В Москве стиль русского ампира имел некоторую особенность: более мягкий, интимный характер, что свойственно зданиям и ансамблям, созданным О.И.Бове (1784-1834), Д.И.Жилярди (1785-1845).
В 30-е годы в связи с признаками распада художественной системы классицизма архитектура все более приобретала функционально- утилитарный характер. Начавшееся строительство доходных домов постепенно стало вытеснять дворянские особняки, которые сохранили стилевое единство.
В это время получает распространение "русско-византийский" стиль. Одним из ведуших архитекторов этого стиля был К.А.Тон (1794-1881) — автор проектов Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.
Освобождение от идейно- эстетических установок классицизма в живописи было связано с растущим интересом к человеческой личности, к жизни простых людей. Новое понимание человека, его внутреннего мира получило наибольшее выражение в романтическом портрете. Одним из ярких представителей романтизма был замечательный портретист начала XIX в. О.А.Кипренский (1782-1836). Художник утверждает новый взгляд на человека как на внутренне независимую личность (портрет П.А.Оленина, 1813), подчеркивает романтические черты русской женщины (портрет Хвостовой, 1814). Кипренский создал прекрасный портрет А.С.Пушкина (1827).
Новые реалистические тенденции в живописи развивались наиболее плодотворно вне стен Академии. Рождение бытового жанра связано с творч еством А.Г.Венецианова (1780-1847). Его картины были открытием в русской живописи 20-х годов ("На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Захарка" и др.): художник изображал повседневную жизнь крестьян, показывал их человеческое достоинство и красоту труда. Венецианов создал свою школу в русской живописи, которая стала значительным явлением в художественной культуре 20-40-х годов и способствовала распространению бытового жанра. У Венецианова было много учеников, получивших специальное образование в училище, открытом им в имении Сафонково (Тверская губерния).
Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был П.А.Федотов (1815-1852). Появление маленьких жанровых картин Федотова на академической выставке 1849 г. произвело настоящую сенсацию. Его творчество тесно связано с литературой и идейным движением 40-х годов XIX в. В частных, на первый взгляд, событиях мастер сумел выразить большие социальные проблемы. Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где критиковались отдельные стороны общественной жизни ("Свежий кавалер", 1846; "Сватовства майора", 1848). Драматизм, метафоричность, свойственная художественной манере Федотова, особенно проявились в его последней картине "Анкор, еще анкор!"(1851-1852). П.А.Федотов завершил эволюцию русской живописи первой половины XIX в. и наметил пути ее дальнейшего развития.
В ХIХ веке в России выделилось две основные группы мыслителей — западники и славянофилы. Они высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Россия — Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации. Будущее России — в примере Европы, в заимствовании ее государственного, общественного, технологического опыта. Русские должны по примеру ведущих европейских стран выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру. Важное место западники отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую творческую личность, знающую и уважающую свои права.
Славянофилы заняли противоположную позицию. У России — своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней. Россия — земля не государственная, а общинная, семейная. В ней прежде всего сильны традиции коллективизма, коллективной собственности. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля — живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституций и хартий. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера.
Именно она и указывает россиянам их истинное предназначение — к истинному нравственному самоусовершенствованию.
Славянофильство – неотъемлемая органическая часть русской общественной мысли и культуры 19 в. Постоянный и резкий критик славянофилов В. Г. Белинский писал: «Явление славянофильства есть факт, замечательный до известной степени, как протест против безусловной подражательности и как свидетельство потребности русского общества в самостоятельном развитии» .
Славянофильство как идейное течение оформилось в первой половине 40-х годов. Его зачатки, однако, обнаруживаются значительно раньше. Они видны еще в суждениях ряда деятелей, которые вслед за событиями 14 декабря 1825 года всё отчетливее определяли свое место в стане противников освободительного движения. Характерно, что в кругу прежних участников общества «любомудров», среди лиц, настойчиво требовавших в последекабрьские годы отказа от борьбы с существующим строем, ратовавших за «уважение к действительности», находились и будущие славянофилы И. В. Киреевский и А. И. Кошелев.
Полемика со славянофилами — первая крупная общественно-политическая, философская, литературная дискуссия 40-х годов. В ней нашла свое идейное выражение борьба общественных группировок вокруг вопроса о национальной идее, путях развития России русской культуры, русской литературы,— борьба, всё более обострявшаяся по мере приближения эпохи, идущей на смену крепостничеству.
Противниками славянофилов явились деятели, принадлежавшие к различным направлениям. С критикой славянофильских взглядов выступили, с одной стороны, представители так называемой «западнической» группировки, приверженцы принципов буржуазного либерализма, как например П. В. Анненков, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, Н. X. Кетчер, с другой — поборники идей демократизма, материализма и утопического социализма — В. Г. Белинский и А. И. Герцен. Хотя споры представителей западнической группы с кругом Хомякова, Киреевских и Аксаковых постепенно отходили, на второй план, по сравнению с борьбой нарождавшейся революционной демократии с буржуазно-помещичьим лагерем, всё же они, несомненно, сыграли тогда положительную роль, оставив заметный след в идейной жизни России XIX века.
В основе формирования современной парадигмы русской национальной идеи лежат принципы, которые, с одной стороны, соответствуют историческим традициям России, а с другой, - открывают перспективы ее будущего развития. На мой взгляд, это, во-первых, принцип суперэтнического универсализма, который опирается на идею единства общечеловеческого содержания отдельных национальных культур. Во-вторых, это принцип народного капитализма, базирующийся на глубоких исторических корнях народного предпринимательства. В-третьих, это принцип духовности, включающий идеи всеединства и гуманизма, восходящий к христианским традициям русской культуры, утверждающей такие ценности человеческой жизни, как любовь, свобода, сострадание, солидарность, цельность духовной жизни, космизм, универсализм, патриотизм и служение. Современную парадигму русской национальной идеи можно назвать цивилизационной. Она формируется в процессе переплетения и усложнения структур трех предшествующих парадигм - политической, идентификационной и культурологической - на основе поиска места и роли российской цивилизации в общем мировом процессе развития.
1. Зезина М. Р. Кошман Л. В. Шульгин В. С. История русской культуры. – М., 1990
2. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993
3. Сапронов П. А. Культурология (лекции по курсу культурологии).
4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX вв.). СПб. 1994.
5. Очерки истории русской культуры второй половины XIX века под ред. Н.М. Волынкина. М., 2006.
6. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России: IX-XX вв.:Учебное пособие. М., 1998.
7. История культуры России. - М., "Знание", 1993.
8. Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире. // Новый мир. 1991, №1.
9. Милюков П. История русской культуры. В 3-х тт. - М., 1993-1994.
10. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Учебное пособие по культурологи. - М., 1998.