Наиболее сложным вопросом остается выделения древнейшей славянской культуры. Культура славян очень древняя, своими корнями она связана с далекими предками, племенами индоевропейцев, заселявших Европейский материк и значительную часть Юго-Западной и Южной Азии. Именно из этого огромного массива древних культур и племен выделились славяне наряду с другими народами Европы Дело в том, что на исконно славянской территории в I тысячелетии до н. э. в раннем железном веке сложилось несколько культур.
Одной из самых ранних праславянских культур является лужицкая, расположенная по Висле и Одеру. Лужицкие племена занимались земледелием. В результате раскопок найдены остатки деревянной сохи, роговые мотыги на деревянной ручке, железные серпы и простые каменные зернотерки. На Бискупинском поселении обнаружены также обуглившиеся зерна ржи, пшеницы, ячменя и гороха. Из волокнистых растений был известен лен. В I тысячелетии до н. э. у племен лужицкой
-10-
культуры железо совсем вытесняет камень, а потом и бронзу, из которой стали делать только украшения. В хозяйстве лужицкого населения значительное место занимало и домашнее скотоводство. На поселениях
много костей домашних животных, среди них особенно костей крупного рогатого скота.
Широко известны погребения лужицкой культуры. Умерших сжигали, а остатки сожжения заключали в глиняные горшки, накрывали черепком и ставили в ямы. Рядом с урнами клали небольшое количество вещей и ставили сосуды, видимо, с пищей. Такие могильники называют «полями погребений», или «полями погребальных урн». Обряд погребения в урнах позже получил широкое распространение у славян и неславянских племен Восточной Европы в первой половине I тысячелетия н. э.
В это время на территории восточной Европы были и другие славянские культуры. Однако нельзя сказать, какая из этих культур была древнейшей славянской культурой.
Во II в. до н. э. между верховьями Западного Буга и Среднего Днепра, т. е. в южной части Белоруссии и в лесостепной Северной Украине, вплоть до Киева на юге и Брянска на севере, появляется зарубинецкая культура. Считают, что центры формирования этой культуры находились в западной части указанной территории. В течение четырехсот лет зарубинецкие племена были единственным и многочисленным населением лесостепного Поднепровья и Полесья, т. е. тех территорий, которые рассматриваются как древнеславянские земли на востоке Европы. Эта культура впитала в себя традиции целого ряда праславянских культур, сложилась на их основе и на той территории, которую они занимали.
Так же во II—III вв. в среде раннеславянских племен происходят значительные изменения. Они связаны, с одной стороны, с расширением территории славянского мира и дальнейшим проникновением их на территорию балтов и других народов. А, с другой стороны, славяне
-11-
были подвержены политическому и культурному влиянию с юга, со стороны сарматов, готов и других племен, границы расселения которых постоянно менялись из-за начавшегося великого переселения народов и вторжения варваров в пределы Римской империи. Постоянные перемещения и ассимиляции привели к тому, что в начале III в. некоторые племена славян были вытеснены в Верховья Днепра, на Десну. черняховцев наблюдается значительный прогресс по пути накопления имущественного неравенства и классообразования. Наличие монет в археологических находках свидетельствует о широких как внутренних, так и внешних торговых связях, широком развитии ремесла. Среди украшений встречаются римские фибулы, дорогие изделия из стекла и сделанные по форме стеклянных сосудов глиняные сосуды. В значительной своей массе посуда сделана на гончарном круге.
У черняховцев был высокий для того времени уровень экономической и социальной жизни. Это подтверждается наличием развитого ремесла, широких и устойчивых торговых связей, развитого пашенного земледелия, изготовленной на гончарном круге посуды, римских вещей.
Со 2 по 4 века наблюдается резкий подъем в социальной и хозяйственной жизни древних славян. В это время Римская империя
завоевала Данию. В результате этого она становится «соседкой» славянских племен. Занятиями славян данного времени становится: экспортное земледелие ( на продажу Римской Империи), земледелие было плужным, появляются жернова, мукомольни, развивается выпечка хлеба, совершенствуется выплавка железа, появляется гончарный круг, кроме этого появляются первые ювелирные украшения ( с камнями).
