Проделанная нами исследовательская работа помогла нам глубже понять общественно - политические сложносплетения средневековой Европы XVI века. А проведенный нами анализ дал возможность не только понять, но и сделать кое – какие личные выводы на этот счет.
Истиной является то, что весь период средневековья, до этого времени (XIV – го века), в западной Европе господствовала абсолютная монархия, но она, конечно же, разбавлялась властью католической Церкви. Безусловно, Папа Римский обладал огромным влиянием над «своей» паствой посредством епископатов по всей Европе. Многие европейские князья и монархи были вынуждены прислушиваться к его мнению, а порой даже «плясать под его дудку». Но политическая тенденция вела к тому, что зависимые князья становились более обособленными, что в некоторых регионах приводило к новому политическому строю (республики, союзы). Именно это: различность политических правлений дало различие общественно-политическим взглядам реформаторов, но суть не в этом. Тенденция политического обособления дала темп развития новому, социальному классу – буржуазии.
Теперь вернемся к католической Церкви. Посредством увеличения ее представительств (монастырей, аббатств, Церквей), увеличивались ее доходы и власть. Это просто не могло не ущемлять правительства, как те, так и другие, и из сложившегося положения можно было выбраться только одним путем – избавиться от папского влияния, то есть практически переиначить религию. Вот тут то и пригодились деятели, способные создать новую идеологию. Но очень важной, а может даже и ключевой фигурой теневой стороны этой компании, были не правители, а уже развившийся новый социальный класс – буржуазия. Они больше всех имели выгоды в этом столь авантюрном мероприятии. Светская власть предоставляла покровительство, а буржуазия занималась финансовой и агитурной стороной вопроса, что очень важно по своей природе.
Вся религиозная идеология Реформации лишь благородный предлог в этом мероприятие. Лишь ширма, которая просто необходима во всех социально-политических делах и начинаниях. До того на этой территории она прикрывала папу римского, посредством реформации правители «со товарищи» перетянули ее на себя.
Что же касается самих реформаторов, трудно сказать, верили ли они в Господа Бога или нет, но вся их богословская мысль реформации была лишь инструментом, который служил совсем для других, корыстных по своей сути целей (как прискорбно бы это не звучало). Главнейшей задачей была не реформация католической Церкви, проеденной поборничеством и по истине настоящей ересью, остро нуждавшейся в реформации, а создание новой (протестантской). Это как раз и доказывает корысть и инструментализм их богословских мыслей и высказываний. Они жили и работали практически в одно время, но в разных местах, и как уже упоминалось, с различного рода правительствами, что еще раз подчеркнуло их беспринципность в достижении намеченных целей. Естественно каждый из них высказывался и выстраивал подтверждающие догмы в пользу правительства, на территории которого жил и работал, и народа, который его окружал. Но когда дело дошло до крестьянской войны, Мартин Лютер тут же начал строить опровержения некоторых своих, ранее доказуемых положений. Цвингли вообще не смог дать прочности своей догматике и его движение после его смерти погасло, перейдя в кальвинизм.
Следует упомянуть, что Кальвин, ярый приверженец аристократической республики, также имел привычку посвящать свои работы европейским монархам, надеясь заручиться их поддержкой в деле Реформации. Среди тех, кому посвятил свои произведения Кальвин, были Эдуард VI и Елизавета I Английские и Кристофер III Датский. По отношению же к народу он вообще установил жесткие меры, в плоть, до смертной казни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Источники:
1. Мартин Лютер. Послание Христианскому дворянству германской нации. // Хрестоматия по истории средних веков / А. Н. Сахаров – 2-е изд. : в 3-т М. : 2001 -Т. 2 С. 357
2. Ульрих Цвингли. Комментарий об истинной и ложной религии. // Хрестоматия по истории средних веков / Н. А. Сказкин – 2-е изд. : в 2-т М. : 2000 – Т. 1 С. 586
3. Жан Кальвин. Наставления в Христианской вере. // Хрестоматия по истории средних веков / Н. А. Сказкин – 2-е изд. : в 2-т М. : 2000 – Т. 1 С. 586
Литература:
1. Барг М.А. «Эпохи и идеи становления гуманизма». – М.: Мысль, 1987. – 348 с. В пер.: 1 – 60
2. Волобуев П.В. «Выбор путей общественного развития: теория, история и современность» - М.: политиздательство 1987 – 312с. В пер.: 1-40
3. Виппер Р. Ю. «История средних веков: курс лекций» - Киев: Air Land 1996- 384c.
4. Гутнова Е. В. «История средних веков: Великие Реформаторы» изд.-2, перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003-496с
5. Дробышевский С. А. «История политических и правовых учений, основные классические идеи» -М.: Юристъ, 2003. – 412с.
6. Зидентоп Л. «Гуманизм в Европе» пер. с. Англ. / под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2001-260с.
7. Исаев И. А. «У истоков политико-правового сознания» -М.: Юристъ, 1998-256с.
8. История средних веков.: учебник для ист. Фак. Гос. Универ. : в двух томах / под ред. Е. А. Косминского. – М.: политиздат. 1992 – 342с. 2-т.
9. История Политической мысли: Раннее новое время. Учебн. В 2-х томах. / под ред. С. П. Карпова. –М.: Высшая школа, 1990- 235с
10. Маграт Алистер. «Богословская мысль Реформации» - Одесса; ОБШ 2. «Богомыслие», 1994 – 316 стр. пер. с англ. 5 – 7707- 5698-5.
