4.3. Страбон
Затруднение для азербайджанских историков представляет тот факт, что Страбон неоднократно упоминает как армянские области долину Аракса — Араксену (где помещает и столицу Армении Арташат), граничащую, по его словам, с Курой Сакасену и наконец Орхистену, то есть Арцах — Нагорный Карабах, по Страбону, «выставляющую наибольшее число всадников»[48]. Играр Алиев возражает на это:
«Судя по-Страбону, армяне захватили Сакасену, Орхистену и некоторые-другие области, ибо они перечисляются амасийским автором как армянские провинции. Однако верить Страбону можно не всегда: „География“ его содержит немало противоречивого, поскольку он некритически использовал разновременные сообщения лиц, весьма недолго бывавших в Албании и поэтому плохо осведомленных о событиях предшествующего им времени, Это и было причиной того, что географ делал различного рода несправедливые и легковерные обобщения . Трудно поверить Страбону, когда он, например, говорит о Сакасене как армянской области. Этому противоречит его же утверждение о том, что река Кура протекает через Албанию, Если это так, то тогда Сакасена — это не армянская, а албанская земля.»[44] Однако абсолютизация слова «через», «по» антинаучная, так как в греческом языке предлог или префикс διά означает также и «вдоль».[49] Общеизвестно, что и в русском языке предлоги «по», «через» никак не исключают смысла «вдоль» (например по Армении течет река Аракс). А. П. Новосельцев, анализируя сведения Страбона и однозначно отмечая армяно-албанскую границу по реке Кура, пишет:"Этому вовсе не противоречит указание Страбона на то, что река Кура протекает через Албанию, поскольку левобережье этой реки в пределах от Камбисены на юг относилось к Албании. Данные Страбона находят подтверждение и у других античных писателей".[11] В тексте «Географии» Страбон буквально указывает, что Сакасена «граничит с Албанией и рекой Киром» [50] и является «лучшей землей в Армении».[51] В «Истории Азербайджана», изданной в 2006 г. под эгидой президента Азербайджана говорится без дальнейших объяснений:
Наил Горхмазоглу предполагает существование двух Сакасен: в Албании, на берегу Куры, и в Армении, которую он помещает в районе Гиркании (современный Мазандеран). При этом он отвергает и сообщения Страбона о том, что Араксена принадлежала Армении, на том основании, что по Страбону Аракс впадает в Каспий у границ Албании. На этом основании он делает вывод, что «у Страбона Араксеной именуется как левобережье в Албании (ныне равнина Муган), так и правобережье в Южном Азербайджане (ныне Гапыджыг)».
[53]
4.4. Плиний Старший
Кемал Алиев[54] резко возражает против перевода этого автора, сделанного академиком В. В. Латышевым, который по его словам «создает иллюзию, что албаны заселяли территорию, начиная от реки Куры». Перевод Латышева звучит так: «всю равнину, (начиная) от реки Кира, заселяет племя албанцев, а затем — иберов, которые отделены от первых рекою Оказаном». Со своей стороны Алиев, «в связи с контекстом», предлагает свой перевод: «вплоть до всей равнины (реки) Кюр владеет землями племя албанов…», то есть, объясняет он, от границ Армении вплоть до Куры. Между тем в латинском подлиннике стоит: «a Cyro usque»[55]; предлог же a, ab, согласно словарю (и в полном соответствии с переводом В. В. Латышева) означает «от, из окрестностей, из»[56], но никак не «вплоть до» — такого значения ни в одном словаре не зафиксировано. Анализируя сообщения Плиния [57] о том что Отене/Утик является частью Армении (ab Armeniae Otene regione), вдоль которого Армения граничит с Атропатеной, азербайджанский историк И. Алиев заключает:"… граница между Атропатеной и Арменией проходила по течению Аракса, вдоль территории Отены. Это позволяет полагать, что пограничная зона по Араксу между Атропатеной и Арменией была где-то у Нахичевани".[42] Для «вытеснения» Армении из правбережья Куры, Алиев буквально перемещает провинцию Утик на территорию Нахичевана, который даже не граничила с Утиком (между Утиком и Нахичеваном находились провинции Арцах и Сюник).
4.5. Другие греко-римские авторы
Отвергаются на том основании, что «сведения античных авторов (Плиния, Апиана, Диона Кассия, Плутарха и др.), согласно которым южной границей Албании представляется река Кура, взяты у Патрокла и Эратосфена, очень мало знавших Закавказье, а также у участников римских походов в Закавказье, чьей целью было преследование понтийского царя Митридата, а вовсе не изучение Албании»[58]
Следует отметить, что, по мнению В. П. Новосельцева, утверждения будто Страбон при описании Албании опирался на тексты Патрокла и Эратосфена (III в. до н. э.), произвольны и не подтверждаются самим текстом труда Страбона[11].
