Смекни!
smekni.com

Астрономия исламского Средневековья (стр. 5 из 5)

Необходимо добавить, что иногда связь с астрологией оказывала негативную услугу астрономии, поскольку астрология была одним из основных объектов атаки религиозных фундаменталистов.

6. Влияние арабской астрономии на европейскую науку Средневековья и эпохи Возрождения

Вплоть до конца X века уровень астрономии на католическом Западе оставался весьма невысоким. Достаточно сказать, что источником астрономической информации для западно-христианских авторов раннего Средневековья были не труды профессиональных астрономов или философов, а сочинения беллетристов или комментаторов типа Плиния, Макробия, Халкидия или Марциана Капеллы.

Первые профессиональные труды по астрономии на латыни являлись переводами с арабского. Начало знакомства с мусульманской наукой пришлось на вторую половину X века. Так, французский преподаватель астрономии Герберт Аврилакский (ок. 946—1003)[36] совершил путешествие в Испанию (южная часть которой, Андалусия, в то время была оккупирована арабами), где он приобрел несколько арабских астрономических и математических манускриптов, некоторые из которых он перевел на латынь. Всплеск переводческой деятельности пришелся на XII век. Одним из наиболее активных деятелей этого движения был итальянец Герард Кремонский (ок. 1114—1187), который перевел с арабского на латынь более 70 книг, среди которых Альмагест Птолемея[37], Начала Евклида, Сферика Феодосия, Физика и О Небе Аристотеля. Наиболее популярный из университетских учебников по астрономии (Трактат о сфере Сакробоско, начало XIII века) был составлен на основе Книги об элементах науки о звездах ал-Фаргани.

Европейская астрономия вышла на уровень мусульманской только в XV веке благодаря деятельности венских астрономов Пурбаха и Региомонтана[38]. Не исключено, что причина этого рассвета связана с тем, что европейским учёным стали доступны труды астрономов, связанных с Марагинской и Самаркандской школами. В частности, в региомонтановом Сокращенном изложении «Альмагеста» приводится доказательство того, что для всех планет теория эпициклов математически эквивалентна теории подвижного эксцентра, в то время как Птолемей был убежден, что вторая из них может не может быть использована для объяснения попятных движений внутренних планет. Но на несколько десятилетий раньше Региомонтана аналогичное доказательство обнародовал ал-Кушчи, причём используя для иллюстрций практически те же чертежи c теми же обозначениями, что и венский учёный[39]. В то же время, ряд итальянских учёных XVI века предпринял нападки на теорию Птолемея, руководствуясь теми же соображениями, что и Аверроэс[40].

Не исключено, что при создании своей гелиоцентрической системы мира Николай Коперник использовал труды, составляющие часть «марагинской революции». На это указывают следующие обстоятельства[41] :

1. Коперник указывает, что неудовлетворённость этой теорией является одним из оснований для разработки новой системы мира; уникальной особенностью деятелей «марагинской революции» является их отказ от птолемеевой теории экванта как нарушающей принцип равномерности круговых движений во Вселенной[42];

2. Для решения проблемы экванта Коперник применяет те же математические построения, что и учёные Марагинской обсерватории (Насир ад-Дин ат-Туси, Кутб ад-Дин аш-Ширази, Муаййад ад-Дин ал-Урди), часто используя те же обозначения точек в геометрических чертежах, что и ат-Туси[43];

3. Коперниковы теории движения Луны и Меркурия полностью эквивалентны разработанным ибн аш-Шатиром (за тем исключением, что в теории Меркурия Коперник использует гелиоцентрическую систему отсчета)[44];

4. Обосновывая, что вращение Земли вокруг оси не может повлиять на ход земных экспериментов, Коперник использует те же термины, что Насир ад-Дин ат-Туси[45].

Однако пути проникновения теорий мусульманских астрономов в ренессансную Европу пока неясны. Не исключено, что роль «передаточного звена» сыграла Византия, некоторые ученые которой проходили обучение в исламских астрономических школах. Так, в Тебризе изучал астрономию уроженец Константинополя Григорий Хиониад (1240/50 — ок. 1320), который перевел на греческий планетные таблицы Марагинской обсерватории и несколько других астрономических трактатов мусульманских ученых; в своем сочинении Схемы звезд Хиониад описал планетные теории ат-Туси и ибн аш-Шатира. Впоследствии это сочинение попало в Италию и в принципе могло быть известным европейским астрономам эпохи Возрождения. Важную роль в распространении арабских астрономических теорий мог сыграть Виссарион Никейский, переехавший в Европу из захваченного турками Константинополя и ставший кардиналом католической церкви[42].