Статьи.
11. Алексеев А. Н. «Итоги Реформации: прошлое и настоящее» // Наука и жизнь. 2006. - №11 – с. 92 – 103.
12. Алексеев А. Н. Михеева С. И. «Церковная реформация» // Вестник РУДН серия 4. Исторические науки. – 2008. - №2 с. 5 – 11.
13. Лупарев Д. Л. «Политико-правовые взгляды Жана Кальвина» // Право и политика. – 2008. №6 – с. 17 – 19.
14. Лупарев Д. Л. «Политико-правовые взгляды Мартина Лютера» // Право и политика. – 2008. №7 – с. 30 – 35.
15. Лупарев Д. Л. «Политическая мысль Реформации» // Право и политика. – 2008. № 12 – с. 14 – 19.
16. Марченко М. П. «Европейски объединительные идеи» // Вестник МГУ серия 11. Право. – 2008.- №3 с. 3 - 13.
17. Позднеева М. «Реформация и политический строй» // Вояж. – 2007. - №3 -с. 96 - 97.
18. Солохин. Р. Ю. «Учение о государстве и обществе в западной политико-правовой мысли» // История и право. – 2008. - №7 – с. 17 – 40.
19. Сенявская Е. С. «Германия и радикальная Реформация» // Вопросы истории. 2006. - №11 – с. 58 – 67.
20. Федякин А. В. «Зарождение гуманизма» // Вестник МГУ серия 12. Политические науки. 2008. - №3. – с. 21 – 25.
1 Мартин Лютер Доктрина Двух Царств // Хрестоматия по истории средних веков / А. Н. Сахаров – 2-е изд. : в 3-т М. : 2001 -Т. 2 С. 357
2 Гутнова Е. В. «История средних веков: Великие Реформаторы» изд.-2, переработано и дополнено – М.: Высшая школа, 2003-496с. С. 254
3 Со лохин. Р. Ю. Учение о государстве и обществе в западной политико-правовой мысли // История и право. – 2008. - №7 – с. 17.
1 Виппер Р. Ю. История средних веков: курс лекций // Киев: Air Land 1996- 384c. С. 45.
2 Виппер Р. Ю. История средних веков: курс лекций // Киев: Air Land 1996- 384c. С. 87
1 Виппер Р. Ю. История средних веков: курс лекций // Киев: Air Land 1996- 384c. С. 152.
2 Гутнова Е. В. История средних веков: Великие Реформаторы // изд.-2, переработано и дополнено – М.: Высшая школа, 2003-496с. С. 254
1 Гутнова Е. В. История средних веков: Великие Реформаторы // изд.-2, переработано и дополнено – М.: Высшая школа, 2003-496с. С. 255
1 Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история и современность / изд. - М.: Политиздательство 1987 – 312с. В пер.: 1-40. С. 122
1 Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история и современность / изд. - М.: Политиздательство 1987 – 312с. В пер.: 1-40. С. 125
1. Марченко М. П. Европейски объединительные идеи // Вестник МГУ серия 11. Право. – 2008.- №3 с. 3 - 13. С. 67
2 Марченко М. П. Европейски объединительные идеи // Вестник МГУ серия 11. Право. – 2008.- №3 с. 3 - 13. С. 69
1 Марченко М. П. Европейски объединительные идеи // Вестник МГУ серия 11. Право. – 2008.- №3 с. 3 - 13. С. 70
1 См. W. Ullmann (В. Ульман), «Medieval Papalism Politikal Theories of the Medieval Canonists» (Средневековое папство Политические теории средневековых канонистов) London 1949. Цитировано по: Маграт Алистер. Богословская мысль Реформации // Одесса; ОБШ 2. Богомыслие, 1994 – 316 стр. пер. с англ. 5 – 7707- 5698-5
2 Мартин Лютер Доктрина Двух Царств // Хрестоматия по истории средних веков / А. Н. Сахаров – 2-е изд. : в 3-т М. : 2001 -Т. 2 С. 345
1 Мартин Лютер Доктрина Двух Царств // Хрестоматия по истории средних веков / А. Н. Сахаров – 2-е изд. : в 3-т М. : 2001 -Т. 2 С. 356
1 Мартин Лютер Доктрина Двух Царств // Хрестоматия по истории средних веков / А. Н. Сахаров – 2-е изд. : в 3-т М. : 2001 -Т. 2 С. 357
2 W. D. J. Cargill Thompson , “The Two Kingdoms” and the “Two Regimants” Цитировано по: Маграт Алистер. Богословская мысль Реформации // Одесса; ОБШ 2. «Богомыслие», 1994 – 316 стр. пер. с англ. 5 – 7707- 5698-5
1Со лохин. Р. Ю. Учение о государстве и обществе в западной политико-правовой мысли // История и право. – 2008. - №7 – с. 17.
2 Зидентоп Л. М. Гуманизм в Европе пер. с. Англ. / под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2001-260с. С. 147
1 Зидентоп Л. М. Гуманизм в Европе пер. с. Англ. / под ред. В. Л. Иноземцева. – М.: Логос, 2001-260с. С. 148
1 . Барг М. А. Эпохи и идеи становления гуманизма. // изд. – М.: Мысль, 1987. – 348 с. В пер.: 1 – 60 С. 266