В 1873 г. появилась книга «Государственность и анархия», а «Прибавление А» к ней, вышедшее позже, стало одним из программных документов революционного народничества.
Считая русского крестьянина «прирожденным» социалистом, а общинное землевладение – основой будущего социалистического устройства, Бакунин полагал, что «ничего не стоит поднять любую деревню», однако подчеркивал недостаточность «частных вспышек» (видя в них лишь средство революционного воспитания народа), а ставил перед революционно настроенной интеллигенцией задачу установления «живой бунтовской связи между разъединенными общинами».[110] То есть не учить крестьян, не пропагандировать в их среде, а слить отдельные крестьянские выступления во всероссийскую народную революцию.
В 1872 г. в Петербурге был создан кружок А.В. Долгушина, имевший тайную типографию. Здесь печатали и распространяли брошюры и прокламации для народа. Этот народнический кружок, придерживавшийся бакунинского направления, был вскоре раскрыт охранкой и разгромлен.
Бунтарское направление в народничестве выразилось также и в попытках «летучей пропаганды» в процессе «хождения в народ». Идеи Бакунина нашли отражение в программах и деятельности многих кружков революционных народников, а также организации «Земля и воля».
Лавров Петр Лаврович (1823-1900)[111] сотрудничал в изданиях Герцена, близко стоял к студенческому движению, вошел в состав «Земли и воли» 60-х годов. В 1866 г. был сослан в Вологодскую губернию, откуда в феврале 1870 г. ему удалось бежать за границу, где он и оставался до самой смерти.
В годы ссылки Лавров написал и опубликовал свои «Исторические письма», произведение, которому суждено было сыграть выдающуюся роль. Демократическая молодежь с восторгом встретила эту книгу. В ней отражался новый взгляд на историю общества, и показана была возможность превратить слепой исторический процесс в сознательный, а человек рассматривался не как игрушка непознаваемых законов, а как центр исторических событий.
Лавров создал формулу прогресса: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости».[112] В ней явно прослеживается мысль о необходимости решительного и коренного изменения существующих устоев общественной и государственной жизни, так как при них невозможно всестороннее развитие личности.
По мнению Лаврова, истинными носителями прогресса, двигателями истории могут быть только критически мыслящие личности, которые должны объединиться в партию, способную сплотить вокруг себя силы общества, и, проникнув в народ, пойти с ним на революционные преобразования. Отсюда вытекала знаменитая формула Лаврова: личность – партия – массы. Большое место в рассуждениях Лаврова занимала также идея нравственного долга интеллигенции перед народом.
Находясь за границей, Лавров являлся редактором революционного журнала «Вперед!» (1873-1877), в котором были опубликованы его программные статьи «Счеты русского народа», «Знания и революция», «Кому принадлежит будущее?» и др. Редактировал также революционную газету «Вперед!» (1875-1876).[113]
Он полагал, что народные массы сами по себе не в состоянии выработать социалистическую идеологию. Она должна быть внесена извне, революционно настроенной интеллигенцией. Поэтому он считал необходимым «подготовление социалистической революции в России путем развития социалистической мысли в интеллигенции и путем пропаганды социалистических идей в народе».[114]
Ткачев Петр Никитич (1844-1886)[115] – представитель революционной деятельности 60-70-х годов.
Первые его статьи появились в печати в 1862 г. вскоре после смерти Добролюбова и ареста Чернышевского. Через три года он занимает в «Русском слове» место арестованного Писарева, а после запрещения этого журнала почти до конца своей жизни Ткачев – один из ведущих сотрудников преемника «Русского слова» демократического журнала «Дело».
В декабре 1873 г. Ткачеву удалось бежать из места ссылки в Псковской губернии за границу, где и оформляется окончательно его социальная доктрина.
Ткачев разделял веру народников в крепость и силу общинных традиций русского крестьянства, но в отличие от Бакунина и Лаврова отвергал принцип «освобождение народа посредством народа». Он считал, что сам народ «не может провести и осуществить в жизнь идеи социальной революции». Такие задачи он возлагал на заговор «революционного меньшинства» из передовой интеллигенции. Именно это меньшинство должно было, используя «разрушительно-революционную силу народа», захватить власть, создать «революционное государство» и положить основание «новому разумному порядку общежития».[116]
Ткачев полагал, что осуществление социальной революции в России пока не представляет никаких затруднений, так как русское государство еще является «фикцией» и не имеет поддержки в народе и обществе.