7. Закат астрономии в странах ислама

Наука в исламских странах продолжала развиваться вплоть до середины XVI века, когда работали крупные астрономы Таки ад-Дин, ал-Бирджанди, ал-Хафри. Хотя квалифицированные исследователи встречались и в более позднее время[46], начиная с конца этого столетия в исламской науке началась длительная эпоха застоя. Часто встречается утверждение, что ответственность следует возложить на критику «древних наук» со стороны влиятельнейшего богослова ал-Газали. Однако, во-первых, уже после второй половины XII века, когда работал ал-Газали, имел место новый расцвет астрономии, связанный с деятельностью Марагинской и Самаркандской обсерватории, и во вторых, критика с богословских позиций иногда имела и положительные результаты, поскольку содействовала освобождению астрономии от пут учения Аристотеля[47]. О причинах многовекового застоя в науке мусульманских стран ещё предстоит разобраться историкам. В целом, причины этого застоя следует искать в слабой институализации светских наук в исламском обществе[48].

8. Значение астрономии в странах ислама для дальнейшего развития науки

Арабская астрономия явилась необходимым этапом в развитии науки о небе. Учёные мусульманского мира усовершенствовали ряд астрономических приборов и изобрели новые, что позволило им существенно повысить точность определения ряда астрономических параметров, без чего дальнейшеее развитие астрономии было бы затруднено. Они положили начало традиции построения специализированных научных учреждений — астрономических обсерваторий. Наконец, именно учёные стран ислама впервые выдвинули фундаментальное требование: астрономическая теория является частью физики. Последовательная реализация этой программы привела к созданию гелиоцентрической системы мира Коперником, открытию законов планетных движений Кеплером, установлению механизма действия центральных силы Гуком и, наконец, открытию закона всемирного тяготения Ньютоном.

Список литературы:

1. Это отражает то, что арабское происхождение имеет ряд астрономических терминов (например, зенит, азимут), включая названия многих звезд (Бетельгейзе, Мицар, Альтаир и др.).

2. Saliba 1994.

3. Ragep 2001b, p. 54.

4. См., например, Бируни, Избр. соч., т. V, часть 1, с. 71.

5. Ragep 2001b, p. 53.

6. Ragep 2001b, pp. 62, 68.

7. Sayili 1981.

8. Мамедбейли 1961.

9. Tekeli 2008.

10. См., например, таблицы из работ Эгамбердиев и Коробова 1997, Thurston 2004.

11. Куртик 1986.

12. Принцип действия камеры-обскуры открыл каирский физик, математик и астроном Ибн ал-Хайсам.

13. Saliba 1996, pp. 88—90.

14. Розенфельд и др. 1973, с. 79—82; Рожанская 1978, с. 292—301.

15. King 2008.

16. Это относится, например, к зиджу ал-Хорезми (IX в.).

17. Grant 1997.

18. Dreyer 1906, p. 257, 258.

19. Heidarzadeh 2008, pp. 24-28.

20. Бируни, Избр. соч., т. V, часть 2, с. 253—254.

21. Sabra 1984.

22. Рожанская 1976, с. 264—267.

23. Saliba 1991.

24. Рожанская 1976, с. 268—286; Kennedy 1966; Saliba 1991, 1996.

25. Roberts and Kennedy 1959.

26. Roberts 1957; Saliba 1996, p. 100—103.

27. Saliba 1996, p. 87-90.

28. Бируни, Канон Мас’уда, кн.1, гл.1

29. Ragep 2001a, b.

30. Джалалов 1958, с. 383.

31. Джалалов 1958, с. 382.

32. Там же, с. 383.

33. Розенфельд и др. 1973, с. 218—219; Setia 2004.

34. Saliba 2004, p. 815—816.

35. Розенфельд и др. 1973, с. 122—126; Sayili 1981, pp. 30—35; Saliba 1994; Ragep 2001b, p. 52.

36. В 999 году был избран римским папой под именем Сильвестра II.

37. Само название основного труда Птолемея, общепринятое в наше время, является калькой с арабского.

38. Исключением является работавший во Франции выдающийся астроном XIV века Герсонид. Однако он занимает особое место в истории науки: он относится не к европейской (западно-христианской), а к иудейской культуре, а в астрономии продолжал традиции арабских астрономов Андалусии.

39. Ragep 2005.

40. Barker 1999.

41. См. обзоры Ragep 2007, Guessoum 2008.

42. Ragep 2007.

43. Hartner 1973.

44. Saliba 2007.

45. Ragep 2001a.

46. Так, в XVII веке иранский теолог и ученый-энциклопедист Баха ад-Дин ал-Амили, рассматривая вопрос о возможности вращения Земли, пришёл к выводу, аналогичному выводу Али ал-Кушчи: астрономы и философы не представили достаточных аргументов, доказывающих неподвижность Земли (Hashemipour 2007).

47. Ragep 2001b; Dallal, The Interplay of Science and Theology.

48. Grant 2008.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Астрономия_исламского_Средневековья