Смекни!
smekni.com

Личность и государственная деятельность Петра 1 в оценке В.О. Ключевского (стр. 8 из 12)

Главным средством борьбы «Народной воли» с самодержавием стал террор. Важнейшим делом партии, ставшим в центре ее внимания, являлось осуществление смертного приговора царю, который был вынесен Исполнительным комитетом в августе 1879 г. Этим и были прежде всего озабочены члены комитета, привлекавшие к подготовке покушения отдельных народовольцев – офицеров, студентов, рабочих, всего около 50 человек.

Было организовано девять покушений на Александра II. Восемь из них оказались неудачными и лишь девятое – смертельным для императора. 1 марта 1881 г. руководимые Перовской народовольцы подстерегли царскую карету на берегу Екатерининского канала и взорвали ее. Однако лишь вторая бомба, брошенная И.И.Гриневицким, смертельно ранила царя. Погиб и покушавшийся.[102]

Приговор Александру II был наконец приведен в исполнение. Однако к полному разочарованию народовольцев массовых революционных выступлений после этого террористического акта ни в столице, ни в провинции не последовало. Напротив, общество и народ погрузились в глубокий траур. Случилось первое в истории России убийство императора не какой-то группой дворян-заговорщиков, а представителями русской общественности.

Полиция начала массовые аресты народовольцев, что привело к полному разгрому всей организации. В апреле 1881 г. были повешены Андрей Желябов, София Перовская, Николай Кибальчич, Николай Рысаков, рабочий Тимофей Михайлов. Революционное народничество как одно из направлений общественного движения исчерпало себя.

В «Черный передел» вошли видные деятели революционного народничества, которые были убеждены в необходимости продолжать пропагандистскую и организационную деятельность среди крестьян. В их числе были Г.В.Плеханов, В.И.Засулич, М.Р.Попов, Я.В.Стефанович, Л.Г.Дейч, О.В.Аптекман, П.Б.Аксельрод, Г.Н.Преображенский, В.Н.Игнатов, Е.Н.Ковальская и другие, всего 21 человек.[103]

Состав организации не был постоянным и однородным по убеждениям. Идейная программа новой организации в принципе не отличалась от землевольской. Напротив, чернопередельцы постоянно подчеркивали свою приверженность ей. Приняв название «Черный передел», участники группы указывали на поддержку крестьянства, среди которого были широко распространены слухи о «черном переделе» всей земли в пользу крестьянства и на такое же ожидание его, каким жило крестьянство перед отменой крепостного права.

Чернопередельцы считали неминуемым исходом нового напряжения обстановки в стране воздействие снизу, «вроде бунтов Разина, Пугачева и др.». они подчеркивали необходимость аграрной революции и уничтожения государства.

Однако попытка «Черного передела» продолжить дело «Земли и воли» не имела успеха. Пропагандистская работа в деревне по-прежнему не давала ощутимых результатов. Подпольная типография, где печатался первый номер «Черного передела», была разгромлена. В руки полиции попал и ряд членов тайного общества.

Спасая руководителей от ареста, чернопередельцы в январе 1880 г. переправили за границу Плеханова, Засулич, Дейча, Стефановского. Осенью того же года Аптекман заявил, что у чернопередельцев «нет организации и общего плана действий». Почти беспрерывные аресты членов организации привели ее в 1882 г. фактически к полному разгрому.

В целом деятельность народнических организаций не достигла поставленных целей, т.к. несмотря на убийство императора Александра II, с самодержавием в России не было покончено. Крестьянская революция так и произошла. Из всех слоев населения революционеров поддержало лишь студенчество и часть разночинцев.

Подводя итог материалу параграфа, можно сделать ряд выводов о студенческих организациях 60-70 гг. XIX в.

Наиболее известными и крупными студенческими организациями этого времени были «Сморгонская академия», общество «чайковцев», Кушелевский кружок (в состав которого входили слушательницы женских курсов), нечаевское общество.

Революционные студенческие кружки возникали в различных городах России, таких как Москва, Казань, но столицей их был Петербург. Наиболее активно в общественной жизни страны участвовали студенты Петербургской медико-хирургической академии, Лесного института, Горного института, Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения, Петербургского политехнического института, Петербургского университета. Их активно поддерживали учащиеся духовных семинарий.

Студенческие кружки 60-70 годов стали главной силой, на которой базировалось революционное движение. Студенчество представляло собой наиболее образованную, интеллектуально развитую часть общества, авангард общественной мысли.


