Смекни!
smekni.com

Екатерина 2 - исторический портрет (стр. 6 из 10)

Правительство организовало специальные банки, выдававшие ссуды помещикам и заводчикам для восстановления хозяйства на крайне выгодных условиях – ссуду они получали сроком на 10 лет под заклад вотчин и заводов, причём в течение первых трёх лет из 1 %, а остальных семи лет из 3% годовых.

Крестьянская война обнаружила слабость местных органов власти, неспособность их собственными силами поддерживать «тишину». Именно поэтому заботы императрицы были направлены на совершенствование областной администрации, реформирование которой намечалось провести ещё до крестьянской войны. «Я только что дала моей империи «учреждение о губернии», - информировала Екатерина Вольтера в 1775г., - которое содержит в себе 215 печатных страниц… и, как говорят, ни в чём не уступает «Наказу».

Проведение областной реформы преследовало охранительные и фискальные цели. Вместо ранее существовавшего деления территории России на губернии, провинции и уезды вводилось двухчленное деление на губернии и уезды, в основе которого лежал принцип численности податного населения: в губернии должно было жить 300 – 400 тысяч душ, а в уездах – 20 – 30 тысяч д.м.п.

В итоге проведения реформы вместо 23 губерний было создано 50. Ещё одно следствие областной реформы состояло в том, что она значительно увеличила штат чиновников. А так как все высшие и средние должности в губернской и уездной администрации заполнялись дворянами, то последние получили новый источник дохода: обычно в губернских и уездных учреждениях служили ушедшие в отставку офицеры.

Областная реформа почти вдвое увеличила численность в стране городов: все пункты размещения губернской и уездной администрации были объявлены городами, а их население – мещанами и купцами. Появилось 216 новых городов.

Первыми, кому царизм нанёс удар, были запорожские казаки, издавна привлекавшие в свою очередь активные элементы, готовые выступить против крепостничества. В начале июня 1775г. войска генерала Текели, возвращавшиеся с русско-турецкой войны, внезапно напали на Запорожскую Сечь и полностью разрушили её. В манифесте, извещавшем об этом событии население России, Екатерина писала, что казаки якобы помышляли «составить из себя область, совершенно независимую, под собственным своим неистовым управлением». После Ясского мира 1791г. основная масса запорожских казаков была переселена на Кубань.

Распространение губернской реформы на Левобережную Украину привело в начале 80-х гг. к упразднению там административного деления на полки и сотни и введению на местничеств, губерний и уездов. Все войсковые регалии, напоминавшие о прежней автономии Украины (знамёна, печати и др.), были доставлены в Петербург. Тем самым были окончательно ликвидированы остатки автономии Украины и элементы её национальной государственности.

Проведение реформы на Дону сопровождалось созданием Войскового гражданского правительства, копировавшего губернскую администрацию центральных районов России. В Эстляндии и Лифляндии был ликвидирован особый прибалтийский порядок, предусматривавший более обширные, чем у русских помещиков, права местных дворян на труд и личность крестьянина. Прибалтика в результате проведения областной реформы в 1782 – 1783 гг. была разделена на две губернии – Рижскую и Ревельскую – с учреждениями, существовавшими в прочих губерниях России.

Унификации подверглось и управление народами Среднего Поволжья, Сибири и прочих районов, причём правительство, проводя там губернскую реформу, нередко игнорировало этнический состав населения. Так, территория Мордовии была поделена между четырьмя губерниями: Пензенской, Симбирской, Тамбовской и Нижегородской. Сибирь была разделена на три губернии: Тобольскую, Колыванскую и Иркутскую. Губернская и уездная администрация опиралась на местную верхушку: князей, тайшей и зайсанов, распределявших ясак и чинивших суд и расправу.

Одновременно с проведением областной реформы правительство осуществляло ряд мер в пользу купечества. Манифестом 1775г. была объявлена свобода предпринимательства. Это был второй шаг в этом направлении. Первый Екатерина совершила ещё в 1762г., упразднив монополии в торговле и промышленности.

Предоставив условия для свободной конкуренции внутри страны и лишив отдельных промышленников их привилегий, правительство Екатерины не отказалось от покровительства русской промышленности в целом. Протекционистскую политику правительства продолжали таможенные тарифы 1766г., 1782г. и особенно 1796г., устанавливавшие высокие ввозные пошлины на предметы роскоши и товары, которыми могла обеспечить внутренний рынок отечественная промышленность. Тариф 1796г. запрещал ввоз кожевенных изделий, чугуна, изделий из железа, полотен и др.

