После длительных опытов заменил привозной наждак местным абразивным материалом. Разработал технологию обработки трещиноватых и многослойных камней. Под руководством Стрижкова выполнен ряд уникальных изделий из поделочного камня, хранящихся в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.
Самая крупная в мире чаша, которую называют "царицей ваз", вырезана из цельного монолита тоже в Колывани. Работу над этой вазой начали еще в 1825 году. К тому времени более десяти лет фабрикой управлял механик Михаил Лаулин, сменивший рано умершего Стрижкова (1811 г.).
Лаулин хорошо усвоил уроки своего предшественника и, понимая природные возможности алтайского камня, рядом со стрижковской фабрикой выстроил в 1820 году здание для обработки колоссальных вещей. Отсюда с левого берега реки Белой и пошли в Петербург монолитные многометровые колонны и чаши размеров небывалых.
Именно во время работы Лаулина к 1825 году Колывань научилась резать камень в прямом смысле слова, то есть украшать поверхность изделий рельефной резьбой. Один из лучших образцов такой работы - декорированная ножка "царицы ваз". Листья аканта вместе с волнистыми линиями яшмы создают необыкновенную игру объема, цвета и тени. Кажется, какое-то древнее дерево вырастает из глубин земли и неожиданно раскрывается фантастических размеров цветком.
А создавалось это довольно простыми инструментами, работающими по принципу стоматологической бормашины. Скорость, правда, была сродни черепашьей, но и как раз в этом деле и испытывался камнерез на терпение, на твердось характера, испытывалась приверженность к нелегкому ремеслу.
Время не стоит на месте, меняются пристрастия правителей. К 1936 году Колывань не только не могла что-либо предложить на выставки мирового уровня, но была просто далека от камнерезных работ, имеющих отношение к искусству. Первая серьезная попытка возрождения ремесла колыванских камнерезов относится к 1945 году. Колыванские камнерезы вернулись к жанру вазы после длительного перерыва, но профессиональные секреты мастерства, передаваемые из поколения в поколение, сохранились.
Именно там, где река Алей круто поворачивает к востоку, более двухсот лет назад петергофский каменодельный мастер Петр Бакланов давал алтайским ученикам первые уроки обращения с твердым камнем, о приемах обработки которого сибиряки не имели никакого представления.
Список использованной литературы:
1. Родионов А. На крыльях ремесла: Повествовательная хроника камнерезного дела на Алтае с 1786 и до наших дней. М.: Современник, 1988. 279 с.: ил.
2. Воротников А.И. Легенды и были Горной Колывани // Алтай. 1972. № 6. С. 119-135
3. Мукаева Л.Н. Из истории алтайского камнерезного искусства второй половины XIX в. 1996г.