Смекни!
smekni.com

Внутренняя конвойная стража в XIX веке (стр. 2 из 3)

Это "Положение" закрепило статус пока лишь одной образованной структурной части внутренних войск. В нем было определено устройство, состав, задачи, и обязанности должностных лиц "как к военному, так и к губернскому начальству", а также порядок употребления силы в сфере обеспечения и охраны внутреннего порядка и безопасности.

Внутренняя стража использовалась:1) в помощь исполнению законов и приговоров суда;2) на поимку, преследование и истребление разбойников и рассеяние запрещенных законом скопищ;3) на усмирение неповиновении и буйства;4) для поимки беглых, ушедших преступников и дезертиров;5) для преследования запрещённых и тайно провезенных товаров;6) в помощь, свободному движению внутреннего продовольствия;7) для содействия сбору податей и недоимок;8) для сохранения порядка и спокойствия церковных обрядов всех исповеданий, законом терпимых;9) для охранения порядка на ярмарках, торгах, народных и церковных празднествах и пр.;10) для принятия и провожания рекрут, преступников, арестантов и пленных;11) для отправления военных, просрочивших отпуска, к их командам;12) на пожары, для помощи при, разлитии рек и тому подобное;13) для отряжения нужных часовых к присутственным местам, тюрьмам и острогам;14) для провожания казны, а сверх того, для употребления к выемкам при открытии корчемства и к страже виновных до отсылки их к суду».Кроме того, внутренняя стража обязывалась: «1) брать под стражу и представлять губернскому начальству людей, настигнутых на месте преступления, буйства, либо насилия противу лица или имуществ и найденных с окровавленным оружием либо платьем и 2) захватывать сборища воров и разбойников».

Из манифеста Александра I об утверждении «Положения о внутренней страже». 3 июля 1811 г.[2]

.. .Указом 16 Генваря сего года предназначено было Губернские роты и штатные команды, внутреннюю Губернскую стражу составляющие, привести в лучшее устройство. Ныне по окончательном соображении всех предметов, к устройству сему принадлежащих, вняв мнению Государственного Совета, признали Мы за благо образование военной внутренней стражи издать в прилагаемом при сем положении ко всеобщему сведению и исполнению. Определив в сем положении состав внутренней стражи и устройство, означив обязанности её как к военному, так и губернскому начальству, и учредив порядок её употребления, вместе с тем не оставили Мы к вящему в действии её совершенству и точности снабдить как главных, так и подчиненных ей начальников подробными инструкциями, а губернские начальства соответствующими тому предписаниями...

"Положение" от 3 июля 1811г. закрепило ряд функций за военной внутренней стражей Европейского региона России: 1) функцию обеспечения обороны страны (§12, отд.2) с выполнением ряда обязанностей (например, обучение запасных рекрутских депо); 2) функцию обеспечения правопорядка и внутренней безопасности (§14, отд.2) с выполнением ряда обязанностей в интересах: органов судопроизводства (исполнение закона, охрана и конвоирование подсудимых и осужденных...); органов местной власти (охрана, либо восстановление внутреннего порядка по требованию губернского начальства...); органов МВД (охрана общественного порядка и спокойствия... на ярмарках, торгах); органов Министерства финансов (содействие сбору податей и недоимок...); органов Государственного казначейства (сопровождение казны); органов Министерства полиции (военная сила для реализации предметов деятельности департамента полиции исполнительной).Для оперативности управления и необходимости концентрации сил внутренней стражи в чрезвычайных ситуациях (бунты, восстания и т.п.) все губернские батальоны и команды инвалидов сводились в бригады, бригады - в 8 округов, которыми командовали генерал-майоры, на правах дивизионного генерала.

Округ составляли несколько бригад, а бригады два или три полубатальона. Впоследствии времени число округов увеличилось до одиннадцати и прибавлено по одной роте к каждому полубатальону, и они получили название батальонов. В каждом губернском городе назначен находиться один батальон, который и носит имя того города; в каждом уездном городе учреждена инвалидная команда. Принято было за правило, чтобы в губернские батальоны поступали из армии нижние чины, определенные на службу из самих же уездов.

