Смекни!
smekni.com

Архитектура Средневековья (стр. 2 из 2)

Эпидемия чумы – «черная смерть» (1348-1349) – истребила большинство искусных городских мастеров, что ускорило конец «украшенной готики» - золотого века для мастеров обработки камня. Городских каменщиков сменили сельские мастера: это способствовало упрощению основных очертаний построек и оживлению народных традиций (передача в камне деревянных конструкций каркаса и панели, замысловатый резной декор). Эти изменения отвечали новым общественным условиям. Развитие буржуазных отношений, формирование абсолютистского государства и консолидации нации побуждали к выработке специфически национального стиля. В архитектуре усиливались светские начала. Церковное строительство быстро теряло свою ведущую роль. Развитие общественной жизни требовало новых архитектурных типов и пространственных решений. В церковном зодчестве «перпендикулярный стиль» характерен главным образом для небольших сооружений – капелл, гробниц, балдахинов. Зато он расцвел в университетских зданиях Оксфорда и Кембриджа, где «перпендикулярные» формы удержались до середины XVII века. Торгово-промышленные корпорации пристраивали к церквам роскошные цеховые капеллы, возводили богато отделанные гильдейские дома и «банкетные залы». Характерные для этого периода полные света зальные помещения с большими окнами. Свободному ощущению пространства способствовали частичная замена массивных опор консолями и рождение уплощенной «арки Тюдоров». Особенно показателен декор из бесконечного ряда бегущих ввысь «перпендикуляров» и сложнейшего ювелирного плетения нервюр веерообразных, сетчатых, сотовых, звездчатых и иных сводов. Теряя конструктивную ясность, своды нередко превращались в декоративные потолки, вырезанные из дерева или напоминающий хор собора в Глостере, высокий зал с огромными окнами, своеобразный каменный фонарь. Затем последовали перестройки собора в Кентербери, хора в Йорке, сводов собора в Оксфорде, сооружение великолепных капелл (капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве), университетских и цеховых построек.

Фортификационная архитектура была мало оригинальна и, если не считать королевских замков (крупнейший – в Виндзоре), сводилась к укреплениям на шотландской границе и юго-восточном побережье. В условиях централизующего режима феодальные замки превращались в загородные резиденции знати, а к концу XV века строительство замков прекратилось.

II. Изобразительное искусство средневековой Англии

Английское искусство раннего средневековья недостаточно известно. Многие его памятники уничтожены в результате иконоборчества, связанного с церковными реформами Генриха VIII в XVI веке, и победы пуритан в середине XVII века; многое погибло от времени и неумелых реставраций, а сохранилось не всегда лучшее. Об искусстве до норманнского завоевания можно судить главным образом по книжной миниатюре. Её богатейший декоративно-орнаментальный стиль (с поразительным по сложности и причудливости переплетением лент, завитков, петель и стилизованных фигур животных) сложился при взаимодействии ирландско-кельтской культуры и искусства англосаксонских королевств (прежде всего Нортумбрии) и пережил первый расцвет в VII веке. Блестящий образец этого стиля – миниатюры «Линдсфарнского евангелия» (Нортумбрия, около 698-721 гг.), непревзойденные по богатству орнаментальной фантазии и тонкости выполнения. Сходные резных крестах и стелах, встречающихся как на севере, так и на юге Англии.[3]

Во второй половине X века одним из главных художественных центров стало Уинчестерское аббатство. В миниатюрах уинчестерской школы изобразительно-иллюстративные мотивы играли уже не меньшую роль, чем орнамент. В начале XII века английская миниатюра с её энергичным ритмом криволинейного узора, богатой красочностью или легким, живым штрихом занимала первое место среди европейских школ. К этому же времени относятся и первые дошедшие до нас стенные росписи (в соборе Кентербери и др.), близкие к миниатюрам того времени по иконографическим мотивам и по своему линейно графическому стилю. В XIII веке были исполнены циклы росписей в Вестминстерстве, соборах Сент-Олбанса и Уинчестера. Шедевр английской готической живописи – тондо в капелле епископского дворца в Чичестере, изображающее мадонну с младенцем (около 1260). Оно отличается необыкновенной тонкостью контурного рисунка и нежной красочной гаммой, выдержанной в розоватых, голубых и золотых тонах.

Скульптура в средневековой Англии была широко распространена, особенно с XIII века. При её плоскостном характере, недостатке пластического обобщения, психологической и драматической выразительности она обладала стройностью ритма, декоративной узорностью отделки. Вместе с тем в ней очень рано сказалась тонкая реалистическая наблюдательность английских мастеров. Главные фасады многих готических соборов Англии сплошь одеты рядами скульптурных фризов, где остальные статуи теряются в общей орнаментальной композиции. Но в скульптурном декоре церквей нередко встречаются яркие фольклорные сценки, фигуры, привлекающие живым изяществом. Широкое распространение получили в Англии фигурные надгробья из дерева, пёрбекского мрамора, бронзы и чаще всего из алебастра, а также гравированные изображения на листах меди, наложенных на надгробные плиты. В этих портретных фигурах, подчас несколько однообразных и застылых, можно видеть первые яркие проявления столь характерного для Англии реалистического портрета.[4]

В XIII –XIV веках английская книжная миниатюра становилась все более изысканной и утонченной по стилю, почти неотличимой от французской. Монументальная живопись сохранила большую самобытность. В ней отразились и антифеодальные народные движения второй половины X IV века. В сельских церквах появились изображения Христа в виде простого пахаря, навеянные популярной тогда религиозной поэмой У. Ленгленда «Видение о Петре Пахаре» (1362). Страдания Христа в этих росписях показываются как страдания простого народа, истязаемого и угнетенного. Одновременно с новым демократическим содержанием, отрывающимся от канонических традиций, здесь явно выступают и новые реалистические тенденции. Они ощутимы и в складывающейся в это время станковой живописи. Декоративной красотой, редким мастерством исполнения, тонко наблюдёнными жизненными деталями выделяется, тем не менее, Уилтонский складень (около 1389), относимый к франко-аглийской школе. На правой его створке изображена мадонна с младенцем, стоящая в окружении ангелов, на левой – коленопреклоненный король Ричард II среди святых. Ранний образец английской портретной живописи – большой портрет Ричарда II в Вестминстерском аббатстве (1390-е гг.), по своим размерам и индивидуальности образца не имеет аналогий в европейском искусстве того времени. В XV веке в Англию проникло сильное влияние реалистического нидерландского искусства, сказавшееся как в портрете, так и в стенных росписях вроде цикла «Чудес богоматери», выполненного в 1479-1488 гг. У. Бейкером (W.Baker) в капелле Итонского колледжа. Однако исторические события XV - XVI веков воспрепятствовали естественному развитию национального стиля Возрождения в английском изобразительном искусстве.


[1] Энциклопедия «Искусство стран и народов мира», 1986 г. с. 287-289

[2] А.Я. Гуревич. Культура и общество Средневековой Европы глазами современников. – М. 1989г. с. 116-119

[3] Л.Г. Емохонова. Мировая художественная культура. –М. 2001г. с. 386-391

[4]М. Л. Абрамсон, А.А. Кириллова, Н.Ф.Колесницкий «История средних веков.», 1980 г. с. 178-183