Мозаичные узоры наносили не только по ровдуге и меху, но и по цветному покупному сукну. При работе с тканями, особенно бумажными, применяли еще один способ художественной обработки — аппликацию, т. е. пришивание накладной узорной полосы на какую-то часть изделия.
Если ровдуга и мех направляют фантазию мастериц на поиск новых линий и фигур, то ткани дают еще одну возможность — выразить более полно цветовосприятие мира. В первом случае узор состоит только из темной и светлой частей, т. е. он диахромен. В тканях узор может быть не только черно-белым, а, например, черно-желтым, что уже является расширением цветового спектра. Ткани дают возможность сочетать несколько цветов, делать узор полихромным. Интересно, что некоторыми цветовыми сочетаниями достигается еще больший эффект контрастности, чем в черно-белом варианте. Например, на сине-красное изображение одного из божеств — небесного всадника Урта — даже трудно смотреть, оно слепит глаза. И мастерицы знали, что делали,— ведь, по их представлениям, на солнце смотреть можно, а на Урта нельзя. Пытаешься осмыслить, почему возникают те или иные цветовые сочетания, и какое-то объяснение находишь в природе. Поразишься фиолетово-голубому спектру в женской одежде, а потом видишь его в кустике осенней голубики с фиолетовыми листочками.
Образцы орнамента ханты и манси.
Полихромность шла на смену диахромности благодаря еще одному привозному материалу — разноцветному бисеру. Ханты знали две техники изготовления бисерных украшений: ажурную сетку и нашивание бисера на ткань либо кожу. Так украшали женские халаты, платья, воротники, пояса, обувь и подвязки к ней, рукавицы, головные уборы, сумочки и кисеты. Из бисера создавали нагрудные украшения.
Больше всего ханты ценили непрозрачный фарфоровый бисер. Сейчас он редок. При нехватке покупного бисера ему находят заменитель: разрезают на мелкие кусочки проволочную изоляцию. Некоторые предметы постепенно перестали украшать, зато появляются бисерные кошельки, браслеты. На одежде полосы нанизанного бисера вытесняют старинные оловянные отливки, которые когда-то изготавливали сами женщины.Замечательное искусство вышивания по холсту цветными нитками — шерстяными, бумажными, шелковыми и гарусом. Женщины не жалели времени, собственных рук и глаз, заполняя узорами почти сплошь рубаху или платье. Работа могла длиться до двух лет. Вышивали также косынки и платки, мужские штаны, рукавицы. Орнаментированные чулки и рукавицы вязали также на спицах. Шерсть была покупной, но красили ее ханты сами. В сказках можно встретить и такое описание: «Рукавицы на солнце поблескивают, верх у них вязан из чистого серебра».
Что побуждало древних мастеров украшать вещи — одно лишь эстетическое чувство или стремление передать в закодированной форме какую-то информацию? Искусствовед С. В. Иванов подчеркивал первый фактор, этнограф-полевик В. Н. Чернецов — второй. Уже давно известно, что орнаменты несут не только эстетическую нагрузку. О мастерице с р. Вах нам сказали: «Когда рисует она рассказывает». Содержательны и сюжетные рисунки. Они подразделяются в зависимости от назначения на следующие группы: картинное письмо; родовые и семейные знаки; изображения на бытовых изделиях из бересты, сукна, меха и ровдуги; татуировка; изображения религиозного содержания на культовых предметах. Первые два вида работ выполняли мужчины, два следующих — женщины, а последний — те и другие.
Изображение медведя.
Изображение глухарки.
Хантыйские узоры: 1- «шея утки»; 2- «березовая ветвь»; 3- «челюсть лошади»; 4- «рога оленя».
В сюжетных рисунках предметы и существа изображались либо реалистично, либо с разной степенью стилизации. Очевидно, хантыйские орнаменты и формировались в направлении все большей стилизации реалистических изображений, до превращения их в геометрические фигуры. Она была сопряжена со стремлением подчеркнуть форму предмета или его наиболее значимые части, отчего изображение обрастало дополнительными элементами.
Мужская одежда.
Поясной нательной одеждой у мужчин были штаны. Были известны штаны с широким «шагом», сшитые из грубошерстной ткани, с ромбовидным клином между штанинами. В опушку на поясе вдевали шнур. Также носили узкие штаны из ткани с гуртиком и пришивным поясом. Некоторое распространение имели заимствованные у русских кальсоны.