2.2. Мировоззрение студенческих организаций

Студенчество 60-70 годов XIX века представляет собой не просто слой общества, объединенный общими целями и родом деятельности. Под ним понимают целую плеяду талантливых деятелей, которые совершили переворот в общественном сознании XIX века.

Мировоззрение студенчества формировалось на протяжении десятилетий, и на его развитие оказали влияние многие факторы.

Прежде всего, классовый состав студенчества. До середины XIX века доступ в университеты был открыт только представителям дворянского сословия. Дворянство в России всегда было не только наиболее состоятельным сословием, но также и наиболее интеллектуально развитым, наиболее активным, наиболее влиятельным. Из его среды в начале века вышли декабристы. Представители же других сословий отличались и материальным состоянием, и занимаемой общественной позицией.

Объединившись в студенческой среде, молодежь различных сословий составила новый слой общества.

Другим фактором, оказавшим влияние на формирование студенческого мировоззрения, была общественно-политическая ситуация, сложившаяся к тому времени в стране. Необходимость реформ, прежде всего отмена крепостного права, была настолько очевидна, что даже император Александр II говорил о том, что лучше провести преобразования «сверху», чем ждать, пока они произойдут «снизу».[104] Вопрос же о способах проведения реформ и их масштабах был дискуссионным, и привлекал внимание всех слоев общества.

Кроме того, на развитие общественной мысли в России оказывала влияние европейская революционная идея, достигшая к середине столетия своего апогея.

Середина – вторая половина XIX века также связаны с появлением различных общественно-политических течений, распространением в России различной политической литературы.

В этих условиях и происходило становление мировоззрения студенческих организаций 60-70 годов.

Одним из его направлений становится философия нигилизма. Это слово ввел в обращение И.С.Тургенев, изобразив нигилиста Базарова в романе «Отцы и дети».[105]

Нигилистические идеи проповедовал критик Д.И.Писарев в журнале «Русское слово». Писарев призывал разрушить всё наследие старого общества. «Что можно разбить, то и нужно разбивать, что выдержит удар, то годится. Что разлетится вдребезги, то и хлам. Бей налево и направо, от этого вреда не будет и не может быть», — провозглашал он.[106]

«Хламом» Писарев считал всё, что отвлекает от «практического дела»: религию, философию, искусство, изящную литературу, поэзию. Особенно резко молодой критик нападал на «устаревшее» творчество Пушкина. Лишь естественные науки, способные принести «конкретную пользу», он признавал достойным занятием.

Фанатик и идеалист, Писарев искренне верил, что наука способна справиться не только с невежеством, но и с бедностью. Писарев стал властителем дум целого поколения шестидесятников-разночинцев, особенно студенчества.

Другим выдающимся мыслителем, оказавшим влияние на становление мировоззрения учащейся молодежи, стал Н.Г. Чернышевский, который выступал в защиту интересов крестьянства и раскрывал грабительскую сущность правительственных реформ.

Идеи Чернышевского и А.И. Герцена, который находился в это время за рубежом, составили теоретическую базу революционных организаций начала 60-х годов.

Студенты - «шестидесятники» годов надеялись на крестьянское восстание, которое модно будет обратить в революцию, поэтому практически не занимались пропагандой.

Пришедшие им на смену «семидесятники» же уделяли намного больше внимания пропагандистской деятельности, а также собственному политическому развитию и образованию.

Были прочитаны произведения отечественных писателей: Добролюбова, Чернышевского, Писарева, Некрасова, западноевропейских мыслителей: Ф. Лассаля, Л. Блана, Дж. Ст. Милля, К. Маркса и др.

Среди российских идеологов того времени наибольшее влияние на мировоззрение студенческих организаций оказали М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, ставшие также идеологами движения народников. Обратимся к некоторым положениям их учений.

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876)[107] с начала 40-х годов выпускает политические статьи, ставшие основой мировоззрения анархистов.

Это «Реакция в Германии» 1842 г., в которой он провозгласил необходимость «полного уничтожения существующего политического и социального строя», доказывая, что «страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть».[108]

Анархистское мировоззрение Бакунина окончательно оформилось в середине 60-х годов и нашло отражение в работах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), «Кнуто-Германская империя и социальная революция» (1871) и др.[109]

Отрицая любую форму государственной власти, Бакунин утверждал идею организации общества «снизу вверх» (в виде федерации самоуправляющихся общин, артелей, ассоциаций, областей, народов), рассматривал будущее общество как строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей.