К концу Столетней войны особую роль сыграли артиллерийские орудия. Пушки значительно превосходили луки своей мощью и дальнобойностью, поэтому лучники уже не играли решающей роли в сражениях. В битве при Форминьи английские лучники занимались нейтрализацией двух кулеврин, которые позволили французам атаковать англичан с фланга[46]. Влияние артиллерии на ход сражения стало ещё более заметным в 1453 году в битве при Кастийоне — французы тогда использовали большое количество тяжёлых орудий. Лучники однако ещё оставались сильными противниками при стрельбе в упор, особенно после появления ручных пушек: англичане защищались до последнего, используя картечь[47].
В самом конце Столетней войны нашли применение жестокие методы нейтрализации английских лучников. Если они попадали в плен, то перед тем как потребовать выкуп, им отрубали средний палец.[48] Поэтому часто лучники предпочитали погибнуть, чтобы не стать калекой в плену. Самые тяжёлые потери английские лучники понесли во время битв при Пате, Форминьи и Кастийоне: погибло около 90 % лучников[30], что стало одной из причин поражения Англии в войне. Однако и английская сторона поступала жестоко: шотландские лучники, которые участвовали в битве при Вернёй, были убиты все до последнего человека.
6.5. Война Алой и Белой розы
В конце Столетней войны король Англии Генрих VI впал в безумие. В результате в период между 1455 и 1487 годами Ланкастеры и Йорки боролись за обладание короной. В битвах, которые происходили между двумя партиями, участвовало множество лучников — они сражались и на той, и на другой стороне, однако их присутствия было недостаточно для того, чтобы одержать победу над противником, как это происходило в начале Столетней войны. После битвы при Шрусбери (1403 год) обе воевавшие стороны хорошо знали, что столкновение двух армий лучников приводит к огромным людским потерям, поэтому военная стратегия изменилась. Теперь армии пытались вынудить противников атаковать, что было далеко не всегда просто. Например, в битве при Креси у французов были свои отряды лучников, поэтому они могли отвечать на атаки англичан издалека, без непосредственного соприкосновения армий. В битве при Блор Хит (1459 год) Йорки сделали вид, что отходят, чтобы заставить Ланкастеров атаковать. Этот маневр помог одержать им победу, так как в итоге они смогли использовать своих лучников[49][50]. 22 июня 1460 года уже Ланкастеры обладали численным преимуществом и смогли одержать победу в битве при Нортгемптоне, использовав лучников на оборонительных позициях. В 1461 году при Таутоне Ланкастеры проиграли битву, так как их лучники располагались против ветра и им мешал прицеливаться снег. Потери обеих сторон в той битве огромны — согласно источникам они составляли от 28 до 40 тыс. воинов[51][49]. 4 мая 1471 года в битве при Тьюксбери Ланкастеры опять были вынуждены атаковать, так как их армия поверглась обстрелу артиллерии, но им не удалось осуществить свой обходной маневр. В результате победила армия Йорков, которая опять занимала оборонительные позиции[52].
6.6. Исчезновение английского лука
Длинный лук постепенно вытеснялся огнестрельным оружием, аркебузами. Аркебузы обладали небольшой скорострельностью, но этот недостаток компенсировался их убойной силой, возможностями настильной стрельбы, лёгким весом боеприпасов, что облегчало снабжение войск. Большим преимуществом являлось то, что владение аркебузой не требовало длительного обучения по сравнению с тренировкой лучников. Это позволяло без особого труда восполнять потери солдат.[53]
Людовик XI распустил отряды вольных стрелков в 1479 году после битвы при Гинегат[54][55]: им не хватило сплочённости, и они уступили английским лучникам и немецким аркебузирам, которых использовал герцог Бургундский. В 1567 году Карл IX провёл военную реформу и заменил все луки и арбалеты на аркебузы[56].
В то время как лук постепенно исчезал из арсеналов европейских армий (заменялся на аркебузы, потом на мушкеты), в Англии луки продолжали использовать, хотя и не в таком большом количестве, как прежде. Хотя аркебуза пробивала доспехи с большого расстояния, дальность её прицельной стрельбы и скорострельность значительно уступали лукам. Поэтому лучники ещё довольно долго оказывали поддержку английской армии, хотя их численность постоянно сокращалась. В 1577 году английским лучникам даже запретили обучаться стрельбе из огнестрельного оружия.
Огнестрельное оружие совершенствовалось — увеличивалась его дальнобойность, точность и скорострельность. Лучники постепенно отходили на второй план, и в 1589 году английский парламент решил, что лучникам не место в войске. В 1595 году лучников превратили в копейщиков и аркебузиров[57].
7. Влияние на общество
В течение Столетней войны средневековое общество постепенно менялось. Английский длинный лук также оставил свой след в социальной истории Европы.
