Смекни!
smekni.com

Восточные славяне занятие расселение и быт (стр. 2 из 4)

Во второй половине 1 тысячелетия до н.э. и в первой половине 1 тысяче­летия н.э. в лесостепной зоне этой территории обитали племена, извес­тные по культуре полей погребения. Они, как правило, сжигали покойников, и прах хоронили в земле в особых глиняных сосудах - урнах на клад­бищах. Они жили первобытнообщинным строем, в первой половине 1 тыся­челетия н.э. уже знали плужное земледелие и гончарный круг (Черняховская культура), что свидетельствует, с одной стороны, о начавшемся отделении ремесла от земледелия, а с другой - о начале разложения родоплеменного строя. Археологи считают их ранними славянскими пле­менами.

В среде этого раннеславянского населения отсутствовали прочные эконо­мические и культурные связи, и шел процесс этнической дифференциации.


В ходе его к концу бронзового и в период раннего железного века воз­никли своеобразные по культуре группы племен, в том числе на востоке ­ племена Поднепровских культур, а на западе – племена

9

лужицкой культу­ры. Этим было положено начало образованию восточного и западного сла­вянства.

В эпоху расселения родовой строй оставался господствующей формой быта у восточных славян. По крайней мере, «Повесть временных лет» отчетливо изображала эту форму общности: «живяху каждо с своим родом и на своих местех, владеющее кождо родом своим». Отсюда ясно, что родственники жили особыми поселками, на вперемежку с чужеродцами. Но в ходе расселения и колонизации родовой союз ослабевает, совместная жизнь родичей разрушается. Расселение ускоряет разложение родоплеменного строя. В VI-VIII в н.э. в результате дробления и смешивания племен складываются новые славянские общности, которые теряли кровнородственные черты и приобретали территориально-политический характер. Восточные славяне занимали обширное пространство к востоку от Днепра, по Днепру и Дону, в т.ч. покрытое лесами и непроходимыми болотами. Названия племен чаще всего образовались от местности обитания: особенностей ландшафта (поляне) или названия реки (мораване – от р.Моравы.

С признанием или непризнанием расселения славян на Русской равнине в VI-VIIIвв. связано появление двух различных взглядов на начало нашей истории. Сторонники первого взгляда (норманисты) – это немецкий ученый Шлецер, член русской Академии наук XVIII в., исследовавший древнерусскую историю, а также наши историки, придерживавшиеся его взглядов: Карамзин, Погодин, Соловьев. Они

Полное собрание русских летописей.Спб.;М.;Л.;1841-1990.Т.1-39.стр.324

10

считали, что до половины IX в. т.е. до прихода варягов, на обширном

пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было дико и пусто, покрыто мраком: жили здесь люди, но без правления, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню заселенную бедными, разбросанно жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии – варягами, около середины IX в.

В.О. Ключевский считал, что описанная картина нравов восточных славян соответствует тому, как рассказано о начале Русской земли в «Повести временных лет». Ее составитель писал, что восточные славяне до принятия христианства жили «зверинским образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, если все нечистое, жили уединенными, разбросанными и врожденными один другому родами. Ключевский из всего этого делает обоснованный вывод, что «нашу историю следует начинать не раньше половины IX в. изображением тех первичных исторических процессов, которыми везде начиналось человеческое общежитие, картиной выхода из дикого состояния»

Другой взгляд на начало нашей истории, прямо противоположно первому, представлен в трудах историков Беляева и Забелина. Они

полагали, что восточные славяне искони обитали в пределах Русской равнины, они переселились, может быть, еще до н.э. исторический

Полное собрание русских летописей.Спб.;М.;Л.;1841-1990.Т.1-39.стр.324

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн.1.М.,1997. С. 119-120.

11

процесс они описывают вне времени и конкретных исторических

условий. К тому же среди народов, обитавших на территории страны до VI в. присутствие славян не было замечено, не отражено в источниках. Напротив, источники указывают, что славяне в VI в. находились на Карпатах.

Начиная с VII- VIII века происходит интенсивное продвижение славян и в центр и в северные зоны Восточной Европы. Славяне шли в Восточную Европу разными путями и в разное время на протяжении VI -X века.

Этот процесс расселения славян – процесс земледельческой колонизации в пределах, прежде всего балто-славянского континуума – был во все времена, от "дунайской прародины" до "освоения целины" характерен для славянской и особенно восточнославянской культуры.

