Япония принимала участие в Первой мировой войне на стороне Антанты. Участие Японии в этой войне имело свою специфику.
В Японии армейское командование имело значительно больший вес, чем флотское. На англо-германскую войну эти два вида вооружённых сил смотрели с прямо противоположных точек зрения. Японская армия была построена по прусскому образцу и обучена германскими офицерами; японский флот создавался с помощью Великобритании и обучался на английский манер. Всё это служило источником постоянных споров в японском руководстве. Средний японец же при этом вообще не понимал, зачем нужно воевать: в Японии никто не чувствовал никакой угрозы со стороны Германии. Поэтому японское правительство, поддерживая Антанту, старалось не давать общественности слишком много информации о войне. Британский офицер Малькольм Кеннеди, посетивший японскую глубинку, был поражён тем, что крестьяне, с которыми он беседовал, даже не подозревали, что их страна ведёт войну.
Несмотря на заключение англо-японского союза, экспансия Японии в Азии вызывала серьёзные опасения у Великобритании. Британский министр иностранных дел сэр Эдуард Грей боялся, что в случае участия в войне Япония расширит свои владения сверх всяких пределов. Несмотря на все возражения Адмиралтейства, он пытался помешать вступлению Японии в войну. 1 августа 1914 года Грей сообщил своему японскому коллеге Като, что Великобритании потребуется помощь только в случае атаки дальневосточных колоний. Грей опасался не только японской экспансии, но и реакции Австралии, Новой Зеландии и Соединённых Штатов на такую экспансию.
Однако Первый лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль имел совсем другой взгляд на эти вещи. В связи с тем, что все британские дредноуты были сосредоточены в Европе, на Тихом океане остались только старые корабли. Отстаивая правильность такого расположения сил, Черчилль в марте 1914 года во время выступления в палате общин заявил, что поражение главных сил британского флота в Европе сделает маленькую эскадру на Тихом океане беспомощной. Любая британская эскадра в этом районе неизбежно будет уступать главным силам флота европейских противников. Черчилль заявил, что
…два или три дредноута в австралийских водах будут бесполезны после поражения британского флота в отечественных водах.
Такая политика вела к росту зависимости Великобритании от союзников. Франция взяла на себя ответственность за Средиземное море, а Япония должна была сыграть главную роль в защите китайских морей. 11 августа 1914 года Черчилль, опасаясь, что Грей всё-таки выступит против участия Японии в войне или постарается ограничить такое участие, заявил ему:
Я думаю, что вы можете окончательно расхолодить их. Я не вижу середины между их участием и неучастием. Если они вступят в войну, мы должны приветствовать их как товарищей. Ваша последняя телеграмма в Японию почти враждебна. Я боюсь, что просто не понимаю хода ваших мыслей, и в этом аспекте не могу следовать вашим намерениям. Эта телеграмма заставляет меня трепетать. Мы все составляем единое целое, и я хотел бы оказывать всемерную поддержку вашей политике. Но я категорически возражаю против препятствий японцам. Вы легко можете нанести смертельный удар нашим отношениям, последствия которого будут ощущаться ещё слишком долго. Шторм вот-вот разразится.
Выступление Черчилля помогло изменить позицию Грея.
Японское правительство 15 августа 1914 года предъявило Германии ультиматум, требуя отзыва германских войск с Тихого океана. От немцев требовали вывести корабли из Циндао, взорвать укрепления порта и передать Японии Шаньдунский полуостров. Японцы также потребовали передачи им германских тихоокеанских колоний. Не получив ответа на ультиматум, Япония 23 августа 1914 года императорским манифестом объявила войну Германии:
Сим мы объявляем войну Германии и повелеваем нашим армии и флоту открыть военные действия против сей Империи, со всей мощью…
С возникновением настоящей войны в Европе, на бедственные последствия которой мы взираем с великим прискорбием, мы, со своей стороны, питали надежду сохранить мир на Дальнем Востоке, соблюдая строгий нейтралитет. Но Германия принимает в Цзяочжоу спешные военные приготовления, а её вооружённые корабли, крейсирующие в водах Восточной Азии, угрожают нашей торговле и торговле нашей союзницы. И вот с глубокой скорбью мы, невзирая на нашу преданность делу мира, были вынуждены объявить войну… Мы глубоко желаем, чтобы благодаря преданности, долгу и отваге наших верных подданных мир был в скором времени восстановлен и воссияла слава империи.
25 августа Японии объявила войну Австро-Венгрия. Вступление Японии в войну на стороне Антанты позволило России перебросить сибирские корпуса на европейский театр военных действий.
Основная статья: Осада Циндао
Подготовка к операции против германской военно-морской базы Циндао началась ещё 16 августа, когда в Японии был издан приказ о мобилизации 18-й пехотной дивизии. С момента опубликования японского ультиматума японское население начало тайком покидать Циндао, и к 22 августа там не осталось ни одного японца.
