План:
Введение………………………………………………………………...2
1. Искусство Киевской Руси…………………………………………...3
2. Киево – Печерская Лавра как центр культуры Киевской Руси…... 7
Заключение……………………………………………………………..10
Список использованной литературы………………………………….11
туры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях
скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и ре-
гиона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних
земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с мо-
мента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианст-
вом Русь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, куль-
туры.
формировалось в борьбе двух укладов - патриархального и феодального,
и двух религий- язычества и христианства. И как следы патриархально-
го образа жизни еще долго прослеживается в искусстве феодальной Ру-
си, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах (4.стр.459).
попытки скорее укрепить новую религию, сделать ее близкой, доступной
людям. Не случайно церкви строились на местах языческих капищ; в нее
проникли элементы народного обожествления природы , а некоторым
святым стали приписывать роль старых богов.
няла определенные основы языка культуры. Но эти основы были перера-
ботаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию,»- писал А. С. Пуш-
кин. Конечно, как всякое искусство эпохи средневековья, искусства Древ-
ней Руси следует определенным каноном, прослеживающимся и в архи-
тектурных формах, и в иконографии –в живописи. Созданы были даже образцы –«прореси,» «подлинники,» лицевые и толковые (в первых пока-
зывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось,» расказыва-
лось), но и следуя каноном, и вопреки им умело проявить себя богатая творческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восто-
чно –европейского искусства, русские мастера сумели создать собст-венное национальное искусство, обагатить европейскую культуру новы-
ми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмот-
ря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.
земли был Киев –« мать городов русских» как назвали его в древности
современники, сравнивая по красоте и значимости с Константинополем.
Росту могущества Киева способствовало его географическое положение
на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царь –
град, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне
Ярославе Киевская Русь стало сильным государством, неизвестном ра-
нее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе и визан-
тийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германские императоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей
замуж за иностранных государей. Так укрепилось международное поло-
жение Киевской Руси.
1.Искусство Киевской Руси.
культовое назначение. Еще в языческую пору на Руси была развита ар-хитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древодели». Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной новогородской Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадцатиглавый деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в. Вполне возможно, что у восточных славян были свои деревянные рубленные храмы и что эти храмы были многоглавыми. Многоглавие, таким образом, было исконно-национальной чертой русского зодчества, восприняты затем искусством Киевской Руси.
С христианством на Русь пришла крестово -купольная форма хра-ма - типичная для греко–восточных православных стран. Крестово-купольный формы храм –прямоугольный в плане, четырьмя (или более) столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-запад)части –нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Подкупольное пространство благодаря окнам барабана залита светом, оно явлется центром храма. Ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, перекрыты цилиндрическими сводами. Все центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы подобного храма –крестово-купольный. В восточной стороне интерьера размещаются алтарные помещения – апсиды, обычно полукругами выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пиастрами (по –древнерусски –лопатками) на прясла. Полукруглое завершениепрясла, форма которого определяется подсводным покрытием, называется закомарой.
От следующего, ХI столетия в Киеве сохранилось несколько па-
мятников, и самый известный из них - София Киевская, главный собор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол и поставления на митрополичий престол, построенный сыном Владимира Ярославом Мудрым . Как говорили современники, «Ярослав завершил то, что начал Владимир.» София Киевская как доказано современными исследователями, была построена по единому замыслу в 40-е годы ХI века. Несколько позже возникла лишь северная башня.
Киевская София - пятинефный, пятиапсидный, 13-куполъный храм. Централъный купол, опирающийся на барабан прорезанный 12 окнами, и 4 менъшие по размеру главы вокруг него освещают центральное пространство и главный алтарь, а самые маленькие боковые 8 глав –боко-вые пространства и огромные(площадью около 600 кв.м.) хоры. Софийский храм, как и Десятинная церковь, был обнесен внутренней двухэтажной галереей –гульбищем. К сожалению, Киевская София была перестроена в XVII в., как многие русские храмы на Украине, в духе «украинского барокко», в результате чего исчезла характерная для нее пирамидальность, постепенное наращение масс от галерей к боковым куполам, а от них –к центральному, что определяло облик всего храма (3.стр. 204).
Как и в Десятинной церкви, интерьер Софии Киевской был необы-чайно богат и живописен: хорошо освещенные алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой; столбы нефов, более темные боковые помещения под хорами, стены –фресками. Полы были также мозаичные или из шифера. Особой красотой отличались алтарные преграды и решетки хоров: по византийскому обычаю они были каменными, тончайшей резьбы.
Из мозаик в куполе сохранилось центральное погрудное изображение
величавого и строгого Христа –Вседержителя, главы «Церкви небес-
ной», в лиловом хитоне и голубом плаще. Вокруг центрального медальона в куполе были изображены четыре архангела, из которых сохранились наполовину фигура северного архангела в голубом хитоне. В барабане из 12 апостолов в простенках окон сохранился один апостол Павел в белой одежде (верхняя часть фигуры). На парусах, из четырех евангелистов, сохранился один –евангелист Марк (на юго-западном парусе). Все остальные изображения купола и барабана погибли и заменены масляной живописью на новом грунте. Мозаики центральной апсиды сохранились значительно лучше. В своде апсиды изображена торжественная фигура богоматери в синей одежде с молитвенно поднятыми руками. Ниже, во втором ярусе , находится символическая композиция «причищения апостолов». Апостолы представлены идущими справа и слева к центру, где изображен престол с киворием и два раза повторяется изображение Христа с ангелом. В третьем нижнем ярусе, стоят в рост отцы церкви. От их изображений уцелели только верхние части фигур и лица (Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и др.).
Все изображения купола и апсиды носят монументальный харак-тер. Формы их обобщены, границы формы резко обозначены контурами. Фигуры тяжеловесные, коренастые и большеголовые, движения скованы и однообразны. Лица в большинстве случаев отличаются условностью и схематизмом, исключение представляют лица отцов церкви, выразительные и яркие по типам. Особенно характерно лицо Иоанна Златоуста –умное, энергичное, худощавое, с острыми чертами - лицо фанатика, проповедника аскетизма и строгой нравственности. Совсем в другом роде лицо Василия Великого, со спокойными, уверенными и строгими чертами. Лица отцов церкви выделяются более живописной моделировкой. На арке, у входа и алтарь, размещены мозаичные изображения архангела Гавриила (слева) и Марии с веретеном –справа (композиция «Благовещение»).Образ Марии носит античные черты. На сводах в медальонах -погрудные изображения святых (из 40 сохранились только 15 ).