Смекни!
smekni.com

Благотворительность и меценатство российских предпринимателей в 19 веке (стр. 4 из 6)

II этап С середины XVI в.до начала XVIII в. 13 – й царский запрос Стоглавому собору о судьбе увеченных и престарелых, которые умирают по городам «без покаяния и причастия, никем не берегомы», есть первое свидетельства нового понимания роли нищенства и признание бессилия традиционного нищелюбия. Данный период характеризуется нарастающим обмирщением благотворительной деятельности. Церковь сама выступает инициатором участия в благотворительности как государства (постановление Стоглавого собора о строительстве «шпиталей» под управлением «градских целовальников»), так и частной инициативы. Однако наступивший затяжной социальный кризис приводит к тому, что государственная деятельность в этой области носит лишь спорадический характер (от государственной помощи голодающим при Борисе Годунове до первого «рассмотрения нищих» и запрета неорганизованной милостыни, проектировавшихся при Федоре Алексеевиче). То же можно сказать и о первых попытках частных благотворителей (больница Ф. М. Ртищева).

III этап С начала XVIII в. до 1760-х гг. Петровская попытка создать единую систему общественного презрения методами жесткого государственного принуждения и регулирования. Подавление церковной и частной инициативы. Жестокие законы против нищих. Вместе с тем законодательное признание обязанностей государства по социальной поддержке некоторых групп, требующих помощи (отставных и увечных воинов и незаконнорожденных) и укрепление традиций частной благотворительности там, где цели государства и общества совпадают. Частная благотворительная деятельность переживает в это время латентный период развития. После смерти Петра созданная им система деградирует.

IVэтап С 1760-х гг. до конца XVIII в. Екатерининскии реформы как попытка урегулирования не только средств частной благотворительности, но и ее инициатив. Смягчение законодательства против нищих, признание социальной ответственности государства (общественные работы в голодающих губерниях, создание системы запасных хлебных магазинов), а также обязанности владельцев и общин по поддержанию всех, впавших в нищету. Нарастающий поток частных благотворительных инициатив, как в рамках созданных учреждений, так и вне их.

V этап С начала XIX в. до 1816-1817 гг. резкий подъем частной благотворительности, связанный вначале с иллюзией гармоничного сотрудничества власти и общества («дней Александровых прекрасное начало»), а затем с патриотическим подъемом, вызванным наполеоновскими войнами. Создание первых благотворительных обществ. Осознание особой роли в прессы в развитии благотворительности.

VI этап С 1817 г. до конца 1830-х гг. глубокий спад благотворительной деятельности, вызванный экономическими трудностями после военного времени и прогрессирующим объединением дворянства, снижением патриотических настроений, новой попыткой правительства ввести благотворительность в жесткие рамки преподанных государством правил и полного подчинений ее целям, одобряемым государством (создание Императорского Человеколюбивого общества и ряд других законоположений). Начало деградации в деятельности Приказов общественного призрения.

VII этап С начала 1840-х до начала 1860-х гг. Развитие благотворительности при нарастающем несовпадении целей государств и общественности. Включение в благотворительную деятельность новых социальных слоев – купечества, мещанства, интеллигенции. Смена социальных приоритетов благотворителей (на первые позиции выходит поддержка народного образования и здравоохранения). Выработка новых форм организации и финансирования благотворительности.

VIII этап С начала 1860-х до начала 1880-х гг.Резкий подъем благотворительности, вызванный государственным признанием появившихся ранее социальных приоритетов и форм благотворительной деятельности, а также патриотическим подъемом накануне и вовремя русско – турецкой войны.

IX этап 1881-1892 гг. некоторый спад благотворительной деятельности, вызванной общественной неудовлетворенности итогами пореформенного развития и пережитым обществом после цареубийства шоком.

X этап 1892 – 1917 гг. новый резкий подъем благотворительности (с небольшой паузой, приходящейся на годы первой русской революции), вызванной осознанием голода 1892 г. как общенародной беды, справиться с которой власти оказались не в состоянии. На этом этапе большинство благотворителей, действовавших в рамках земских и частных учреждений, все больше осознают свою деятельность как оппозиционную и с возрастающей тревогой и неудовлетворенностью осознают разрыв между результатами своих усилий и резким ростом социальных групп, нуждающихся в помощи. Вместе с тем выделяются виды и области благотворительности, участие в которых воспринимается как поддержка власти (большинство Домов трудолюбия, обществ народной трезвости, Белого и Синего Креста, Императорское Человеколюбивое общество и т.п.). Некоторые благотворительные акции приобретают явный оттенок пропаганды [14, с. 56-58].

