1.5. Присоединение Туркмении
Оседлое население Хивинского оазиса покорилось, но хан был бессилен принудить к этому туркмен: выставляя до 20 тыс. хорошо вооружённых, смелых и воинственных воинов, туркмены в действительности правили Хивинским оазисом. Их подчинение хану было номинальное: они не платили податей и безнаказанно грабили оседлое население. Нежелание туркмен подчиниться требованию Кауфмана и внести контрибуцию в 300 тыс. руб. вынудило прибегнуть к силе. Для сбора контрибуции Кауфман двинул 7 июля 1873 г. в центр туркменских кочевий, к Хазавату, отряд из туркестанских войск. Близ села Чандыр (85 вёрст от Хивы), 13—15 июля, произошли упорные бои. Ряд поражений, сломивших сопротивление туркмен, вынудил их безусловно подчиниться командовавшему войсками. По окончательном замирении края, в Хиве 12 августа были подписаны условия мира с ханством: 1) полное умиротворение Казахских степей, 2) уплату ханом контрибуции в размере 2 000 000 руб., 3) прекращение торговли невольниками и освобождение пленных, подданных России, 4) признание себя ханом «покорным слугой императора» и 5) новые земельные приобретения, из которых образован в 1874 г. Закаспийский отдел.
В Туркмении в ахаль-текинском оазисе обитали 80000-90000 текинцев. Это были природные, смелые воины. Все экспедиции против них до 1879 года были неудачны. В январе 1880 года командующим военной экспедиции против текинцев был назначен генерал Михаил Скобелев, который осуществил Ахал-текинскую экспедицию, взяв крепость Денгиль-Тепе (Геок-Тепе) в январе 1881 г.
Вскоре после взятия Геок-Тепе были высланы Скобелевым отряды под начальством полковника Куропаткина; один из них занял Асхабад, а другой прошёл более чем на 100 вёрст на север, обезоруживая население, возвращая его в оазисы и распространяя воззвание с целью скорейшего умиротворения края. И вскоре в Закаспийских владениях Российской империи установился мир.
Генерал Комаров, будучи начальником всей Закаспийской области (нынешний Туркменистан), обратил внимание на Мерв как на «гнездо разбоя и разрушения, тормозившее развитие чуть ли не всей Средней Азии». В конце 1883 года он направил туда штабс-ротмистра Алиханова и текинца майора Махмут-Кули-хана с предложением мервцам принять русское подданство. 25 января 1884 года в Асхабад прибыла депутация мервцев и поднесла Комарову прошение на имя императора о принятии Мерва в русское подданство и принесла присягу.
Успех этот вызвал зависть и опасение англичан за своё первенство влияния в Афганистане, спровоцировавших афганцев к вторжению на спорные территории южнее Мерва, что привело к бою на Кушке 18 марта 1885 года. Этот международный инцидент активно муссировался в европейской прессе и, как думали в то время, поставил Россию на грань войны с Великобританией.
Эмир Абдур-Рахман, который в то время был на встрече с лордом Дуфферином в Равалпинди, пытался замять произошедшее, как мелкое пограничное недоразумение. Лорд Рипон, влиятельный член Гладстонова кабинета министров, настаивал на том, что любая уступка со стороны британцев будет поощрением открытой российской интервенции в Афганистан. Тем не менее война была предотвращена усилиями дипломатов, которые получили от представителей царя уверения в намерениях уважать территориальную целостность Афганистана в будущем.
Для урегулирования инцидента была учреждена русско-английская пограничная комиссия, которая и определила современную северную границу Афганистана. Представители эмира в её работе не участвовали. Уступки российских представителей были минимальны. Россия сохранила отвоёванный Комаровым клочок земли, на которой был впоследствии основан город Кушка. Он был самым южным населённым пунктом как Российской империи, так и СССР. Историческое значение боя на Кушке состояло в том, что он подвёл черту под экспансией царской России на юг от Туркменистана и в Средней Азии вообще.
2. Обоснование российской колониальной политики в Средней Азии
Карикатура XIX-го века «Спаси меня от моих друзей» о Большой игре, обыгрываются русский медведь и британский лев
Среди главных причин стремительного расширения владений Российской империи в Средней Азии во второй половине XIX века назывались занятие «естественных границ» России, замирение междоусобиц и прекращение «разбойничьих набегов», доставлявших беспокойства на пограничных линиях и торговых путях, стремление цивилизовать отсталые азиатские народы, приобщение их к благам мировой цивилизации. Один из историков туркестанских походов генерал-майор Л. Ф. Костенко дипломатично писал: «Не честолюбивые замыслы и никакие другие своекорыстные расчёты руководят Россией в её поступательном движении в Среднюю Азию, но исключительно только желание умиротворить тот край, дать толчок её производительным силам и открыть кратчайший путь для сбыта произведений Туркестана в европейскую часть России»[11].