В соответствии с соглашением между представителями Англии, Франции и Японии, японский флот отвечал за безопасность в зоне к северу от Шанхая. Поэтому к 26 августа было установлено следующее развёртывание японского флота:
1)1-я японская эскадра — крейсерство в водном районе к северу от Шанхая для защиты морских путей;
2)2-я эскадра — непосредственные действия против Циндао;
3)3-я эскадра (из 7 крейсеров) — обеспечение района между Шанхаем и Гонконгом;
4)крейсеры «Ибуки» и «Тикума» в составе эскадры английского адмирала Джерама участвуют в поисках в Океании германских кораблей эскадры адмирала Шпее.
Японская авиаматка «Вакамия»
Операция против Циндао проводилась в основном японскими силами при символическом участии английского батальона. 2 сентября японские войска начали высадку на Шаньдунском полуострове на территории нейтрального Китая; 22 сентября из Вэйхайвэя прибыл английский отряд; 27 сентября началось наступление на передовые германские позиции у Циндао; 17 октября был взят важный пункт — гора «Принц Генрих», на ней был установлен наблюдательный пост и из Японии были потребованы осадные орудия. К 31 октября всё было готово к общей атаке и бомбардировке фортов. Бомбардировка началась 5 ноября, но первые три дня погода не позволяла флоту принять в ней участие. Предварительно затопив все корабли, немцы 7 ноября капитулировали. В ходе осады Циндао японцы впервые в истории применили авианосную авиацию против наземных целей: базирующиеся на авиаматке «Вакамия» гидросамолёты бомбили цели на территории Циндао.
Пока 2-я эскадра Камимуры помогала захватить Циндао, корабли 1-й эскадры присоединились к британским и австралийским кораблям в поисках эскадры фон Шпее. Сразу после начала войны вице-адмирал Ямая послал линейный крейсер «Конго» к Мидуэю, чтобы контролировать коммуникации, проходящие через этот район. Броненосный крейсер «Идзумо», находившийся у берегов Мексики, получил приказ защищать союзное судоходство у берегов Америки. 26 августа адмирал Ямая направил броненосный крейсер «Ибуки» и лёгкий крейсер «Тикума» в Сингапур, чтобы усилить флот союзников в Юго-Восточной Азии. «Тикума» принял участие в поисках «Эмдена», которые велись в Голландской Ост-Индии и Бенгальском заливе. Адмирал Мацумура вместе с линкором «Сацума» и крейсерами «Яхаги» и «Хирадо» патрулировал на морских коммуникациях, ведущих в Австралию.
Неотложные задачи заставили «Ибуки» перейти из Сингапура в Веллингтон: он первым из японских кораблей принял участие в сопровождении транспортов с войсками АНЗАКа на Ближний Восток, прикрывая их от возможного нападения германского крейсера «Эмден». Японцы также обеспечивали перевозку французских войск из Индокитая.
В октябре 1914 года японская эскадра адмирала Сёдзиро, усиленная британскими кораблями, искала германские рейдеры в Индийском океане. 1 ноября 1914 года японцы согласились с просьбой англичан ввести патрулирование зоны к востоку от 90-го меридиана. Большая часть эскадры адмирала Сёдзиро и прибывшие из Циндао корабли до конца месяца охраняли указанный район. После прибытия в Гонолулу германской канонерки «Гейер», броненосец «Хидзэн» и крейсер «Асама» подошли к порту и находились там, пока 7 ноября «Гейер» не была интернирована американскими властями. Потом «Хидзэн» и «Асама» вместе с «Идзумо» начали прочёсывать берега Южной Америки, пытаясь найти германские корабли.
Несмотря на формальный союз, между Японией с одной стороны и Австралией и Новой Зеландией с другой развернулась гонка за захват германских владений в Тихом Океане. 12 сентября Япония заявила о занятии Каролинских и Марианских островов, а 29 сентября — о захвате Маршалловых островов. 12 октября эскадра адмирала Ямаи появилась в гавани Трука на Каролинских островах, а эскадра Мацумуры 1 октября захватила принадлежавший Германии порт Рабаул на острове Новая Британия. 7 октября она прибыла на остров Яп (Каролинские острова), где встретила германскую канонерку «Планет», поспешно затопленную экипажем. Австралийские войска успели высадиться на Самоа под самым носом у японцев.
К концу 1914 года японское и британское правительства с трудом урегулировали вопрос о захвате германских владений на Тихом океане. Чтобы избежать новых инцидентов, англичане согласились, что войска Британского содружества не будут действовать севернее экватора.
В 1914 году Япония вернула России два броненосца и крейсер, захваченные во время Русско-японской войны.
Поскольку война на европейском театре приняла затяжной характер, фактически Япония получила полную свободу действий на Дальнем Востоке, и воспользовалась ею в полной мере. В январе 1915 года Япония передала президенту Китая Юань Шикаю документ, вошедший в историю как «Двадцать одно требование». Японо-китайские переговоры проходили с начала февраля до середины апреля 1915 года. Китай не смог оказать действенного сопротивления Японии, и «Двадцать одно требование» (за исключением пятой группы, вызвавшей открытое возмущение западных держав) было принято китайским правительством.