в Зауралье преграждало Сибирское ханство, осколок некогда могущественной Золотой Орды. Это было паразитическое и довольно примитивное государственное образование, основанное на завоевании и жестокой эксплуатации местных племен пришлой с юга военно-кочевой знатью, совершенно чуждой коренному населению. Устранить эту преграду и тем самым открыть в Сибирь широкий проход мощному потоку русской народной колонизации выпало на долю отряда волжских казаков, предводительствуемому Ермаком. Поход Ермака положил начало действительному присоединению и освоению Сибири.
Несмотря на огромный интерес, проявленный дореволюционными и советскими историками к этой славной странице русского исторического прошлого, несмотря на наличие обширной литературы по этой теме, многое в событиях, связанных с этим походом, остается неясным, многие вопросы остаются нерешенными и очень спорными. В каком отношении друг к другу находились три силы: московское правительство, Строгановы и казачья дружина Ермака? Кому из них принадлежала инициатива похода в Сибирь? Какова хронология похода Ермака и прежде всего его начала? Как, когда и почему появился Ермак во владениях Строгановых, имело ли место «призвание» его Строгановыми или нет? В чем состояла истинная роль Строгановых? На эти и многие другие вопросы даются противоречивые, а часто и диаметрально противоположные ответы. Все дело в противоречивости показаний источников, и прежде всего — сибирских летописей. К тому же самое раннее из подробных описаний «сибирского взятия» (Есиповская летопись) было составлено лишь в 1636 году, то есть через полстолетия после самого похода, а другие — еще позже.
Личность Ермака глубоко запечатлелась в памяти народной, в устном народном творчестве. В этом отношении с ним может конкурировать, пожалуй, лишь Степан Разин. И тем не менее мы почти ничего не знаем достоверно о биографии Ермака до сибирского похода.
Взять хотя бы вопрос о происхождении Ермака, о его родине. Одно время его считали донским казаком и воздвигли ему памятник в Новочеркасске. Наиболее распространенной в настоящее время, хотя и недостаточно обоснованной, является версия, согласно которой Ермак — прозвище Василия Тимофеевича Аленина, родившегося и выросшего на Урале и служившего у Строгановых в судовых работниках. Есть и другие версии. Так, согласно одному преданию Ермак ведет свое происхождение из Тотемского уезда, а в другом источнике указано, что «Ермак атаман родом з Двины, з Борку».
Где был и чем занимался Ермак до сибирского похода?
На этот вопрос почти все источники, в том числе и вышедшие из среды самих казаков, отвечают согласованно: разбойничал на Волге, грабя караваны купеческих судов. Однако некоторые историки отказывают этим сообщениям в достоверности, считая их позднейшей легендой, и тем самым «снимают» с Ермака и его товарищей обвинение в «неблаговидных» делах. Эта тенденция нашла отражение и в широкой печати. Вряд ли это оправдано. Ведь само появление вольного казачества явилось следствием народного движения на окраины, вызванного усилением феодально-крепостнического гнета во второй половине XVI века. И это движение на окраины, составной частью которого был и поход Ермака в Сибирь, и действия казаков на Волге, было проявлением социального протеста низов против тирании господствующих классов.
Много споров вызывает вопрос о дате начала похода. Поход начался 1 сентября. Но какого года? На сей счет в научной литературе имеются разные точки зрения, дата эта определяется в широких пределах — от 1578 до 1582 года. В последнее время выдвигается и усиленно аргументируется мнение, что поход начался в 1582 году. Однако это мнение не встретило поддержки у большинства историков. Общепринятой и наиболее обоснованной датой продолжает оставаться 1581 год. Вопрос этот не мелочь. От того или иного его решения зависит многое в трактовке событий самого похода. Ведь если Ермак выступил из Чусовских городков 1 сентября 1581 года, а столица Сибирского ханства была взята в октябре 1582 года (эта дата точно установлена), то тогда весь поход продолжался более года и сопровождался отмеченной в источниках зимовкой на перевале. Если же поход начался 1 сентября 1582 года, то тогда получается, что дружина Ермака совершила полуторатысячеверстный «марш-бросок», преодолев со стругами и немалым снаряжением горный перевал я не встретив никакого сопротивления на пути к Кашлыку, менее чем за два месяца. Кстати, пермские студенты, повторившие на лодках путь дружины Ермака, затратили на это четыре месяца.