С раннего Средневековья и вплоть до XIV века бесспорными хозяевами на поля боя оставались рыцари: благодаря стременам и глубоким сёдлам они могли удерживать копье в горизонтальном положении; инерция скачущего галопом коня значительно увеличивала силу удара копьем[58][59]. В средневековом обществе знать должна была соединять богатство и власть со смелостью на поле сражения. Церковь в конце X века добилась возможности управлять рыцарями-грабителями: после собора в Шарру в 989 году воины начали служить на пользу бедным и Церкви и превратились в milites Christi (воины Христа)[60]. В XIII веке король Франции признал идею о том, что его власть божественного происхождения позволяет ему создавать дворянство[61]. Таким образом знать отделилась от всего остального населения — они ценили превыше всего свою честь, следовали рыцарскому этикету, защищали народ, вершили правосудие и жили в достаточно комфортных условиях. Они должны были подтверждать свой социальный статус на поле битвы: нужно было бороться с врагом лицом к лицу и одолевать его в честной схватке. Это желание блистать на поле битвы сочеталось с обычаем того времени брать пленных и возвращать им свободу за значительный выкуп. Таким образом, война стала для хороших воинов весьма доходным делом, а для остальных риск быть убитым сводился к минимуму[62]. Именно поэтому в битвах при Бэннокберне, Креси, Пуатье и Азенкуре рыцари вели атаки неразумно с современной точки зрения.
В связи с этими обычаями луки и арбалеты считались дьявольским оружием, и Церковь даже пыталась запретить их на Втором Латеранском соборе в 1139 году. Однако эти виды оружия никогда окончательно с поля битвы не исчезали, а, наоборот, стали модными во времена крестовых походов. Массовое использование луков нанесло серьёзный удар по социальным функциям знати, чьё значение на поле битвы уменьшилось в пользу простолюдинов. В течение Столетней войны Европу сотрясали многочисленные крестьянские и городские восстания (в Англии — Крестьянское восстание 1381 года, во Франции — Жакерия 1358 года). В Англии всё население обучалось пользованию луком, что превратилось в настоящую угрозу: во время крестьянского восстания 1390 года Лондону угрожало около 100 тыс. крестьян. Сама феодальная система оказалась под ударом. Это восстание было жестоко подавлено, так же как и Жакерия. Именно по этой причине во Франции при Карле VI знать добилась упразднения отрядов обученных лучников, созданных при Карле V[53] — это решение стоило французской армии разгрома при Азенкуре.
В таких исторических условиях появился миф о ловком лучнике Робин Гуде, который боролся с произволом власти и выступал на стороне простого народа (похожая фигура — Вильгельм Телль, швейцарский лучник). В устной культуре Робин Гуд появился в XIII веке, но окончательно этот герой сформировался лишь к XIV веку[63]. Он защищал крестьян от шерифа и аббата. Шериф в то время воплощал в себе образ государственной власти, закона и налогообложения. После Чёрной смерти 1350 года население значительно сократилось, крестьян стало меньше, поэтому и ценились они больше. Это привело к тому, что они стали требовать для себя более высокий социальный статус, а шериф превратился в их главного врага. Однако в то время как сельскохозяйственные продукты и труд дорожали, в английском парламенте в 1351 году был принят Статут о рабочих (англ. Statute of Labourers), который вызвал большое недовольство простого люда[64]. Противостояние с аббатом ведёт свое начало от того факта, что церковь также являлась земельным собственником и иногда пользовалась своей властью таким образом, что это расходилось с христианскими принципами, которые, как полагалось, они защищали[65]. Кроме того, доверие к церкви было сильно подорвано Великой схизмой и проповедями лоллардов, которые ходили по деревням и распространяли идеи Джона Уиклифа[66]. Поэтому совсем неудивительно, что духовенство наравне с шерифами стало основной мишенью народной сатиры. Среди английских лучников сосуществовали и боролись плечом к плечу представители разных социальных классов[67], отсюда становится ясно, почему в отряде Робин Гуда также действовал принцип равенства. Некоторые медиевисты решающую роль в создании этой легенды отводят английскому мелкопоместному дворянству (джентри). Они были основными слушателями баллад, а кризис феодальной системы стал для них периодом, когда они потеряли былую власть, доставшуюся им от франкоговорящей крупной знати (английский язык стал официальным в стране только в 1360 году)[68].
8. Современное использование
Английский длинный лук сегодня является частью исторического наследия Британских островов. Поэтому многим обществам разрешено использовать этот лук до сих пор: например, Королевскому объединению лучников (англ. Royal Company of Archers)[69], основанному в 1676 году, или Британскому обществу длинных луков (англ. British Long-Bow Society)[70], основанному в 1951 году.