Процесс расселения, однако, был связан не столько с прогрессом земледельческого хозяйства, сколько с быстрым истощением почв при подсечно-огневом земледелии: "гнезда" славянских поселений, открытые археологами, свидетельствуют не о "гнездовом" сосредоточении деревень, а о вынужденном перемещении поселков на новое место. "Подвижность" славян отмечали и древние историки, но в самосознании самой славянской культуры "оседлость", стремление к оседлому быту, были, естественно, доминирующими.

На восточной окраине Европы в то время жили финские, балтские и ираноязычные племена – земледельцы, охотники и рыболовы. В таежных степях и лесостепях места хватало всем, и судя по всему,

ославянивание этих краев произошло не в результате завоевания, а в

14

ходе постепенной диффузии. За несколько веков земледельческие племена Восточной Европы слились в народ, который мы ныне называем древнерусским.

Восточная половина Европы представляет собой равнину, ограниченную четырьмя морями – Белым, Балтийским, Черным и Каспийским – и тремя горными хребтами – Карпатами, Кавказом и Уралом. В древнейшие времена главными средствами сообщения и местами расселения служили реки с их многочисленными притоками.

Климат в средней полосе Восточно-Европейской равнины континентальный: на смену жаркому, сравнительно короткому лету приходит долгая и снежная зима. Эти природные условия оказывали влияние на образ жизни народов Восточно-Европейской равнины.

Расселение славян по Восточно-Европейской равнине было тесно связано с реками – они оказывали весьма благотворное влияние на жизнь людей. Они служили средством сообщения между племенами, снабжали людей рыбой для еды и для обмена. Речные пути со временем приобретали международное значение, они соединяли уже не только отдельные племена, но и различные народы и страны.

Существовало два водных пути, по которым проходил процесс расселения. Во-первых, славяне двигались через Карпаты на Днепр; во-вторых, через Южную Балтику они попадали к берегам Волхова и к Ладоге.

Ко времени прихода славян территорию страны занимали финно-угорские, балтийские, тюркские и иранские племена. Но огромные просторы и малая плотность населения позволила избежать серьезных

15

военных конфликтов. Постепенно балтийские племена (голядь, ятвяги,

летты, литовцы) были поглощены или оттеснены, финно-угорское население (чудь, весь, меря, мурома, мордва) наряду со славянами приняло участие в создании Древнерусского государства.

Таким образом

Глава II.Занятия и быт восточных славян.

1. Хозяйство.

Академик Б.А.Рыбаков отмечает, что уже со 2 в. н.э. обнаруживается "резкий подъем всей хозяйственной и социальной жизни той части сла­вянского мира, которая в свое время создала приднепровские сколотские царства, а в будущем станет ядром Киевской Руси - Среднего Под­непровья". Рост количества кладов римских монет и серебра, относящих­ся к эпохе императора Трояна (98-11) и найденных на землях восточных славян, убедительно свидетельствует о быстром развитии у них торгов­ли. О славянском экспорте хлеба во II-IV вв. говорит заимствование сла­вянами римской хлебной меры - квадрантала, ставшего потом у них чет­вериком (26,26 л) и дошедшего в нашей метрологии до 1924 г.

Во II-IV вв. формы быта славянского мира становятся более многообразны­ми. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Но если славяне, жившие в лесной зоне Среднего Приднепровья, знали подсечное земледелие (зарубинецкая культура), то славяне, жившие в ле­состепи Нижнего Приднепровья, освоили уже плуг с лемехом и череслом и применяли более эффективное плужное земледелие (черняховская культу­ра).

Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. До нас дошли свидетельства об использовании нашими предками ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна. Если экспорт зерна в Римскую империю стимули­ровал развитие земледелия, то местный рынок способствовал появлению нового способа размола зерна - на мукомольнях с жерновами. Стали строиться специальные хлебные печи. Славяне разводили крупный рога­тый скот и свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством. В повседневном быту славяне широко использовали так называемый ри­туальный календарь, связанный с аграрной магией. В нем отмечались дни весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семян до жатвы и особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех раз­ных сроках. Указанные четыре срока дождей считались оптимальными для Киевщины и в агрономических руководствах конца XIX в., что свиде­тельствует о наличии у славян IV в. достоверных агротехнических наблю­дений.