Декабристы решили начать с формирования передового общественного мнения в стране, которое расценивалось прежде всего как важное условие предстоящего революционного переворота. Для овладения общественным мнением Союз благоденствия должен был, по планам декабристов, создать целую сеть тайных и явных (легальных) организаций и руководить ими.
К значительной работе Союза благоденствия нужно отнести два совещания («съезда») его Коренной управы: Петербургское совещание 1820г. по вопросу о республике и Московский съезд 1821г., которые повернули движение декабристов на новую дорогу.
Петербургское совещание 1820г. Ликвидация Союза благоденствия
Итак, Союз благоденствия был деятельной организацией и немало сделал за три года своей работы. Его основной задачей была отмена крепостного права, ликвидация самодержавно-крепостного строя, введение «законно-свободного» представительного правления. Члены Союза понимали, что крепостное право не могло пасть от одного общественного мнения, потому и задумали написать вторую часть своего статута (устава) с изложением «сокровенной цели» и способов ее достижения, но предложенные тогда решения вызывали разногласия.
В создавшейся революционной обстановке в мире решение Коренной управы Союза благоденствия созвать в Петербурге совещание по основным программным вопросам – для уяснения «сокровенной цели» и выработки правильной линии действий - было вполне своевременным.
Совещание состоялось в январе 1820г. на квартире Федора Глинки. В совещании приняло участие ведущее ядро движения: Пестель (он был докладчиком), Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, Никита Муравьев, Михаил Лунин, Николай Тургенев, Иван Якушкин, Иван Шипов и ряд других членов тайного общества. На совещании был поставлен вопрос: «Какое правление лучше – конституционно-монархическое или республиканское?» Каждый из голосовавших объяснял причины своего выбора. «В заключении приняли все единогласно республиканское правление».[12]
Таким образом, Союз благоденствия является той организацией в истории русского революционного движения, которая впервые приняла решение бороться за республиканскую форму правления в России. Разумеется, изменение программы вело за собой и изменение тактики. Вскоре по этому поводу состоялось еще одно важное совещание, на котором вновь возник вопрос о цареубийстве; по мнению наиболее радикальных членов, лишь цареубийство расчищало путь республике. Сохранение дома Романовых рассматривалось как серьезная угроза существованию республики.
Таким образом, как только уяснилась «сокровенная цель» общества, и формула вводимого революцией республиканского правления восторжествовала, обострилась внутренняя борьба в обществе за способы революционного действия. Но дело было далеко не только в них. Дело было в самом устройстве республики – в ее основном законе, в конституции. И Пестель, и Никита Муравьев садятся в это время за работу над конституционным проектом будущей революционной России.
Через год после Петербургского совещания 1820г. состоялся Московский съезд. Неожиданно, было решено прервать заседания и собрать общее собрание всех членов Союза благоденствия, присутствовавших тогда в Москве. Новые программа и устав вновь созданного тайного общества были надлежащим образом оформлены и подписаны. Участники съезда сговорились и о характере дальнейшего подбора членов. Московский съезд решил отсечь от движения как его колеблющуюся, нестойкую часть, так и наиболее радикальные его элементы. Пестелю и его единомышленникам объявлялось, что общество распущено.
ГЛАВА 3
Северное и Южное общества
Возникновение новых тайных организаций
По новому уставу намеревалось создать четыре руководящих центра, названных думами: в Петербурге, Москве, Смоленске и Тульчине. Против Павла Пестеля выступили ряд членов, представителей умеренного крыла общества. Квартира Пестеля в Тульчине стала центром, куда сходились недовольные постановлением съезда. Кабинет Пестеля стал местом рождения в 1821г. Южного общества декабристов. На собрании присутствовали Бурцов, Комаров, Пестель, Юшневский, Барятинский, Вольф, Абрамов, Ивашев и братья Крюковы.
На первом же своем учредительном заседании Южное общество подтвердило требование республики и подчеркнуло, что тайное общество не уничтожено, действия его продолжаются. Пестель поставил вопросы о цареубийстве и о тактике военной революции, которые были приняты единогласно.
