Смекни!
smekni.com

Виды соучастников преступления (стр. 4 из 6)

Способы и средства оказания пособничества могут быть физическими или интеллектуальными. Суть интеллектуального пособничества в том, что содействие в совершении преступления осуществляется советами, указаниями, предоставлением информации. К интеллектуальному пособничеству относятзаранее обещанное укрывательство преступника, средств и орудий совершения преступления, следов преступления и заранее обещанное обязательство ску­пить предметы, добытые преступным путем. Несмотря на то что эти действия могут произойти после совершения преступления, их значимость заключается в том, что они воздействуют на психику исполнителя до совершения им пре­ступления. Выделяют также физическое пособничество, когда лицо оказывает содействие совершению преступления посредством собственных усилий -предоставляет средства, орудие совершения преступления, устраняет препят­ствия и т.д.

Физическое пособничество - это конкретные действия, способствующие исполнителю в выполнении объективной стороны преступления. Закон назы­вает два вида физического пособничества: предоставление средств или ору­дий совершения преступления (предоставление автомашины, отмычек для со­вершения кражи, оставление открытым помещения, где хранятся материаль­ные ценности и т.д.) устранение препятствий для совершения преступления.

Однако стоит, наверное, не согласиться с распространенным мнением о том, что пособничество - наименее опасная форма соучастия. Порой роль по­собника бывает настолько велика, что в его отсутствие преступление могло бы и не состояться. Именно ему принадлежит подготовительная часть


Глава 2. Особенности ответственности соучастников преступления

2.1. Основания и пределы ответственности соучастников

В науке уголовного права вопрос об основаниях уголовной ответст­венности соучастников решается неоднозначно. Существуют две основные теоретические конструкции об основаниях уголовной ответственности.

Одна исходит из признания акцессорного, т.е. несамостоятельного, при­даточного характера соучастия. Как отмечал М.И. Ковалев, ответственность соучастников при этом связывается с ответственностью исполнителя[18] .

Другая конструкция строится на утверждении независимости ответст­венности соучастников от действий исполнителя. Основные положения этой теории состоят в следующем: 1) соучастник может нести ответственность за свои действия лишь при наличии наказуемого действия исполнителя; 2) на­казуемость соучастника определяется той статьей уголовного закона, по ко­торой квалифицируются действия исполнителя.

Акссессорная теория долгое время отрицалась российским уголовным правом. Однако в последнее время все большее число ученых склоняется именно к акцессорности соучастия в действующем уголовном законодатель­стве.

Основанием уголовной ответственности соучастника, также как и в слу­чаях индивидуально совершаемых преступлений, является виновно (умыш­ленно) совершенное им общественно опасное деяние, предусмотренное уго­ловным законом, т.е. наличие в содеянном каждым соучастником признаков определенного в законе состава преступления (ст.8 УК РФ). Соучастие как особая форма преступной деятельности представляет собой общественную опасность лишь в связи с началом преступления, которому оказывается со­действие. Отсюда и ответственность по правилам о соучастии возможна тогда, когда признаки этого деяния объективируются хотя бы в самой начальной стадии. Одному преступлению, как правило, соответствует и один состав, опи­санный в Особенной части УК. Исключения из этого правила возможны в том случае, если одно и то же преступление предусмотрено в различных составах: простом, квалифицированном или привилегированном. Такие составы могут быть предусмотрены в различных частях одной статьи УК, реже - в различных статьях. Поскольку отягчающие или смягчающие обстоятельства, предусмот­ренные в этих составах, могут быть на стороне одних соучастников и отсутст­вовать на стороне других, то вполне возможно, что действия соучастников бу­дут квалифицированы по различным частям одной и той же статьи или по раз­личным статьям УК. Таким образом:

- соучастники отвечают по правилам о соучастии в преступлении лишь при условии, что исполнитель хотя бы начал приготовительные к преступлению действия;

- несут ответственность в рамках санкции статьи, инкриминируемой исполнителю, если данное преступление предусмотрено в одной статье или части статьи УК.

- с учетом положений Общей части УК РФ, где уточняется и конкрети­
зируется уголовно-правовая специфика деятельности организатора, подстрека­
теля и пособника.