В 4-5 веках идет великое переселение народов. Праслявяне разделились на 3 ветви:
- западная; (в дальнейшем даст начало полякам, чехам, словакам)
- восточная; (русским, украинцам, белорусам)
- южная; (болгарам, сербам, хорватам)
-12-
В 5 – 6 вв. н. э. в результате расселения древних славян по территории балтов и разложения первобытнообщинных отношений складываются новые образования - территориально-политические союзы, знаменующие собой конец первобытной истории и начало сложения феодальных, классовых отношений. Восточнославянские объединения упоминаются как вполне конкретные образования в древнерусской летописи — «Повести временных лет». Эти новые объединения стали называться по названию возглавлявшего их племени. По летописи первые славянские поселения на нашей земле – это поселения полян и древлян. Внутри этих союзов складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о территории. В верховьях Днепра в это время создается многочисленное объединение
славянских племен — кривичей. Установлено, что кривичи пришли в верхнее Приднепровье, поглотив живших там балтов. С кривичами связан обряд захоронения в длинных курганах.
Правда, теория переселения славян, впоследствии была пересмотрена советскими историками: восточные славяне – местные жители Восточной Европы. По их мнению, процесс образования народов есть следствие укрупнения этноса, а не дробления. Расчленение индоевропейцев действительно характерно для первобытно-общинного строя, а с переходом к классовому обществу начинается процесс укрупнения на базе языка народности, формируется язык нации.
Советские историки сначала определяли родину индоевропейцев в Азии, так как считали их скотоводами, которые кочевали к востоку от Азовского моря и занесли индоевропейские языки в Азию. В дальнейшем данная точка зрения изменилась в связи с археологическими открытиями.
Естественно, что подробнее хочется рассмотреть восточных славян, ведь именно они являются нашими предками.
-13-
Как было сказано выше, их история начинается с 6 века н.э. В этот период славяне делились на племенные союзы. Каждый племенной союз включал в себя более мелкие объединения. Занимали они территории Предднепровья и соседние территории. По реке Русь жили поляне ( позже в литературе их называют русичи). По реке Припять – древляне. Севернее – дреговичи. В верховье Днепра и по Западной Двине –
родимичи. Все эти племена вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством (сбор меда диких пчел). В то беспокойное время, когда войны не только разными племенами, но и между соседними общинами были постоянным явлением, люди часто селились в труднодоступных местах, окруженных высокими склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали глубокие рвы и обносили свои жилища деревянным тыном.
Остатки таких маленьких крепостей называются городищами. Жилища строились в виде землянок, внутри были глинобитные или каменные печи. В каждом селении жили обычно родственники, которые нередко вели свое хозяйство общиной.
6 – 9 веках в хозяйственной жизни восточных славян переплелись производящие и непроизводящие виды деятельности. Еще в древности они пережили первое общественное разделение труда, то есть отделение земледелия от скотоводства.
В земледелии возникли новые большие изменения: а) залежная и переложная система обработки земли; б) двух- и трехпольная система земледелия; в) происходит рост количества выращиваемых культур: ржи, ячменя, пшеницы, овса, конопли, льна, капусты, лука, репы, редьки, гороха.
На рубеже 8 – 9 веков у восточных славян произошло второе общественное разделение труда, то есть отделение ремесла от
-14-
земледелия и возникли центры ремесла – города. Земледельческое хозяйство того времени очень мало походило на современное. Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить или выжечь участок в лесу.
Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался сечень (от слова "сечь" - рубить). Далее следовали месяцы сухий и березол, во время которого лес сушили и сжигали. Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную деревянной сохой, или ралом. Такое земледелие называется огневым или подсечным. Чаще сеяли просо, но были известны и другие злаки: пшеница, ячмень и рожь.
Месяц жатвы назывался серпень, а месяц молотьбы - вресень (от слова "врещи" - молотить). То что названия месяцев у древних славян связаны с земледельческими работами, свидетельствует о первостепенном значении земледелия в их хозяйстве. Каждая семья или группа родственников изготовляла для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна и шили одежду. В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а также изделия из бересты и луба. Покупали лишь то, что нельзя было добыть или сделать на месте. Самым распространенным товаром издавна была соль - ведь месторождения её встречались далеко не везде.
Торговали также медью и драгоценными металлами, из которых