План
Введение
1 Автор
2 Основные тезисы
3 Оценки
3.1 Положительные
3.2 Критические
3.3 Премии
4 Переводы и переиздания
5 Использование книги русскими националистами
Список литературы
Введение
«Кто и как изобрел еврейский народ» — книга историка Шломо Занда (англ. Shlomo Sand, ивр. שלמה זנד, род. 1946 г.), вышла в свет на иврите в марте 2008 года в издательстве «Реслинг» (Тель-Авив) под названием «Когда и как был изобретен еврейский народ» (מתי ואיך הומצא העם היהודי).
1. Автор
Шломо Занд — профессор Тель-Авивского университета, преподает также в парижской Высшей школе социальных наук (Франция). Специализируется в истории кино, интеллектуальной истории Франции, исследовании национализма[1].
2. Основные тезисы
Книга посвящена, в основном, двум смежным темам: критическому разбору эволюции еврейской историографии, включая современную израильскую, и тому, что он именует демифологизацией еврейской истории на различных её этапах. Кроме того, автор подробно разбирает становление концепции еврейского народа-расы и его связи со страной Израиля (Эрец Исраэль, Палестина), а также еврейско-израильские идеологии идентичности.
Занд начинает с утверждения о мифологическом характере изложения еврейской истории в основных еврейских историографических трудах и пытается подробно анализировать имеющуюся, по его мнению, идеологическую подоплёку этого.
Занд полагает, что мифологическая трактовка прошлого естественно порождает «мифологическое настоящее»[2] , в частности то, что он считает современным мифом о «вечном, внеисторическом и едином еврейском народе-расе»[2], причем ярче всего она проявляется в описании истории евреев в Средние века. Конкретнее, именно средневековое еврейство было объявлено, по мнению Занда, неделимой уникальной расой, живущей вне исторических законов, одновременно — «расой изгнанников», некогда изгнанной римлянами со своей земли и скитавшейся на протяжении многих столетий, пока, наконец, снова не обрела «древние мистические права»[3]. Занд утверждает[4], что любое несогласие с этой теорией «приравнивается сегодня к религиозной ереси», объявляется антиизраильским и антисемитским.
Занд считает необходимым сделать изучение еврейской истории методологически независимым от националистической исторической мифологии. Он приводит многочисленные документальные свидетельства, указывающие, по его мнению, что «концепция единого биологического еврейского народа, прошедшего невредимым через тысячелетия государственности и диаспоры, — недавнее изобретение»[5]. По его мнению, «оригинальная идея подменить иудейский религиозный коллектив, состоящий из разнородных субэтносов, вечной нацией-расой, сохраняющей биологическое единство, не только фактически нова, но и является типичной политической теорией Нового времени»[6]. Она была, по мнению Занда, изобретена в XIX веке, когда европейская культура породила современное понятие нации.
Занд утверждает, что «огромную роль в этой фальсификации сыграла еврейская историография, как бы заместившая умирающую иудейскую религию. Еврейские историографы не просто переписали историю, взяв Библию в правую руку, а расовый миф — в левую; они шаг за шагом стирали в коллективной памяти элементы реальности, современной и исторической, бывшие ранее ее естественной частью»[5].
Автор высказывает мнение, что идея провозгласить себя «избранным народом» возникла у глав еврейских общин как способ выжить и сохранить иудаизм среди других религий. Согласно Занду провозглашение себя народом, который «Бог избрал для осуществления особой миссии», было продуманным и очень удачным шагом, чтобы убедить евреев оставаться евреями.[7]
Занд описывает основные факты еврейской истории, ставшие, по его словам, общепринятым научным консенсусом последних десятилетий. Вот как суммирует редактор русского издания книги исторические взгляды Занда[8]:
Реальная политическая история Древнего Израиля началась в сколько-то централизованной форме лишь в IX веке до н. э. (а не гораздо раньше, как до сих пор рассказывается в большинстве исторических книг), исход Израиля из Египта — миф, завоевание Ханаана Иисусом Навином — даже не миф, а этиологический вымысел; «великая империя» Давида и Соломона — неаккуратное позднейшее изобретение. Впрочем, Занду намного важнее разъяснить читателям гораздо более простые исторические факты, общеизвестные всего 60-70 лет назад, а ныне загнанные в подполье. Именно, начиная с II века до н. э. иудеи активнейшим образом занимались прозелитизмом на всем околосредиземноморском пространстве, не брезгуя насильственным обращением в иудаизм завоеванных Хасмонеями племен; римляне не изгоняли евреев из Иудеи ни после разрушения Иерусалима в 70 году н. э. (иначе кто восстал бы против них в середине II века?), ни после восстания Бар-Кохбы во II веке (иначе откуда взялся бы еврейский экономический и культурный расцвет III века, века Мишны?), более того, они их вообще не изгоняли; демографический и экономический пики палестинской еврейской истории приходятся на V—VI века н. э., то есть на период византийского владычества. Таким образом, «великое изгнание» евреев из Иудеи выдумано от начала до конца.
