Смекни!
smekni.com

Равзвитие судебного процесса в России в XI - XIX вв (стр. 6 из 7)

Эти тенденции были обусловлены не только личностью того или иного монарха (Екатерины II, АлександраI), но и социально-экономической и политической ситуацией. Часть дворянства отказывалась от традиционных и консервативных методов хозяйствования и политики, искала более гибкие формы. Этому способствовало культурное и промышленное развитие страны.

«Просвещенный абсолютизм» возникал в периоды, когда старые (полицейские и патриархальные) методы управления становились неэффективными. Однако в любой момент мог быть осуществлен возврат к старым приемам (либеральный период правления Екатерины II закончился после крестьянской войны Пугачева).

Для системы властвования, установившейся в эпоху абсолютизма, характерны довольно частые дворцовые перевороты, осуществляемые дворянской аристократией и дворцовой гвардией. Означало лит это ослабление и кризис системы абсолютной монархии? Видимо нет. Легкость, с которой происходила смена монархов, свидетельствует о том, что в установившейся и укрепившейся системе абсолютистской монархии личность монарха уже не имела особого значения. Все решал сам механизм власти, в котором каждый член общества и государства был только «винтиком».

Для политической идеологии абсолютизма характерно стремление к четкой классификации социальных групп и индивидов: личность растворяется в таких понятиях, как «солдат», «заключенный», «чиновник» и т. п. Государство с помощью правовых норм стремится регламентировать деятельность каждого поданного. Для абсолютизма характерен еще один признак – обилие писаных юридических актов, принимаемых по каждому поводу. Государственный аппарат в целом, отдельные его части действуют по предписанию специальных регламентов, иерархию которых замыкает Генеральный регламент». [1]

Что же при таких обстоятельствах происходит в судебном процессе?

«Судебный процесс в Петровскую эпоху развивался в двух направлениях. С одной стороны реформатор стремился к использованию цивилизованных начал судопроизводства, с другой – государственность подминала подданных всех сословий, что диктовало консервацию розыскных начал.

К концу XVII в. продолжали действовать процессуальные правила Уложения

[1] – И. А. Исаев. История государства и права России. Издательство «Юристъ», 2001, ст. 217, 219, 220.

1649 г. В 1697 г. Петр I издал указ, в котором свидетельские показания и очные ставки истцов и ответчиков в судах характеризовались как многие неправды и лукавство затягивающие решение тяжб. Спасителем, в понимании Петра I, могло быть всесильное государство. Указ предписывал вместо судов и очных ставок по челобитью всяких чинов людей в обидах и разореньях чинить розыск… во всяких обидах и разореньях»свидетелей допрашивать в приказах»; резко ограничивались «отводы»сторонами неугодных свидетелей. За ложные свидетельские показания и клятвы вводилась смертная казнь.

Хотя принципы Уложения 1649 г. были до некоторой степени сохранены, состязательность ограничивалась. Неотделенность суда от администрации Петр I рассматривал как нормальное явление, и с созданием Сената и коллегий она еще более усилилась. Реформатор делал попытки совместить это явление с четко расписанной процедурой процесса. В «Кратком изображении процессов» - объемном многостатейном уставе (1716 г.) сказано: «Суд всегда из некоторого числа честных особ бывает, которым от высокого начальства власть и мощь в управлении правосудия дана». Иными словами, утверждалась обычная для воззрений царя «административная коллегиальность». Приписывалось всем судьям знать свои права, соблюдать дисциплину. Допускалось не только розыскное, но и состязательное производство по гражданским делам между истцом и ответчиком, закреплялись их права на иск, показания, жалобы. На случай болезни и других причин стороны имели право доверить ведение дела «адвокатам», но в розыскных делах участие адвокатов не допускалось.

В «Кратком изображении процессов» зафиксирована система доказательств: 1)признание; 2)свидетельские показания; 3)письменные доводы; 4)присяга. Сформировавшаяся к этому времени система доказательств носит название формальной. Суть ее в том, что значение и сила доказательств заранее закреплены в законе. Запрещалось давать свидетельские показания клятвопреступникам, а также тем, «которые у святого причастия не бывают, явным прелюбодеям», уголовным преступникам, родственникам, лицам, не достигшим 15-летнего возраста, заинтересованным в исходе дела. Свидетели мужского пола имели преимущества перед свидетелями женского пола, духовного звания – перед светским, дворянского звания – перед простолюдинами. При достаточном «подозрении» могли применяться пытки с соблюдением «умеренности».

