Одним из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал В.Д.
Поленов. С Мамонтовым его связывала духовная близость: увлечение античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве и Васнецов, именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывает Врубелю. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера Мамонтова.
Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной
оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина - гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.
Мария КлавдиевнаТенишева (1867-1928) была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражают масштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей, и даже создан на Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева - Талашкино. «Созидательницей и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. Тенишева не только на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций отечественной культуры.
Павел Михайлович Третьяков (1832-1898). В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Высоко оценивали Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего, связан на ниве собирательства. Подобной идея - положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства – не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь, прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее, раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси.
Коллекционер, издатель, благотворитель Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818-1901) родом из купеческой семьи. В детстве не получил никакого образования, еле обучен был русской грамоте и всю юность провел в «мальчиках» за прилавком своего богатого отца. Имя Солдатёнкова в истории культуры связывается с издательской деятельностью в России второй половины позапрошлого столетия, с коллекционированием отечественной живописи: издания Солдатёнкова имели в стране большой общественный резонанс, а собрание картин могло быть сопоставимо с галереей П.М.Третьякова. В его домашней галерее были такие известные вещи, как «Пасечник» И.Н. Крамского, «Весна - большая вода» И.И.Левитана, «Чаепитие в Мытищах» и «Проводы покойника» В.Г.Перова, «Завтрак аристократа» П.А.Федотова, этюд «Явление Христа народу» и первоначальный эскиз знаменитой картины. Значительную ценность представляло Солдатёнковское собрание икон. Известно, что Козьма Терентьевич был страстным библиофилом, его обширная библиотека насчитывала свыше 20 тысяч книг.Собрание Солдатёнкова, получившее известность как частная художественная галерея, размещалось в стенах его особняка на Мясницкой, перестроенной старинной усадьбе, рядом с нынешним домом Корбюзье. В 1864 году Солдатёнков вместе с И.Е.Забелиным, М.П.Погодиным, Д.А. Ровинским и С.М. Соловьёвым стал членом-учредителем Общества древнерусского искусства при Румянцевском музее. В течение длительного времени он жертвовал на нужды по тысяче рублей в год. Золотыми буквами вписано в летопись российской благотворительности пожертвование Солдатёнковым двух миллионов рублей на сооружение в Москве бесплатной больницы для граждан всех сословий. Открытая в 1910 году, уже после смерти Козьмы Терентьевича, солдатёнсковская больница и сегодня служит москвичам. Перед зданием этой больницы, носящей имя Боткина, в 1991 году был установлен в знак благодарности памятник - бюст К.Т.Солдатёнкова. Согласно завещанию собирателя вся его коллекция поступила в Румянцевски музей. Одних только картин в солдатенковском собрании насчитывалось около двухсотсемидесяти: после закрытия музея они влились в фонды Третьяковской галереи и Русского музея, а книги пополнили Государственную библиотеку имени Ленина (ныне Российская государственная библиотека).
Археолог, коллекционер Алексей Сергеевич Уваров (1825-1884) - из старинной и знатной семьи, сын президента Академии наук графа С.С.Уварова. По инициативе Уварова в 1864 году создаётся Московское археологическое Общество, ставившее широкие задачи в сбережении и изучении памятников искусства и старины. Алексей Сергеевич Уваров участвовал в создании Российского Исторического музея. Лучшие экспонаты, добытые трудами членов Общества, были принесены в дар Императорскому музею для его первой экспозиции. После смерти отца Алексей Сергеевич унаследовал богатейшее фамильное собрание произведений искусства и древностей в усадьбе Поречье Московской губернии. Своеобразным продолжением музея служил прекрасный ботанический сад - до тридцати тысяч «отборного вида растений», привезённых в Подмосковье со всех концов света. После смерти Уварова А.С. его вдова, Прасковья Сергеевна Уварова, продолжила работу, начатую мужем.
Прасковья Сергеевна Уварова (1840-1924), урождённая Щербатова, из знатного княжеского рода. Уварова получила разностороннее домашнее образование: в числе её наставников были профессор Ф.И.Буслаев, занимавшийся с ней русской литературой и историей искусства, Н.Г. Рубинштейн, у которого она брала уроки музыки, А.К.Саврасов, приходивший заниматься рисунком и живописью.
Всегда есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. В истории меценатства остались имена: Николая Петровича Лихачева, Ильи Семеновича Остроухова, Степана Павловича Рябушинского, Сергея Ивановича Щукина, Алексея Александровича и Алексея Петровича Бахрушиных, Михаила Абрамовича и Ивана Абрамовича Морозовых, Павла Ивановича Харитоненко, Ивана Егоровича Забелина.