Туркестанские походы как бы завершали великую миссию Руси, сначала остановившую экспансию кочевников в Европу, а с завершением колонизации — окончательно умиротворившую восточные земли. В свете этих идей освещался весь ход завоевания государств Азии, когда для описания противника применялись выражения «шайки», «скопища», «банды», «коварные набеги», «трусливые наскоки», встречающиеся в мемуарах всех основных участников походов — Черняева, Кауфмана, Колпаковского и прочих.
Подчёркивалось бедственное положение туземцев под властью местных ханов и знати. Приход же русских войск как бы знаменовал приход лучшей жизни. Бларамберг писал: «Киргизы Куан-Дарьи благодарили, что я освободил их от врагов и разрушил разбойничьи гнезда», [12] военный историк Д. Я. Фёдоров: «Русское владычество приобрело в Средней Азии огромное обаяние, потому что оно ознаменовало себя гуманным миролюбивым отношением к туземцам, и вызвав сочувствие народных масс явилось для них желательным владычеством». Однако затем быстро наступило разочарование, это было лишь продолжением территориально-политической экспансии России на сопредельные территории.
Другой основной причиной, и более реальной, была захватившая российские правительственные и военные круги идея необходимости противостояния Британской империи [13][14]. При этом политика России рисуется как оборонительная, направленная на защиту от агрессии Британии. Одним из главных теоретиков противостояния был военный администратор и историк М. А. Терентьев, написавший трёхтомную «Историю завоевания Средней Азии» и ряд статей о политике России и Англии в регионе [15]. Противостояние между Российской и Британской империями за контроль над Индией и Средней Азией в XIX веке получило в истории имя Большой игры. Ещё одним из её активных участников был Китай, прочие же государства были лишь разменными фигурами в этой битве.
Противостояние закончилось в начале XX века, когда у Великобритании больше не хватало сил для подчинения пуштунских племён в Афганистане и она была вынуждена остановиться, сосредоточив свои силы на укреплении позиций в Индии; Российская империя после поражения в русско-японской войне и революции 1905—1907 годов уже была совершенно не в состоянии продолжить свой бросок на юг.
3. Этнический состав
Старик сарт (таджик) (С. М. Прокудин-Горский)
Сравнение этнического состава Средней Азии времён Российской империи и сегодняшнего дня способно вызвать некоторое замешательство, в связи с тем, что в официальных правительственных документах употреблялись именования, отличные от самоназвания тех или иных народов, а также в связи с упоминанием народов, ныне вошедших в титульные народы республик Центральной Азии либо ассимилированных с ними. Этому способствовало и произвольная нарезка границ при организации среднеазиатских советских республик, когда представители фактически одного народа, поделённого между двумя республиками, были «записаны» в разные национальности.
Во времена Российской империи этнический состав среднеазиатских владений выглядел следующим образом:
· Киргизы, Киргиз-казаки или Киргиз-кайсаки (употреблялись также именования — зауральские киргизы, кочевые киргизы, равнинные или степные киргизы) — под этими именованиями подразумевались казахи, кочевавшие на территории нынешнего Казахстана и территории сопредельных с ним российских областей, а также на территории Голодной степи и Каракалпакии, частично вошедших в состав Узбекистана. Иногда среди казахов выделяли в отдельные народы племена — найманов, ногайцев, адаев. Куда более мифическим, никакого реального соотношения с родо-племенным строением казахов не имевшим, нужно считать выделение неких икинчи, оседлых киргизов.
· Сарты — общее именование узбеков и таджиков, населявших территорию бывшего Кокандского ханства и вассального Бухарского эмирата. Столь вольное объединение двух разных народов было вызвано главным и более важным в глазах царской администрации различием — кочевым образом жизни киргизов и оседлым — узбеков и таджиков. Иногда сартов разделяли на собственно сартов (то есть узбеков) и сартов-таджиков, так как коренное различие между тюрками узбеками и ираноязычными таджиками всё же не могло остаться незамеченным. Кроме этого среди сартов российские этнографы различали курама — полукочевых узбеков.
Бухарские евреи — группа еврейских мальчиков с учителем в Самарканде (С. М. Прокудин-Горский)
· Кара-киргизы или горные киргизы (алайские киргизы или алатавские киргизы) — собственно киргизы сегодняшнего Киргизстана.
· Кипчаки — кочевое население бывшего Кокандского ханства, занимающее верховенствующую роль в его управлении, по сравнению с оседлыми сартами и кочевыми киргизами. Собственно кипчаков как обособленного народа к концу XIX века не существовало, под кипчаками подразумевались роды узбеков, казахов и киргизов, занимавшие ключевые позиции в управлении ханством.