При наличии повода и основания дознаватель или следователь с согласия прокурора, в пределах своей компетенции обязаны возбудить уголовное дело. Решение о возбуждении дела облекается в процессуальную форму – постановление о возбуждении уголовного дела.
Под вынесением постановления о возбуждении уголовного дела понимается его составление и подписание дознавателем, следователем.
Постановление о возбуждении уголовного дела состоит из трёх частей: вводной, описательно – мотивировочной и резолютивной.
Вводная часть содержит: наименование постановления; место, дату вынесения постановления; должность, наименование органа предварительного следствия или дознания, фамилию и инициалы лица его вынесшего.
В описательно - мотивировочной части излагаются поводы и основание для возбуждения уголовного дела.
Резолютивная часть содержит: решение о возбуждении дела; пункт, часть, статью Уголовного кодекса РФ, на основании которых оно возбуждено; решение о дальнейшем направлении уголовного дела; сведения о направлении копии постановления надзирающему прокурору (наименование органа прокуратуры, классный чин, фамилия, инициалы прокурора, дата и время направления); отметка о том, что о принятом решении сообщено заявителю и лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело (если оно есть); подпись лица вынесшего постановление.
Если постановление выносится следователем или дознавателем, то в этом процессуальном документе должно содержаться решение о принятии уголовного дела к своему производству.
По общему правилу следователь и дознаватель вправе возбудить уголовное дело лишь с согласия прокурора. Между тем, предусмотренный ч. 4 ст. 146 УПК РФ порядок позволяет утверждать, что следователю и дознавателю не запрещено принимать самостоятельное решение о вынесении постановления о возбуждении уголовного дела и производстве некоторых неотложных следственных действий (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы) ещё до получения согласия прокурора.
Хочется прокомментировать вопрос о проведении отдельных следственных действий в указанной стадии уголовного процесса. Из смысла ч. 4 ст. 146 УПК РФ вытекает разрешение законодателя ещё до получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела производить осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы. Но если правовое основание на проведение осмотра места происшествия конкретно закреплено в ч. 2 ст. 176 УПК РФ, то для производства освидетельствования и назначения судебной экспертизы в соответствующих нормах Уголовно-процессуального кодекса (ст. 179 и 195 УПК РФ) такого разрешения не имеется. Формальным основанием для проведения указанных следственных действий будет являться постановление о возбуждении уголовного дела и юридическая оговорка законодателя о том, что к этому постановлению, направленному прокурору для получения согласия, прилагаются, помимо материалов проверки сообщения о преступлении, соответствующие постановления и протоколы отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (в том случае, если эти следственные действия производились).
В ряде случаев (дела частного и частно - публичного обвинения) УПК предоставляет гражданам возможность по своему усмотрению решать вопрос о необходимости начала уголовного преследования (ст. 147, 318 УПК). Уголовные дела частно - публичного обвинения (ч. 3 ст. 20 УПК) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. А по делам частного обвинения потерпевший вообще обращается с заявлением непосредственно в суд. Хотя определенные полномочия прокурору и в этом случае даны. Так, допускается возбуждение уголовного дела частного и частно - публичного обвинения по усмотрению прокурора, если тот считает, что потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам (например, зависимость от обвиняемого) не может защищать свои права и законные интересы (ч. 3 ст. 318 УПК).
Безусловно, обнаруженные на теле человека следы преступления (следы крови и иных объектов биологического происхождения, следы инъекций, а также наркотических веществ, продуктов выстрела из огнестрельного оружия, следы от горюче-смазочных материалов и др.) облегчает принятие следователем, дознавателем обоснованного решения по "горячим" следам и указать на лицо, совершившее преступление. По материалам освидетельствования на этапе доследственной проверки допускается назначение судебной экспертизы, проведение и результаты которой можно получить только после окончательного возбуждения уголовного дела, т.е. получения на то согласия прокурора.
В случае принятия решения о возбуждения уголовного дела следователь, дознаватель незамедлительно направляет соответствующее постановление прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства указанных выше следственных действий по закреплению следов преступления – соответствующие протоколы и постановления.
Незамедлительно – это значит так быстро, как это возможно в зависимости от следственной ситуации.
