Смекни!
smekni.com

Виды юридических лиц (стр. 6 из 8)

Потребительский кооператив как некоммерческое объединение граждан, юридических лиц, в том числе и совместно с гражданами, основанное на членстве участников и их паевых взносах, не предполагает обязательного личного участия в его делах[19]. Любые ограничения участия в некоммерческих организациях каких-либо субъектов гражданского права должны быть прямо установлены специальным законом или уставом конкретного кооператива. Соответственно не исключается возможность одновременного участия одного и того же участника в нескольких кооперативах.

ГК РФ предусматривает, что особенности правового положения потребительских кооперативов должны определяться специальными законами об отдельных видах таких кооперативов – потребительской, жилищной и жилищно-строительной, садоводческой и иной кооперации (п. 6 ст. 115 ГК РФ), и поэтому содержит лишь некоторые наиболее общие положения об особенностях имущественного и правового положения потребительских кооперативов. К их числу относится правило о необходимости иметь полностью оплаченный паевой фонд (п. 4 ст. 116 ГК РФ), конкретный размер которого определяется федеральными законами для каждого вида кооперативов отдельно. Вместе с тем при отсутствии предпринимательской деятельности и соответствующих доходов потребительский кооператив может покрывать свои убытки лишь за счет дополнительных взносов его участников. Данная ситуация является специально предусмотренной уставной обязанностью его членов, которая соответственно является гарантией имущественных интересов кредиторов потребительского кооператива. Отсутствие таких гарантий дает кредиторам основание ставить вопрос о ликвидации кооператива, в том числе предусматривается возможность банкротства этой некоммерческой организации (п. 1 ст. 85 ГК РФ).

Устав потребительского кооператива может предусматривать осуществление им некоторых видов предпринимательской деятельности, а полученные доходы могут распределяться между членами кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием. В данном случае эта деятельность не меняет в целом основных уставных задач и объема целевой правоспособности потребительского кооператива, а потому и не ведет к превращению его в производственный кооператив.

В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ у члена кооператива при полном внесении своего паевого взноса возникает право собственности на предоставленное ему в пользование имущество, и поэтому многие потребительские кооперативы (жилищные, дачные, гаражные и т.п.) по сути, имеют временный характер. По мере уплаты их членами соответствующих паевых взносов такие кооперативы лишаются своей основной имущественной базы и подлежат преобразованию в кооперативы по совместному использованию собственниками своего имущества и некоторых объектов, оставшихся в собственности кооператива.

3.2 Общественная и религиозная организация (объединение).

К некоммерческим организациям, как добровольным объединениям граждан для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей, относятся общественные и религиозные организации. Они также являются юридическими лицами, и лишь в этом качестве могут выступать как участники имущественных правоотношений и приобретают правовое положение, регулируемое нормами гражданского права. ГК РФ не затрагивает специфичных особенностей их статуса, включая внутреннюю организацию и структуру управления.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.[20]

Учредителями общественных организаций (объединений) могут быть граждане и юридические лица, но только такие юридические лица, которые также являются общественными объединениями. Учредителей должно быть не менее трех. Учредители – и граждане, и юридические лица – имеют равные права и равные обязанности.

В составе общественного объединения следует различать членов объединения и его участников. Членство имеет формальный характер – оно оформляется индивидуальными заявлениями или иными документами, позволяющими учитывать количество членов в целях обеспечения их равноправия и реализации прав и обязанностей, предусмотренных уставом. Участники связаны с объединением тем, что они выразили свою поддержку целям объединения, его конкретным акциям, они не обязаны формально подтверждать свое участие в объединении, если это прямо не предусмотрено уставом.

Гражданское законодательство регулирует следующие основные положения правового статуса некоммерческих организаций (ст. 117 ГК РФ).

1. Участниками таких организаций не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на имущество таких юридических лиц (п. 3 ст. 48 ГК РФ). Таким образом, граждане как члены общественных и религиозных организаций не приобретают никаких имущественных доходов и выгод, а также не вправе требовать возврата членских взносов, пожертвований и иного имущества, переданного ими такой организации.

2. Общественные и религиозные организации являются собственниками своего имущества и не несут ответственности по долгам своих членов, так же как последние ни в субсидиарном, ни в каком-либо ином порядке не отвечают по долгам созданных ими организаций. Доходы от деятельности коммерческих организаций, созданных общественными или религиозными организациями, поступают на нужды этих юридических лиц и не могут распределяться между членами таких некоммерческих организаций.[21] При ликвидации общественной или религиозной организации остаток имущества, оставшийся после расчетов со всеми кредиторами, не подлежит распределению между ее членами (участниками).

3. Юридическими лицами и собственниками своего имущества в соответствии с законом и уставами общественных и религиозных организаций могут признаваться как отдельные звенья этих организаций (например, территориальные), так и сами организации (объединения) в целом. ГК РФ допускает альтернативное решение этого вопроса в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях и уставами этих организаций.

4. Данные организации как собственники имущества участвуют в имущественном обороте исключительно для достижения своих основных уставных задач, т.е. имеют строго целевую правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК РФ). При этом осуществляемая деятельность общественных и религиозных организаций должна не только служить достижению уставных целей, но и соответствовать им. Например, общественная организация может быть участником общества, занимающегося издательской или пропагандистской деятельностью (типографии, газеты, телестудии), но не может становиться участником металлургического или автомобильного комбината либо страховой компании.

3.3 Фонды.

Фонды – относительно новый вид юридических лиц, успевший широко распространиться в нашем имущественном обороте, и в связи с многозначностью термина «фонд» и наличием многообразных организаций, действующих под этим наименованием, ГК РФ определяет понятие фонда лишь для правового регулирования имущественного оборота, т.е. в качестве юридического лица.

Особенностью фонда является то обстоятельство, что эта организация не основана на членстве участников и последние не обязаны участвовать в его деятельности, а поэтому лишены возможности прямо участвовать в управлении ее делами. Данное юридическое лицо является собственником своего имущества, на которое у его учредителей (участников) отсутствуют какие-либо права (ст. 48 ГК РФ). Учредители фонда вынуждены доверять его руководящим органам в вопросе использования имущества, и в целях исключения возможных злоупотреблений введены два важных требования: во-первых, создание попечительского совета, контролирующего его деятельность и его должностных лиц (ст. 118 ГК РФ); во-вторых, фонд обязан публично вести свои имущественные дела (ст. 118 ГК РФ).

Участниками (учредителями) фонда могут быть как граждане, так и юридические лица. Фонд является собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственности по его долгам. Имущество фонда, оставшееся после его ликвидации и расчетов с кредиторами, не подлежит распределению между учредителями.

Закон о благотворительной деятельности устанавливает, что при ликвидации благотворительной организации (в том числе, благотворительного фонда) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом.[22]

Важное положение, касающееся внесения изменений в устав фонда и его ликвидации, закреплено в ГК РФ. Органы фонда могут принять решение об изменении устава только в том случае, если такая возможность прямо предусмотрена в уставе его учредителями, а основания ликвидации фонда определены практически исчерпывающим образом. Если возможность внесения изменений в устав не предусмотрена учредительными документами, то такое право предоставлено суду (ст. 119 ГК РФ).

Благотворительная или иная общественная деятельность фондов нуждается в постоянных материальных затратах, которые невозможно финансировать при отсутствии членских взносов (как в общественных организациях), ибо фонд не имеет фиксированного членства. Поэтому гражданское законодательство разрешает фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.