В 1723 г. указ «о форме суда» сохранил деление процесса на розыскной и состязательный (в гражданских делах).

Укрепив неотделенность суда от администрации, Петр I значительно облегчил развитие негативных сторон судебной деятельности в условиях всевластия дворянства».[1] В общих чертах судебный процесс остался таким же, как и при выше рассмотренных сводах законов, только подробнее (предусматриваются возможные различные жизненные ситуации).

«В 1775 году особым «Учреждением для управления губерний Российской империи» в целях укрепления аппарата на местах и усиления власти дворянства

[1] – В. А. Рогов. История государства и права России IX – начала XX веков. Издательство «Зерцало», 1995 г., ст. 255 – 256.

была проведена губернская реформа. Россия была разделена на 50 губерний. Губернии делились на уезды. Население губернии составляло 300 - 400 тысяч жителей, уезда – 20 – 30 тысяч. Губернию возглавлял губернатор. В помощь губернатору создано было губернское правление, состоявшее из губернатора, двух губернских советников и губернского прокурора. Это учреждение правило губернией и ведало всеми делами. В городах была учреждена должность городничего, назначавшегося правительством.

Создан был сословный суд. Дворянство было подсудно своему сословному дворянскому суду. И в низшей своей инстанции (уездный суд) и в высшей (верхний земский суд) он состоял из выборных дворян. …

Губернская реформа 1775 г. не только укрепила государственную власть – она одновременно значительно усилила позиции дворянства, которое добилось того, что в уезде почти полностью хозяйничали дворяне данного уезда, выбиравшие из своей среды уездные власти».[1]

За период правления Петра I было принято более трех тысяч правовых актов. Возникали серьезные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и взаимоисключающих норм. Принцип законности не мог проводиться последовательно. Дополнительные трудности создавали недостаточная информация о новых актах, несвоевременная их публикация. Петр I хотел везде преуспеть, поэтому создавал множество реформ, подзаконных актов, делал попытки разработать новое Уложение, но, к сожалению, далеко не все это дало нужные результаты.

[1] – Под редакцией профессора П. П. Епифанова, профессора В. В. Мавродина. История СССР. С древнейших времен до 1861 года. Издательство «Просвещение», 1983 г., ст. 417, 418.

Глава IV

Судебный процесс по Судебным уставам 1864 г.

«Подготовка судебной реформы началась в конце 1861 г., когда Александр II поручил Государственной Канцелярии приступить в разработке «Основных положений преобразования судебной части в России». К подготовке реформы были привлечены видные юристы страны. Среди них важную роль играл С. И. Зарудный, под руководством которого были выработаны основные начала судоустройства и судопроизводства. После их обсуждения в Государственном совете и одобрения в сентябре 1862 г. царем они были опубликованы и разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам, а затем легли в основу разработки судебных уставов. Для этого при Государственной канцелярии была образована специальная комиссия из трех отделений – судоустройства, уголовного и гражданского судопроизводства. В августе 1864 г. проекты судебных уставов быливнесены в Государственный совет, одобрены им, а 20 ноября утверждены Александром II и получили силу закона.

Судебные уставы предусматривали бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенства всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов. Это явилось значительным шагом вперед по сравнению с прежним сословным судом с его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

Вводились новые судебные учреждения – коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд ( обычно в пределах губернии, которая составляла в этом отношении судебный округ), второй – судебная палата, объединившая несколько судебных округов и состоявшая из уголовного и гражданского департаментов.

Принимавшие участие в судебном разбирательстве выборные присяжные заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, а меру наказания определяли в соответствии со статьями закона судьи и члены суда. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, а без их участия могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы в Сенате только в случае нарушения законного порядка судопроизводства или обнаружения каких-либо новых обстоятельств по делу. Сенат имел право кассации (отмены или пересмотра) судебных решений. Для этого в его составе учреждались кассационно-уголовный и кассационно-гражданский департаменты. Не решая дела по существу, они передавали его на вторичное рассмотрение в другой суд либо в тот же суд, но с другим составом судей и присяжных заседателей.