Ткачев явился основателем заговорщического направления в революционном народничестве. Печатным органом этого идейного направления был издававшийся за границей с 1875 г. Журнал «Набат», руководителем которого был Ткачев. Он же был автором практически всех программных статей в журнале. Теория заговора стала руководством в практической деятельности народнической организации «Народная воля».
Таким образом, учения Бакунина, Лаврова и Ткачева стали основой для формирования идеологии народничества, а вместе с тем оказали влияние на становления мировоззрения студенчества 60-70 годов XIX века.
Подводя итог материалу главы, можно сказать, что система взглядов на общественно-политическую жизнь, присущая студенчеству второй половины XIX столетия, формировалась под влиянием множества факторов. Мировоззрение студенческих организаций во многом определило ход революционной борьбы в России.
60−90-е годы XIX века составили чрезвычайно важный и значительный этап в истории России. Самым выдающимся событием этого времени стало, бесспорно, проведение императором Александром II Великих реформ − крестьянской, судебной, земской, городской, народного образования, военной и других. Эти крупные общественно-политические преобразования показали стране и Западной Европе, что русская монархия в лице дома Романовых была способна сделать серьезный и решительный шаг в деле приобщения России к европейской цивилизации, к созданию правового российского государства.
Несмотря на то, что многие из реформ не имели ожидаемого успеха, они всколыхнули российскую общественность, привлекли широкие слои общества к участию в политической жизни государства.
В настоящей работе рассматривается революционное студенчество Петербурга в 60-70-е годы XIX века. Ему принадлежит особая роль в революционном движении – идеолога, организатора и основной движущей силы.
Студенческая среда как социальная прослойка, а особенно учащаяся молодежь рассматриваемого периода давно питает научный интерес. Среди исследователей нет единого определения студенчества как общественного слоя, существует много споров о его революционной деятельности.
Однако в одном мнения ученых сходятся - под термином «студенчество» в данном случае выступает не просто учащаяся молодежь, а целый социальный слой, имеющий определенные социально-психологические черты и системы ценностей, отличающие их от других групп общества. Его представители стали наиболее активными и смелыми участниками революционной борьбы, развернувшейся в конце века в России.
Не случайным является рассмотрение в рамках темы работы именно студенчества Петербурга, поскольку в XIX он был не только столицей России, но и центром культурной, научной, общественной жизни.
Работа строится по проблемно-хронологическому принципу и состоит из двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа.
В первой главе освещается историческая ситуация, в которой сложилось революционное студенчество. С одной стороны – это время значительных государственных перемен, проводимых правительством, эпоха «великих реформ» Александра II, главной из которых является отмена крепостного права, считавшегося причиной отставания России от многих стран в экономическом и военно-техническом плане.
Манифест 19 февраля 1861 года вызвал неоднозначную реакцию в обществе, и стал причиной многочисленных крестьянских волнений, поддержанных представителями других слоев. Наиболее активным становится университетская общественность.
С другой стороны, вторая половина-конец XIX века связаны с активизацией деятельности неправительственных организаций, среди которых различные революционные движения.
Второй параграф посвящен описанию студенчества как социальной прослойки. Автором рассматривается история возникновения и развития студенчества в России, выделяются основные этапы его становления как социального слоя. Особого внимания заслуживают события XIX века, когда доступ в университеты получили представители разных сословий, а не только дворянского, а также был издан новый устав.
Вторая глава посвящена непосредственному рассмотрению революционного движения студенчества. Историками выделяется два периода его активного развития: с 1859 по 1864 и с1868-1869 по1879. Соответственно применяются и термины, называющие представителей студентов-революционеров каждого этапа – «шестидесятники» и «семидесятники». Объединенные одинаковыми целями, они проводили различную деятельность.
Так, в студенческой среде появление революционных организаций относится к 1862 году, когда в Петербурге была создана «Земля и воля». Уже в ее программе отражались основные задачи революционеров – свержение самодержавия, установление демократических свобод через революционное восстание. Однако просуществовала организация недолго, и уже в 1864 году, ослабленная арестами, прибегла к самороспуску.