Рубахи шили также из ткани. Носил рубахи прямые, с большим количеством складок у ворота — на груди и спине, с разрезом на груди и завязками у шеи. Отложной воротник отделывали тканью иного цвета. Этот тип рубах в начале XX в., видимо, уже выходил из употребления у взрослых, но сохранялся в одежде мальчиков. Наиболее же распространена была рубаха с двойной кокеткой и большим количеством сборок ниже нее. Рукава сужались к обшлагу и могли иметь манжеты. К правой полке нагрудного разреза пришивали двойную планку с петлями, а к левой полке — пуговицы.
Поверх рубахи, а иногда и шубы мужчины носили распашную одежду из грубого холста. Она служила повседневной одеждой, но основное ее назначение было промысловое. Зимой ханты носили меховые шубы, крытые тканью. В большие морозы мужчины надевали шубы из оленьих шкур сшитые мехом наружу. Шубы имели одну пуговицу у ворота, но чаще запахивались налево и подпоясывались опояской. Мужские шубы не украшались, либо украшались беднее женских, обычно полосой из чередующихся кусочков темного и светлого меха.
Мужская одежда: 1-штаны; 2-штаны; 3- рубаха.
В мужской одежде хантов большую роль играла глухая одежда двух видов — малица и кумыш. Малицу шили из шкур оленей, но особенно ценились малицы из собачьих шкур с более прочным ворсом, встречались и малицы из лебяжьих шкур. Шили их мехом внутрь. Переднюю часть шили из тонкой шкуры с груди и живота оленя. На спинку шла спинная часть шкуры, рукава шили из наиболее прочной части — с шеи оленя. Капюшон делали из шкуры молодого оленя или из шкуры выдры, обладающей водоотталкивающими свойствами.
Перед и спинка малицы могли быть составными или цельными. В боковой части в стан и рукава вшивались широкие клинья, но они могли и отсутствовать. Рукава иногда кроили с ластовицей, они сильно сужались к обшлагам, где к ним пришивались рукавицы из оленьих камусов. На ладони делали поперечный разрез, прикрытый клапаном из ткани. По подолу пришивали широкую опушку из шкур оленя, реже кошки или коровы. Капюшон, сшитый мехом наружу, соединялся с воротом союзкой или без нее. Иногда на внешней стороне ворота пришивали полосу меха, по которой скатывалась влага. Спинку делали несколько длиннее переда. Длиной малица была ниже колен, но ее подпоясывали так, чтобы она достигала длины лишь до колена, при этом образовывался большой напуск-пазуха, куда складывали трубку, кисет с табаком и другие вещи, а также продукты. Чтобы достать вещи из этого хранилища, нужно было энергичным движением стряхнуть рукав с руки, втянув руку под малицу. На малицу обычно надевали рубаху для защиты от сырости. Ее шили из тонкого сукна или из других прочных тканей. Покрой рубахи был проще покроя малицы. На подол, обшлага, ворот и плечи нашивали полосы ярких тканей.
Малица. Кумыш.
Поверх малицы в холодное время года при поездках на оленях мужчины надевали глухую одежду мехом наружу — кумыш. Его передняя часть выкраивалась из шкуры с живота оленя, а спинка — со спины. Капюшон изготовлялся из шкуры с задней части оленя с естественным изгибом, затылочная часть — из шкуры на шее и горле животного, где мех был особенно пушистым. Покрой кумыша более сложен, чем малицы. Это объясняется скорее стремлением к комбинации меха различных оттенков, чем потребностями покроя. Конструктивными швами соединялись спинка и перед с боковыми полотнищами, обязательным был также поперечный шов на спине, которая выкраивалась вместе с затылочной частью капюшона. Внизу к стану посредством чередующихся по цвету союзок присоединялась опушка. Рукава значительно сужались к обшлагам. Характерным украшением кумыша были кисточки из полосок меха и сукна, пришитые в ряд на спине. Особенно нарядным считался белый кумыш.
Мужская одежда.
Летом мужчины носили обувь известную среди местного русского населения под названием «нырики». Нир состояли из кожаной подошвы, кожаной головки со слабо выраженным подъемом и голенищ иногда из ровдуги, а чаще из брезента или грубого сукна. Вверху к голенищам пришивали кожаные ремешки для подвязывания к поясу. Плетеными тесемками или ремешками подвязывали также обувь под коленом. Летнюю мужскую обувь не украшали.