Ответственность по правилам о соучастии возможна лишь при условии, что факт совершения преступления в соучастии доказан. Если исполнитель ос­вобождается от ответственности по личным основаниям, например, вследствие изменения обстановки (тяжкая неизлечимая болезнь), то это основание не рас­пространяется на соучастников и они подлежат уголовной ответственности за совершенное исполнителем в зависимости от выполненной ими роли. Анало­гично разрешается и ситуация, когда факт соучастия доказан, но не установле­на личность исполнителя.

Особенностью квалификации является следующее: соисполнители несут ответственность по одной статье УК за совместно совершенное ими преступ­ление. Все остальные соучастники отвечают по той же статье Особенной части УК. но ссылкой на ст. 33 УК. Если организатор, подстрекатель, пособник при­няли непосредственное участие в совершении преступления, до их действия дополнительной квалификации по ст. 33 УК РФ не требуют.

Закон не допускает и формального равенства наказаний. Ст.67 УК гла­сит, что при назначении наказания за преступление, совершенное в соучастии, учитываются характер и степень фактического участия лица в его совершении, значение этого участия для достижения цели преступления, его влияние на ха­рактер или размер причиненного или возможного вреда.

Под характером участия лица в преступлении в теории и практике пони­мается образ преступного поведения, свойственный каждому из известных ви­дов соучастников. Формальная роль участника (исполнитель, подстрекатель, организатор или пособник) имеет большое значение в развитии преступного события и в его вредных и опасных последствиях, но оно не должно быть формально самодовлеющим, хотя объективно в большинстве случаев форма участия в преступлении неизбежно определяет и объем, и важность этого уча­стия в достижении преступного результата, и степень его вредоносности.

Степень участия в преступлении - это мера интенсивности и эффектив­ности соучастников как в осуществлении преступного действия, так и в дос­тижении реального результата или в создании возможности его наступления.

Вместе с тем из всех названных соучастников можно выделить организа­тора, степень участия которого в преступлении логически всегда называется наивысшей. Поэтому в отношении него наказание может быть смягчено толь­ко при наличии смягчающих обстоятельств личного характера.

Анализируя пределы ответственности соучастников отметим, что при эксцессе исполнителя волевой и интеллектуальный моменты умысла соучаст­ников характеризуются незнанием того, что исполнитель задумал выйти за пределы совместной преступной деятельности или совершить иное преступле­ние. При эксцессе отсутствует как причинная связь между действиями соуча­стников и преступлением, совершенным исполнителем, так и вина в этом пре­ступлении, поэтому они освобождаются от ответственности за действия, совершенные исполнителем[19] .

Добровольный отказ от продолжения начатой совместной преступной деятельности также относится к числу обстоятельств, влияющих на пределы ответственности соучастников преступления. В ч. 2 ст. 31 УК сказано, что лицо не подлежит уголовной ответственности, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца. Бесспор­но, в этой части ст. 31 УК речь идет об исполнителе преступления. Поэтому, в простом виде соучастия, соисполнитель может отказаться от преступления, просто прервав его осуществление либо не начиная последнее.

Добровольный же отказ соучастников при сложном соучастии имеет специфику. Эти особенности обусловлены, прежде всего, тем, с простым пре­кращением пособником, организатором, подстрекателем своих действий, про­цесс причинения вреда охраняемому объекту не будет остановлен. С их сторо­ны необходимы активные действия для устранения возникшей опасности и самому развитию преступления. Таким образом, добровольный отказ пособ­ника может выразиться в бездействии в том случае, если он пообещал предос­тавить исполнителю орудия или средства для совершения преступления, скрыть следы преступления и т.д. но не сделал этого, либо в действии, когда пособник ликвидирует те благоприятные условия для совершения преступле­ния, которые собственноручно создал. В этом случае, независимо от того, со­вершил ли исполнитель преступление или также отказался от его продолже­ния, пособник освобождается от уголовной ответственности.

Организатор и подстрекатель должны предпринять все необходимые ме­ры к предотвращению или прекращению деяния исполнителем - убедить, фи­зически воспрепятствовать, сообщить органам власти - и если это не удалось, то добровольный отказ не состоялся. В любом случае добровольный отказ соучастников возможен до наступления преступного результата, который непо­средственно достигается исполнителем.