Особенность при распределении этих частей по округам заключалась в том, что часть гарнизонных полков и батальонов оставалась "по-прежнему в начальстве местных комендантов и военных губернаторов" (города Архангельск, Москва, регион Грузия, линии: Кавказская, Оренбургская, Сибирская ).Таким образом, процесс образования военной внутренней стражи, как первой составной части внутренних войск, проходил в три этапа: - Первый этап - перераспределение и усиление на военных началах сил внутренней губернской безопасности (губернские роты и штатные команды, "внутреннюю губернскую стражу составляющие"). - Второй этап - системно-структурная организация управления вновь созданной структуры в составе военного ведомства. - Третий этап - организационно-правовое закрепление статуса военной внутренней стражи. Т.е., с 1811 г. на местах возникла реальная и достаточно большая воинская сила, на которую и были возложены полицейско -карательные и караульные функции. Для общего управления военной внутренней стражи, 7 июля 1811 г. учреждена должность помощника военного министра-инспектора внутренней стражи со статусом генерал-адъютанта при Александре I. С 30 марта 1816 г. рассматриваемая структура преобразована в высшее в то время войсковое объединение - Отдельный корпус военной внутренней стражи. Первым его командиром стал генерал-адъютант Е.Ф. Комаровский. До 1864 г. наблюдается тенденция к увеличению численности личного состава корпуса, растет и количество округов. 3 июля 1811г. численность стражи составляла 25484 чел., в 1817г. -33764 чел., в 1853г. - 145000 чел., в 1857г. - 142750 чел., 1862г. - 130000 чел.). [3]Учреждены в 1816 г. специальные структуры военной внутренней стражи в Грузии (особый регион) и в Сибирских губерниях. На территории Российской империи были созданы в составе Военного министерства три однородные, но не связанные между собой взаимозависимыми организационными связями, правоохранительные вооруженные структуры внутренних войск, обеспечивавшие до военной реформы 1864г. безопасность государства от внутренних источников угроз. Все это свидетельство об эффективности и значимости служебно-боевого применения внутренней военной стражи.

2. Конвойная стража в первой половине XIX века

Конвойная стража, предназначавшаяся для сопровождения арестантов, подавления беспорядков в местах заключения и наружной охраны тюрем, подчинялась не только военному руководству, но и начальнику Главного тюремного управления.

Нормативная база правового регулирования, комплектования и прохождения службы личным составом конвойной стражи была разрозненной, состояла из массы нормативных актов, принятых в разное время и порой противоречивых. Нуждались в совершенствовании также управление, комплектование, материальное обеспечение этих военно-полицейских структур, что особенно остро проявилось в связи с увеличением числа осужденных.[4]

Изменение общественно-политической обстановки в стране потребовало пересмотра всей системы конвоирования заключенных. То количество личного состава, которое было ранее задействовано, уже не способно было обеспечить безопасность препровождения арестантов.

Увеличение количества ссыльных с каждым годом требовало не только усиления дисциплины среди солдат и офицеров конвойных частей, но и увеличения численности их личного состава, а также их материального обеспечения жильем, формой, пропитанием. Эти проблемы наиболее остро встали в Сибири, там, куда направлялась основная масса заключенных.

Была предпринята попытка привлечения к конвоированию гарнизонных войск и батальонов, но она не нашла поддержки у Военного министра и от нее решили отказаться. Вместо этого была введена этапная система препровождения арестантов, для чего в конвойной страже были организованы этапные команды, чтобы сопровождать ссыльных по трактам.

Основными нормативно-правовыми актами, которые впервые детально регламентировали деятельность конвойных подразделений были «Указ о ссыльных» и «Устав об этапах» от 1822 г. Эти документы объединили законодательные нормы, касающиеся конвоирования заключенных, условий их содержания, распределения, деятельности военного и губернского начальства по вопросам ссылки.

Устав и Указ регулировали порядок отправления, устанавливали необходимую для этого документацию и определяли правовое положение ссыльных. Были впервые созданы специальные органы для координации сил, средств и управления по ссылке - Приказ о ссыльных в Тобольске и Экспедиция о ссыльных в губернских городах.

На протяжении всего времени существования этапных команд особо остро стоял вопрос комплектования личного состава. Чаще всего это осуществлялось за счет перевода в стражу лиц из действующей армии не способных служить в силу болезней, грубого нарушения уставов и т.п. Правовой основой стал указ императора от 16 июля 1836 г., в соответствии с которым, в этапные команды стали переводить учащихся военно-учебных заведений в звании прапорщика из числа неспособных к дальнейшей учебе.