Наиболее принципиальным и одним из самых спорных является вопрос о роли правительства и Строгановых в организации экспедиции Ермака, о том, кому принадлежала инициатива этого похода. Очень рано, по живым следам событий, в правительственных сферах возникла официальная концепция «сибирского взятия», провозглашавшая роль государства направляющей и решающей. Согласно ей поход Ермака — реализация правительственных предначертаний и прямой результат действий центральной власти: Сибирь взяли «государевы служилые казаки» по прямому велению из Москвы. Этот взгляд отразился и в позднейшей литературе, в том числе и в советской, хотя и не получил широкого распространения. Позже широко распространена другая концепция, отдающая инициативу и решающую роль в деле присоединения Сибири Строгановым: именно они, нуждаясь в защите и расширении своих владений, призвали с Волги отряд вольных казаков, наняли его к себе наслужбу и на свои средства снарядили и послали в Сибирь. Сторонники этого взгляда опираются на так называемую Строгановскую летопись. Но нужно иметь в виду, что она составлена почти через столетие после похода Ермака, в вотчинах Строгановых, по их заказу и с целью прославления этой фамилии.
Наконец, еще одно истолкование начала присоединения Сибири уходит своими корнями в народные предания, связанные с рассказами участников и очевидцев похода Ермака и отразившиеся во многих письменных источниках, особенно — в Кунгурской летописи и в «Истории Сибирской» С. У. Ремезова. В них инициаторами похода в Сибирь являются сами казаки, а Строгановы — лишь их невольные кредиторы, вынужденные под угрозой применения силы снабдить дружину Ермака всем необходимым для похода.
Конечно, нельзя отрицать роль государства в «сибирском взятии» хотя бы потому, что правительственные отряды смогли довершить разгром царства Кучума и закрепить за Россией его территорию. Несомненна и причастность Строгановых к сибирскому походу. Но не им, а самим казакам принадлежит инициатива в этом предприятии. Поход вольных казаков в Сибирь явился первой волной мощного потока вольнонародной колонизации Сибири.
История России 16 - 17 век. Освоение Сибири
Дальнейшее продвижение в Сибирь в 17 веке, основание городов - Туруханск, Якутск, Енисейск
Дальнейшее продвижение в Сибирь шло главным образом в восточном направлении, в слабозаселенные и наиболее богатые пушным зверем таежные и тундровые районы, поскольку пушнина была одним из основных стимулов освоения Сибири на раннем его этапе. К тому же продвижение в лесостепные, степные и горные районы Южной Сибири сдерживалось постоянной угрозой набегов со стороны многочисленных и воинственных кочевых народов, а также сопротивлением монгольских алтын-ханов, джунгарских феодалов и киргизских «князцов», претендовавших на власть над обитавшими здесь племенами.
Дальше на восток (с Оби на Енисей, а затем — на Лену) русские люди шли двумя путями: северным — через Мангазею и южным — вверх но Оби. Еще в конце XVI века промышленники из Мангазеи по Турухану пришли на Енисей. Здесь в 1607 году на месте одного из поставленных ими зимовий был основан Туруханск, ставший основной базой дальнейшего продвижения на восток. Со временем перенес сюда свою резиденцию и мангазейский воевода. По мере того как «испромышлялся» соболь в Западной Сибири, ватаги промышленников в поисках новых «соболиных мест» шли все дальше за Енисей по его восточным притокам — Нижней Тунгуске и Подкаменной Тунгуске. Появились их зимовья и на Вилюе. Каждый год на зимовку в Туруханске собирались многие сотни промышленников. Здесь встречались ватаги, направляющиеся на промысел и возвращающиеся с промысла, шла оживленная торговля, здесь узнавали об открытиях «новых землиц» и о путях, ведущих к ним, из уст в уста передавались рассказы о великой реке Лене, текущей где-то на востоке.
Примерно в 1620 году из Туруханска на поиски этой реки отправился «гулящий человек» Пенда во главе ватаги из сорока таких же, как и он, вольных промышленников. Это легендарное путешествие продолжалось несколько лет, его участники преодолели около десяти тысяч километров. Отряд Пенды поднялся по Нижней Тунгуске и, преодолев ее скалы и стремнины, дошел до самых ее верховий. Перевалив посуху через волок, он вышел на Лену и спустился по ней до того места, где позднее был основан Якутск. Отсюда он повернул обратно, дошел до истоков Лены и через бурятские степи вышел на Ангару. Первым из русских проплыв по Ангаре, преодолев ее грозные пороги, Пенда и его товарищи уже знакомой дорогой по Енисею вернулись в Туруханск. Так впервые русские люди побывали на Лене и познакомились с якутами.