Селин Д.В.
Омск, Омский государственный педагогический университет
Керамика эпохи поздней бронзы и переходного к железному веку времени с Красноярского археологического комплекса
В ходе раскопок многослойного Красноярского археологического комплекса (КрАК) в Усть-Ишимском районе Омской области был получен представительный комплекс керамики эпохи поздней бонзы и переходного к железному веку времени.
Он насчитывает более 6 тысяч фрагментов не менее чем от 400 сосудов, выделенных по шейкам. В качестве сырья использовалась хорошо промешанная глина с примесью песка и шамота. Ведущей формой данной посуды являются горшки средних пропорций с широким горлом и плоским дном. Сосуды хорошо профилированы и имеют прямую, чаще всего отогнутую шейку с округлым венчиком. Заметную долю комплекса составляют приземистые широкогорлые сосуды с преимущественно округлым дном. Расположение орнамента носит зональный характер. Тулово, как правило, украшалось геометрическими узорами, рядами наклонных оттисков гребенчатого или гладкого штампов, «ёлочкой». Шейки сосудов украшались ямками, сочетающимися поясками вертикально поставленных и наклонных оттисков штампа, уголковыми вдавлениями, «сеткой», скобой. По снованию шейки нередко шли ряды прочерченных линий, часто здесь располагалась лощеная дорожка.
Прямые аналогии данный керамический комплекс находит в материалах опорных памятников сузгунской археологической культуры конца II – начала I тыс. до н. э. – Сузгун-II и Чудская Гора [Мошинская В.И., 1957; Потемкина Т.М., Корочкова О.Н., Стефанов В.И., 1995; Полеводов А.В., 2003], что и определяет его культурно-хронологическую принадлежность.
На КрАК также выделяется своеобразная группа керамики, состоящая из развалов и отдельных фрагментов более чем 80 сосудов. По форме доминируют плоскодонные горшки с отогнутой прямой или дуговидной шейкой. В орнаментации преобладают узоры, выполненные крестовым штампом и образующие различные геометрические и меандровые композиции в сочетании с ямочными наколами, отпечатками гребенчатого или струйчатого штампа.
Аналогии данному комплексу, известные в материалах памятников Среднего Прииртышья переходного к железному веку времени – Хутор-Бор I и Новотроицкое I, - позволяют отнести его к красноозерской культуре IX-VII вв. до н.э. [Труфанов А.Я., 1983; 1984].
В литературе неоднократно отмечались контакты сузгунского населения и северотаежных групп с крестово-струйчатой керамикой. В материалах КрАК это нашло отражение в единичных находках фрагментов посуды атлымской культуры, носители которой, продвигаясь на юг, повлияли на формирование ряда новых культур крестово-ямочной орнаментальной традиции, в том числе и красноозерской [Косарев М.Ф, 1987].
Кроме того, в рассматриваемых материалах присутствуют сосуды, сочетающие характерные сузгунские и «крестовые» признаки [Данченко Е.М., Полеводов А.В., 2007 с. 125-130; рис. 1]. В качестве примера можно привести фрагменты сосудов с лощеными дорожками по основанию шейки, узорами выполненными «крестом» и «скобой», а также дуговидные шейки. Если это стало результатом взаимодействия местных и пришлых групп в переходное время от бронзы к железу, то, следовательно, сузгунская культура полностью еще не прекратила свое существование, как это подразумевалось раннее [Косарев М.Ф., 1981].
Список литературы:
Данченко Е.М., Полеводов А.В. Сузгунское наследие и культурогенез южнотаежного Прииртышья // Проблемы археологии: Урал и Западная Сибирь (к 70-летию Т.М.Потемкиной). Сб. статей. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. – С. 125-130
Косарев М.Ф. Бронзовый век Западной Сибири. М., 1981. 278 с.
Косарев М.Ф. Бронзовый век Сибири и Дальнего Востока // Эпоха бронзы лесной полосы СССР: Археология СССР М., 1987.
Мошинская В.И. Сузгун-II – памятник эпохи бронзы лесной полосы Западной Сибири // Материалы и исследования по археологии СССР. № 58. М. 1957.
Полеводов А.В. Сузгунская культура в лесостепи Западной Сибири: Автореф. дис…. канд. ист. наук. М., 2003. 148 с.
Потемкина Т.М., Корочкова О.Н., Стефанов В.И. Лесное Тоболо Иртышье в конце эпохи бронзы (по материалам Чудской Горы). М., 1995. 207 с.
Труфанов А.Я. Жертвенное место Хутор-Бор-I (о культурно-хронологическом своеобразии памятников эпохи поздней бронзы лесного Прииртышья) // Этнокультурные процессы в Западной Сибири. Томск: ТГУ, 1983. С. 63–76.
Труфанов А.Я. Материалы к происхождению и развитию красноозерской культуры // Проблемы этнической истории тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. Омск: ОмГУ, 1984. С. 57–77.