Прокурор принимает решение, связанное с дачей или с отказом в даче согласия на возбуждение уголовного дела, по поступившим материалам также незамедлительно. Для обеспечения незамедлительности принятия любого из указанных выше решений ведомственные акты Генеральной прокуратуры РФ предусматривают круглосуточное дежурство прокуроров и их заместителей, включая выходные и праздничные дни.
Прокурор, получив постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно принимает одно из трёх решений:
1. даёт согласие на возбуждение уголовного дела, о чём производит согласительную надпись (подпись) на постановлении с указанием не только даты, но и часа с минутами;
2. отказывает в даче согласия на возбуждение уголовного дела;
3. возвращает материалы для дополнительной проверки с дачей конкретных указаний, которая должна быть проведена в срок не более пяти суток (ч. 4 ст. 146 УПК РФ).
В первом случае, прокурор направляет уголовное дело для производства дознания или предварительного следствия с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст. 150-152 УПК РФ. Как уже упоминалось, прокурор вправе принять дело к своему производству либо поручить расследование, нижестоящему прокурору (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), а также конкретному следователю прокуратуры, следственному подразделению другого ведомства (п. 8-9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) или следственной группе (ч.2 ст. 163 УПК РФ).
Во втором случае, помимо наложения на постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела прокурор выносит соответствующее постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела.
В третьем случае свое решение о возвращении материала для дополнительной проверки прокурор оформляет постановлением, которое в принципе, по своей форме схоже с постановлением об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела.
После проведения дополнительной проверки следователь, дознаватель выносит новое постановление о возбуждении уголовного дела и направляет его вместе со всеми (старыми и новыми) материалами прокурору в обычном порядке для получения согласия.
Согласно части первой статьи 148 УПК, при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель своим постановлением отказывает в этом. По буквальному смыслу данного правила основанием для отказа в возбуждении уголовного дела может служить только отсутствие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Однако из сопоставления комментируемой статьи с нормами главы 4 "Основания для отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования" (статьи 24 и 27 УПК) явствует, что в возбуждении уголовного дела должно быть отказано не только при отсутствии оснований для такого возбуждения, но и при наличии оснований, если одновременно имеются обстоятельства, исключающие движение уголовного дела, такие, как истечение сроков давности, смерть подозреваемого, отсутствие заявления потерпевшего, когда такое заявление необходимо по закону, наличие акта амнистии и др. Отказ в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия в деянии состава преступления допускается лишь в отношении конкретного липа. Иначе говоря, не может быть отказано в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления вообще; оценке с позиций УК подлежат только определенные действия определенного лица. Если при отказе в возбуждении уголовного дела выяснится, что сообщение о готовящемся или совершенном преступлении носило характер заведомо ложного доноса (статья 306 УК) либо другого уголовно наказуемого деяния, прокурор, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос, дать ему юридическую опенку и решить вопрос о возбуждении дела публичного обвинения на общих основаниях и в обычном порядке.
Если решение об отказе в возбуждении уголовного дела принято по результатам сообщения о преступлении, опубликованного в средствах массовой информации, то информация о таком отказе также подлежит опубликованию, а с тем чтобы ложное сообщение о преступлении было дезавуировано и общество знало о действительном положении дела. Данное производство (часть 3 статьи 148 УПК) является одним из проявлений гласности в деятельности органов уголовного преследования и призвано служить воспитанию гражданского правосознания. Как и в случае возбуждения уголовного дела, копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть в течение 24 часов направлена прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел данным органом, и заявителю с обязательным разъяснением права на обжалование и порядка обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Поскольку в данном случае складывается ситуация, сходная с той, что возникает при прекращении уголовного дела, и заявитель по воле органа расследования лишается гарантированной ему Конституцией РФ возможности доступа к правосудию, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано в судебном порядке (статья 125 УПК). Постановление дознавателя, следователя, об отказе в возбуждении уголовного дела названо первым в числе процессуальных решений, которые могут быть обжалованы не только прокурору 1 , но и в судебном порядке (часть первая статьи 125 УПК), потому что необоснованный отказ существенно ущемляет конституционные права потерпевшего и создает остроконфликтную ситуацию, препятствуя доступу к правосудию, а в ряде случаев ставя заявителя в положение лица, совершившего ложный донос. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя (часть седьмая статьи 148 УПК).