Следует отметить, что, по Занду, первыми изобретателями вымышленного изгнания были не евреи, а христиане. Еврейское рассеяние трактовалось ранними христианскими богословами как наказание за смерть Христа. Позднее оно было адаптировано постталмудической еврейской литературой.
Занд неоднократно подчеркивает, что все его основные исторические тезисы не являются недавними открытиями. Напротив, они хорошо известны специалистам, но почти неизвестны широкой общественности. Его собственными являются лишь синтез и систематическое изложение этих данных, а также попытка их историографического суммирования.
Вот что пишет Занд в своем предисловии к русскому переводу книги:
«В ходе работы над этой книгой я не сделал никаких фактических открытий. Практически все материалы, с которыми я столкнулся, были известны сионистским и израильским историографам… или даже описаны ими. Однако немалой части этих материалов не было уделено достаточного внимания, а все прочее быстро замели под «историографический ковер» или охотно «забыли» из-за несоответствия идеологии формировавшейся национальной памяти. Самое потрясающее: значительная часть содержащихся в этой книге данных и сегодня хорошо известна в узком профессиональном кругу; при этом «опасная» информация всегда «терялась» на полпути к коллективной памяти и системе образования. Мне оставалось, по существу, лишь организовать и упорядочить эту историческую информацию на новой основе, стереть пыль со старинных исторических свидетельств и заново обратиться к ним со старыми вопросами. Мои выводы напрямую породили радикальный нарратив, существенно отличающийся от того, который я изучал в детстве и юности».
В частности, Занд утверждает, что, отрицая реальность насильственного изгнания евреев из Иудеи, он также не делает никакого открытия. «Ведь даже в изданном в 50-х годах прошлого века хрестоматийном трактате „Израиль в изгнании“ (его автор — министр просвещения Израиля Бенцион Динур!) история еврейской диаспоры начиналась лишь с VII века, то есть с арабского завоевания Палестины»[6]. Динур подробно объяснил, почему классическое представление об изгнании евреев римлянами является антинаучным.
Разбирая историю еврейской диаспоры, «Занд излагает общеизвестные научные данные[9][10][11][12][13] указывающие, что некоторая часть испанского еврейства, отчасти принявшего христианство, отчасти изгнанного с Иберийского полуострова в XV—XVI веках, происходила от перешедших в иудаизм североафриканских берберских племен, что первоначальные ядра восточноевропейских еврейских общин образовались в результате иудейской эмиграции с юга и с востока, а не из Западной Европы, наконец, что йеменская еврейская община возникла на руинах южноаравийского иудейского государства Химьяр, созданного арабскими прозелитами и погибшего еще в домусульманские времена. Он напоминает, что многие основоположники политического сионизма долго колебались, следует ли поощрять иммиграцию этих „нечистокровных“ евреев в Палестину.
Занд пересказывает теорию наличия иудейских корней у большинства современных палестинских арабов и напоминает, что ее отстаивали, в числе других, создатель еврейского государства Давид Бен-Гурион и его будущий президент Ицхак Бен-Цви, написавшие на эту тему совместный классический труд. Занд объясняет, когда и по каким причинам эта теория была оставлена как израильской историографией, так и израильской системой преподавания истории»[6].
Заключительная часть книги пытается анализировать современные израильские политические идеологии и эволюцию еврейско-израильской идентичности. Занд призывает превратить Израиль из чрезвычайно специфической этнократии в демократию одного из существующих западных типов, в рамках которой государство принадлежит всем своим гражданам и только им и базируется на принципах полного гражданского равенства.
3. Оценки
3.1. Положительные
Израильский журналист и интеллектуал из группы «новых историков» Том Сегев назвал книгу Занда провокативной, отметив, что приводимые в ней многочисленные факты и открытия поразят многих израильтян, читающих о них впервые[14].
Авраам Бург, бывший председатель Еврейского Агентства Израиля (Jewish Agency of Israel), в интервью газете «Yedioth Ahronoth» сказал: «Ошеломляюще новые идеи книги „Когда и как был изобретен Еврейский народ“ дают богатую пищу для размышлений и споров — в более безопасном государстве (чем Израиль) эту книгу включили бы в школьную программу»[15][16][17]
Французский историк Морис Сартр, хотя и выразил несогласие с некоторыми выводами Занда, подтвердил, что «неоспоримым фактом является то, что не было изгнания евреев ни после восстания 66-70 гг., ни после восстания 132—135 гг.» [18]