Сразу же за первым заседанием было созвано второе, главным образом посвященное организационным вопросам. Пестель был избран председателем, Юшневский блюстителем общества. Оба избирались и в директорию общества. Третьим членом директории был избран Никита Муравьев. Главное же было в том, что Южное общество, приняв революционный способ действия посредством войск, считало начало военных действий в столице основным требованием успеха. Власть можно было захватить лишь в столице, сломив сопротивление царизма, свергнув его. Но начинать действия на окраине было бы просто бессмысленно. Таким образом, в момент зарождения Южного общества декабристов уже был принципиально решен вопрос о необходимости возникновения Северного общества. Успех столичного выступления решал дело.
После избрания директоров Тульчинская директория «подразделилась на две управы: Васильковскую – под предводительством С.Муравьева и Каменскую – В.Давыдова. Полковник Пестель и С.Муравьев были стержнем, на котором вращался весь мятеж Южного общества. Они привлекали многочисленных последователей».[13]
Ежегодно в январе, начиная с 1822г., в Киеве собирались съезды Южного общества для обсуждения организационных, тактических и программных вопросов.
В марте – апреле 1821г. возникло Северное общество. Первое время оно состояло из двух групп: первая – группа Никиты Муравьева, который написал свой проект программы и устава нового тайного общества в духе более радикальном, чем постановления Московского съезда 1821 г.; второй была группа Николая Тургенева, которая была солидарна с программой Московского съезда.
В 1823г. помощниками Никиты Муравьева «были сделаны князья Трубецкой и Оболенский».[14] После отъезда Трубецкого в Тверь на его место был избран Кондратий Рылеев.
Политическая программа Южного общества. «Русская Правда» П.И.Пестеля
Годами трудился Павел Пестель над проектом своей конституции. Он был сторонником диктатуры временного верховного правления во время революции, считал диктатуру решающим условием успеха. Диктатура, по его предположениям, должна была длиться 10 – 15 лет. Его конституционный проект «Русская Правда есть наказ или наставление временному правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может».[15] Полное название этого проекта гласит: «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления».[16]
Свой проект Пестель назвал «Русской Правдой» в память древнего законодательного памятника Киевской Руси. Он хотел этим названием почтить национальные традиции и подчеркнуть связь будущей революции с историческим прошлым русского народа. Название это он дал своему проекту лишь в 1824г., раньше проект не имел названия.
«Русская Правда, им написанная, составляла программу, им предлагаемую для политического государственного устройства».[17]
Пестель придавал большое тактическое значение «Русской Правде». Революцию нельзя было успешно совершить без готового конституционного проекта.
Особенно тщательно разработал он мысль о временном верховном революционном правлении, диктатура которого, по Пестелю, была гарантией от «народных междуусобий», которых он хотел избежать. Немедленное установление диктатуры Временного правительства после переворота и наличие готового «верховного наказа» временному верховному правлению обеспечивало нужный ход событий в самое опасное для революции время – с момента революционного военного выступления до момента установления республики и введения в действие новых революционных учреждений.
В «Русской Правде намечалось 10глав:
первая глава – «о земельном пространстве государства»; вторая – «о племенах, Россию населяющих»;
третья – «о сословиях, в России обретающихся»;
четвертая – «о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию»;
пятая – «о народе в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию»;
шестая – об устройстве и образовании верховной власти; седьмая – об устройстве и образовании местной власти; восьмая об «устройстве безопасности» в государстве; девятая – «о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве»;
десятая – наказ для составления государственного свода законов.
Кроме того, в «Русской Правде» имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции.[18]
Вопрос о крепостном праве и вопрос об уничтожении самодержавия – это два основных вопроса политической идеологии декабристов.
Проект Пестеля провозглашал решительное и коренное уничтожение крепостного права. Отмена крепостного права – первое и главное дело Временного верховного правления.