Каждый из этапов характеризуется своеобразием организационных форм, социальных приоритетов и личных устремлений благотворителей, а также взаимоотношений государства и общественности.

Темпы развития меценатства и благотворительности как социально – культурного явления в середине XIX века определялись объективными и субъе предпосылками. К объективным относятся ряд процессов в этот период времени в российском обществе, определивших направление деятельности наиболее ярких представителей класса предпринимателей в России.

К социально – экономическим предпосылкам можно отнести проведение экономических реформ, благоприятно сказавшихся на финансовом положении купеческих династий. Они сформировали капиталы, в последствии служившие источником благотворительных вложений в социальную сферу, культуру.

К культурным предпосылкам относятся влияние культуры на формирование личностей меценатов. Их близость к народной культуре, традициям, привычкам, обычаям, образу мышления своих отцов и дедов.

К социально – религиозным предпосылкам относиться тот факт, что многие из купеческих династий являлись старообрядцами, имели устойчивые связи с этой общиной.

К социально – политическим предпосылкам относятся послабления цензуры в период правления Александра II, возможность относительно свободно выражать свои взгляды, в том числе в области искусства и художественного творчества [21, с. 135-136].

Становление благотворительности и меценатства российских предпринимателей в эпоху промышленного переворота как

социально - культурного феномена привело к культурному подъему, появлению новых направлений в различных областях искусства.

Основные направления благотворительной деятельности российских предпринимателей

Наиболее традиционной формой участия предпринимателей в общественной жизни являлась благотворительность, виды и размеры которой были самыми разнообразными. По мнению некоторых исследователей, благотворительность для российских предпринимателей «... являлась определенной исторической традицией, что позволяет оценивать ее как типичную классовую черту». [25, с. 16]

Щедрые пожертвования на общественные нужды, на развитие культуры и образования, на нужды церкви и здравоохранения, забота о сиротах, инвалидах, бездомных, заключенных и других категориях обездоленного населения, - все это было обычной статьей расходов российских предпринимателей. Особенно ярко это проявилось у московских купцов. По масштабам пожертвований им не было равных в России.

Благотворительность была характерной чертой и для провинциального купечества. Благотворительность предпринимателей необходимо рассматривать как типичное явление общественной жизни, которая касалась многих ее сторон.

Для того, чтобы понять, почему благотворительность в России стала значительным общественным явлением, следует рассматривать ее в комплексе взаимосвязанных социальных явлений. С одной стороны, при крайней поляризации богатства и бедности благотворительность, как было отмечено выше, являлась неким «регулятором» социального равенства, часто неосознанным средством устранения общественного экономического дискомфорта, возникавшего в результате несправедливого соотношения труда и присвоения.

С другой стороны, источником и побудительным мотивом к занятиям благотворительностью была христианская мораль, стремление обрести благодать в жизни вечной через добродетели в жизни земной. Необходимость делиться своим богатством с нуждающимися внедрялась в сознание людей вместе с основными догматами православия. Поэтому к одной из причин благотворительности следует отнести народную религиозную традицию, глубокую религиозность купцов. Евангелистская доктрина гласила: «Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил» [1, с. 17]. Все это предполагало и пожертвования на церковные нужды, и выделение средств на богадельни, приюты, ночлежные дома, причем пожертвования на эти цели иногда достигали весьма крупных величин. Например, иркутский золотопромышленник и купец Иван Иванович Базанов в 1882 г. завещал 500 тыс. руб. на учебные и воспитательные учреждения. Еще в конце 70-х гг. он построил в Иркутске воспитательный дом, но последний сгорел в 1879 г. В 1883 г. по его завещанию на том же месте построили каменный воспитательный дом, в котором кормилицы вскармливали малолеток до 4 месяцев. После приучения к искусственной пище их передавали на воспитание в семьи, выплачивая опекунам 6-8 руб. в месяц. С 8 лет детей вновь забирали в приют для обучения ремеслам и грамоте. При воспитательном доме имелись родовспомогательное заведение и амбулатория для женщин. Вдова сына И. И. Базанова - Петра и ее дочь внесли 517 тыс. руб., чтобы на ежегодные проценты с них в сумме 23 тыс. производить расходы на содержание воспитательного дома [30, с. 234].