Манифест 1775г. провозглашал свободу открытия предприятий, т.е. они могли вступить в строй без разрешения правительственных инстанций и без регистрации их в учреждениях. Отменялся также сбор рублёвого налога с каждого стана. Причина обнародования Манифеста – стремление устранить помехи в развитии промышленности.

Процесс оформления привилегий дворян и купцов завершают Две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» и «Жалованная грамота городам». Обе грамоты сводили воедино привилегии, в разное время предоставленные дворянам и купцам, и вместе с тем расширяли их права. Жалованная грамота городам вводила сложную систему городского самоуправления. Важнейшим органом самоуправления являлось созываемое в три года общегородское «Собрание градского общества», на котором производились выборы должностных лиц: городского головы, бургомистров, заседателей магистрата и советского суда. Исполнительным и постоянно действующим органом была шестигласная дума. Состоявшая из городского головы и шести гласных – по одному от каждого разряда городского населения. Она осуществляла текущее управление городом, наблюдала за городскими зданиями. Устройством площадей, пристаней, привозом товаров и продовольствия и т.д.

Помимо названных учреждений, в городском самоуправлении существовала общая градская дума, члены которой избирались на собраниях граждан каждого из 6 разрядов, а также городские и губернские магистраты. Главная обязанность общей градской думы состояла в избрании членов шестигласной думы. Магистрат выполнял судебные и административные функции.

Идеи умеренных просветителей разделяла не только императрица. Некоторые русские вельможи устанавливали личные отношения с французскими просветителями и находились, подобно Екатерине, в переписке с ними.

Французская революция положила конец заигрываниям с идеями Просвещения, как самой Екатерины, так и её окружения. Штурм Бастилии, тревожные сведения о сожжении дворянских замков и феодальных грамот напоминали русским дворянам события крестьянской войны в России. Рушились порядки, на которых, как писал фаворит Екатерины, Платон Зубов, «основано было спокойствие, уверенность и благоденствие». Отношение к Французской революции со стороны петербургского двора и широких кругов дворянства менялось по мере её развития.

3. Церковная политика.

В истории церкви при Екатерине II произошло два знаменательных события: секуляризация владений духовенства, а также провозглашение веротерпимости, прекращение политики насильственной христианизации и преследования инаковерующих.

Выше отмечалось обещание Екатерины, данное при вступлении на престол, не покушаться на владения церкви. Это был тактический шаг императрицы, рассчитанный на умиротворение духовенства, если не явно, то скрытно враждебно воспринявшего манифест Петра III о секуляризации, и противоречивший убеждениям ученицы Вольтера. Как только Екатерина почувствовала неспособность духовенства серьёзно сопротивляться секуляризационным планам, она создала комиссию из светских и духовных лиц, которой было поручено решить вопрос о судьбах церковного землевладения. Императрица даже заготовила эмоционально насыщенную обличительную речь перед членами Синода, заканчивавшуюся словами: «Не умедлите же возвратить моей короне то, что вы похитили у неё незаметно, постепенно». Надобность в патетической речи отпала, синодалы проявили покорность и послушание. Единственным иерархом, осмелившимся открыто поднять голос против секуляризации, был ростовский митрополит Арсений Мацеевич.

Справедливо ли считать протест Арсения серьёзной угрозой светской власти, и должна ли была Екатерина предпринять решительные меры, чтобы пресечь нависшую опасность? Сорвать секуляризационные планы императрицы Арсений не мог, и это она прекрасно понимала. И если Екатерина уготовила бунтарю суровую кару, то эта акция её имела, скорее всего, личную подоплёку - нескрываемую враждебность: невоздержанный на язык Арсений позволил себе резко и нелестно отозваться об императрице и этот отзыв оказался ей известен.

Реализация Манифеста 26 февраля 1764г. о секуляризации церковных владений имела два важных последствия. Манифест окончательно решил вековой спор о судьбах церковных вотчин в пользу светской власти, в казну перешло от церковных учреждений 910 866 душ м.п. Установленный полуторарублёвый оброк с бывших монастырских крестьян, получивших название экономических, обеспечивал поступление в казну 1 366 тысяч ежегодного оброка (1764 – 1768 гг.), из которых только треть отпускалась на содержание монастырей и церквей, 250 тысяч расходовались на госпитали и богадельни, а остальные деньги (свыше 644 тысяч рублей) пополнили бюджет государства. В 1780-х годах оброчная сумма достигла 3 миллионов, а вместе с другими хозяйственными доходами – 4 миллиона рублей), из которых на содержание духовенства тратилось только полмиллиона, а семь восьмых дохода поступало государству.