4.6. Фавстос Бузанд
Армянский историк V в. Фавстос Бузанд описывает смутное время, наступившее в Армении в конце 360-х гг. — в эпоху царя Аршака II, сопровождавшуюся массовыми восстаниями вельмож и целых областей против царской власти (в частности, «против армянского царя Аршака восстал также укрепленный гавар <округ> Арцах»[59]).Его царствование завершилось пленением и персидским нашествием, в котором принял участие также царь Албании Урнайр. Впоследствии, по рассказу Бузанда, персы были отражены, Урнайр разбит и даже попал в плен к армянскому полководцу Мушегу Мамиконяну, который разгромил восставшие области (включая Арцах, побежденный «в большом сражении», и страну каспов с городом Пайтакаран, жители которой «отложились от армянского царя и изменили ему»), а затем напал на Албанию и вернул захваченные албанцами земли по Куре — Утик, Шакашен («Сакасену» Страбона) и др., сделав границей Куру, «как было раньше» («История Армении», кн. V, гл.13) Азербайджанские историки интерпретируют этот отрывок следующим образом:
«Армянский историк Фавст Бузандаци свидетельствует о том, что во время правления албанского царя Урнайра в IV в. Ути, Шакашен, Гардмандзор, Арцах, область каспов, в том числе город Пайтакаран, входили в состав албанского государства. В 371 году полководец армянского царя Папа Мушег Мамиконян выступил с войском против Албании, разгромил Арцах и Албанию и отнял у них „гавары — Ути, Шакашен и Гардмандзор, Колт и сопредельные им гавары“ Спарапет Мушег Мамиконян также захватил область каспов и город Пайтакаран. Но это длилось недолго, вскоре, во время раздела Армении между Сасанидами и Византией по договору 387 года, Албании были возвращены Арцах, Ути, Шакашен, область каспов и город Пайтакаран.[60] Последнего факта (раздела Армении в 387 г.) неазербайджанская наука не отрицает.
4.7. Армянские авторы V и последующих веков
Привлекаются также свидетельства армянских авторов, писавших после раздела Великой Армении в 387 г. о современной им ситуации: например Лазаря Парпеци (V—VI вв.), сообщающего, что в 451 году Арцах входил в состав Албании; Фавстоса Бузанда (V в.), который описывает могилу почитаемого в его время святого Григориса в Амарасе (Арцах) как находящуюся в Албании, на границе Армении[61]; Анании Ширакаци (VII в.), который в своей «Армянской географии», говоря об Албании, пишет: «Кроме того албанцы отторгли у армян области: Шикашен, Гардман, Колт, Заве и еще 20 областей, лежащих до впадения Аракса в реку Кур»[62]. С точки зрения азербайджанских исследователей, это является аргументом в пользу того, что «территория Албании с III веке до Р. Х. по VIII век по Р. Х., то есть в течение 1000 лет (…) оставалась приблизительно в одних и тех же пределах»[63]
Ссылки
· А. П. Новосельцев. К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период
· А. А. АКОПЯН, доктор ист. наук П. М. МУРАДЯН, К. Н. ЮЗБАШЯН (Ленинград) (По поводу книги Ф. Мамедовой «Политическая история и историческая география Кавказской Албании (III в. до н. э. —VIII в. н. э.)»)
· В. А. Шнирельман. Албанский миф
· George A. Bournoutian. Rewriting History: Recent Azeri Alterations of Primary Sources Dealing with Karabakh (англ.)
· Ваграм Балаян. Историография Арцаха (Нагорно-Карабахская Республика)
Список литературы:
1. Hewsen, Robert H., Ethno-History and the Armenian Influence upon the Caucasian Albanians, in: Samuelian, Thomas J. (Hg.), Classical Armenian Culture. Influences and Creativity, Chico: 1982, 27-40.
2. Означает не только „через“, „по“, но также и „вдоль“ (Greek-English Lexicon. Completed by H.G. Lidden and R.Scott (пункт 3). Ср.: Древнегреческо-русский словарь / Сост. И. Х. Дворецкий, т. I. — М., 1958 (пункт 8))
3. Ср.: «Римская История», кн. XXXVI, гл. 54,1; кн. XXXVI, гл.54,4,5; кн. XXXVII, гл. 2, 3, 4; кн. XXXVI, гл.53,5; 54,1; Аппиан (I—II вв.), «Римская История» , Митридатовы войны, 103
4. С. Дестунис, «Византийские историки», II, СПб, 1860, стр. 411—412
5. «История Армении»; «Спасительное обращение страны нашей Армении через святого мужа-мученика» , 796 CXII
6. «История Армении»,III,гл.6
7. «История Армении», кн. V, гл.13
8. «Армянская География VII века по Р.Х (приписывавшаяся Моисею Хоренскому)». Пер. с др.-арм. и коммент. К. П. Патканова. Вступит. ст. К. П. Патканова. СПб., 1877
9. М.Хоренаци, «География», Венеция 1881, стр. 29 (арм.)
10. Robert H. Hewsen, Armenia: A Historical Atlas. The University of Chicago Press, 2001. Map 62 (p. 73)
11. А. П. Новосельцев. К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период // Кавказ и Византия : Сб. — Ер.: Наука, 1979. — № I. — С. 10-18.
12. С. В. Юшков. К вопросу о границах древней Албании // Исторические записки : Сб. — М.: 1937. — № I. — С. 129-148.
13. В. Ф. Минорский. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. — М.: Издательство восточной литературы, 1963. — С. 28.
14. Hewsen R.H. Ethno-history and the Armenian influence upon the Caucasian Albanians. Classical Armenian culture: Influence and creativity, Scholars press, Philadelphia, 1982
15. Albania — статья из Encyclopædia Iranica. M. L. Chaumont (англ.)
16. Всемирная история. — М.: 1956 Т. 2. — С. 413—417.
17. К. В. Тревер. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М—Л., 1959:"Необходимость сплочения сил для сопротивления нападениям со стороны Армении, а также со стороны северных кочевых племен привела к началу консолидации этих разноязычных племен и к формированию у них государственности. В I в. до н. э. это новое государственное образование уже участвует в исторической жизни народов Закавказья как Албанское царство, получив свое наименование по возглавившему движение племени."