Смекни!
smekni.com

Развитие экономической мысли античной и средневековой Европы (стр. 4 из 4)

Исключительное значение имеет толкование Ибн-Хальдуном двойственной природы товара - "потребительской стоимости (полезности) и стоимости (ценности). Но "потребительскую стоимость", по его мнению, имеют только "предметы потребления", т.е. те, которые используются человеком для удовлетворения своих запросов и потребностей.

"Цену" товара Халдун рассматривал как денежное выражение его стоимости. Колебания товарных цен на рынке объяснял влиянием рыночного спроса и предложения. Считал, что золото и серебро выполняют функции "меры стоимости, средства обращения" товаров и "средства накопления". Богатство рассматривал как совокупность жизненных благ, созданных трудом. Ибн-Хальдун намного опередил европейских авторов в понимании многочисленных социально-экономических процессов.

Общество, по Ибн-Халдуну, делится на "классы" или "слои" исключительно по имущественному признаку, а не за "благородство крови. За несколько веков до европейцев Ибн-Хальдун обратил внимание, что уровень цен в основном определяется демографическими и социальными сдвигами в обществе. Устойчивое экономическое благосостояние связывал с умеренным уменьшением налогов, пошлин и поборов.

Заключение

В данной работе рассмотрены главные тенденции в изменении экономической мысли античного и средневекового общества, изложины концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку. Как показано в работе, зарождение экономических идей происходит в древности. В основном, экономические учения этого периода находили отражение в рукописях мыслителей и законах правителей крупных государств. Учения Древнего мира рассматривают проблемы натурального рабовладельческого хозяйства, товарно-денежные отношения. Общая характерная черта экономических идей древности – отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению, а также представление о разделении труда как основе экономической и политической жизни общества. В античном обществе большое внимание уделялось проблемам, связанным с ведением частного хозяйства. Основным достижением экономической мысли данного периода современные исследователи считают идею эквивалентного обмена вещей по их стоимости. В экономических учениях феодального общества рассматривается присущий ему способ производства и усиливается интерес к проблемам товарно-денежных отношений. Главные идеи мыслителей этой эпохи сводились к обоснованию законности и вечности разделения общества на классы и сословия, частной феодальной собственности на землю и внеэкономическое принуждение крестьян. Существенной особенностью идеологии средневековья является богословский характер. Этическая направленность экономической мысли пронизывает труды всех мыслителей средневековья, а окончательный разрыв экономических и этических проблем связан с появлением первых экономических школ.


Литература

1. Аристотель. Сочинения. – М., 1983.- Т.4.

2. История экономических учений: Учебник для вузов/Под ред. проф.В.С.Адвадзе, проф.А.С.Квасова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

3. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. АН СССР, 1935.

4. Маркс Карл, Капитал, Т.1, 1953.

5. Платон. Государство: Сочинения – Т.3. – Ч.1. – М., 1971.

6. Розов Н.С. Закон Ибн Халдуна. Политический класс. 2006.

7. Хрестоматия "Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – Просвещение". – М.:Политиздат, 1991.