В «Путешествии...» нашел отражение широкий круг идей русского Просвещения. Радищев не только наглядно показал все зло самодержавия и крепостничества, но и впервые в литературе открыто призвал к беспощадной борьбе с этим злом, считая наиболее верным путем к вольности революционное восстание народа против угнетателей. На полях книги Екатерина II написала, что автор — «бунтовщик хуже Пугачева». Радищев был арестован и приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой на 10 лет в Сибирь. После смерти Екатерины II ему было разрешено вернуться в Европейскую Россию, но жить в деревне без права выезда под надзором полиции. В 1801 году, когда заговорщиками был убит Павел I и на престол взошел его сын Александр I, Радищев был окончательно амнистирован. Он вошел в Комиссию по составлению законов, но скоро почувствовал, что все его проекты и предложения, даже самые умеренные, встречают непонимание и неприятие. Создалась угроза новой ссылки. Глубокое разочарование в возможности осуществления хотя бы минимальной программы преобразований, неверие в просветительство в России вызвали роковой исход. 11 сентября 1802 г. А. Н. Радищев покончил с собой. Сохранились его слова: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».
В. Литература
1. Во второй половине XVIII в. в русской литературе, как и в культуре в целом, утверждается классицизм, идейной основой которого была борьба за мощную государственность под эгидой самодержавной власти. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление абсолютизма. Для русского классицизма были характерны сильные просветительские тенденции, пафос гражданственности, обличительные мотивы. Литература теряет прежний анонимный характер, появляются профессиональные писатели. Эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров— «высокие» (трагедия, эпопея, ода) и «низкие» (комедия, сатира, басня и т. д.). В стиле классицизма в литературе творили М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, А. Д. Кантемир, Я. Б. Княжнин, В. К. Тредиаковский, М.М. Херасков.
2. Одним из наиболее крупных и ярких представителей русского классицизма был поэт Г. Р. Державин. Его оды «Фемида», «Вельможа» и др. проникнуты идеей сильной государственности и в то же время включают сатиру на вельмож, гражданскую лирику, философские размышления, бытовые зарисовки, пейзажи. Державин сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, развитии языка.
3. Огромной популярностью пользовались комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир», «Недоросль». В комедии «Бригадир» писатель сатирически изображает нравы русского дворянства, его пристрастие ко всему французскому. В «Недоросле» автор прямо называет причину всех зол российской жизни — крепостное право, обличает систему дворянского воспитания и образования, создает типические образы помещиков-крепостников Простаковых, Скотининых и невежественного недоросля Митрофанушки, ставшие впоследствии нарицательными.
Г. Архитектура. Живопись. Театр
1. В середине XVIII в. в русской архитектуре по-прежнему преобладает стиль барокко. Петербург становится городом дворцов. В стиле барокко возводит свои шедевры В. Растрелли:
Большой дворец в Царском селе. Зимний дворец. Смольный монастырь, дворец Строганова. Монументальность, пышность, причудливые линии фасадов, лепные украшения стен, обилие колонн, круглые, овальные окна — характерные черты русского барокко.
2. Во второй половине XVIII в. на смену барокко приходит классицизм, для которого образцом художественного совершенства было античное искусство. Архитектурным творениям классицизма присущи простота и величие, разумное устройство зданий, симметричность композиций и гармония пропорций. Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В. И. Баженов (Дом Пашкова в Москве, проект Большого Кремлевского дворца, дворцовый ансамбль в Царицыне), М. Ф. Казаков (Московский университет, здание Сената в Московском Кремле, Колонный зал Благородного собрания, 1-я Градская больница), И. Е. Старов (Таврический дворец. Троицкий собор Александре-Невской лавры).
3. Новое явление в русском изобразительном искусстве этого периода— скульптурный портрет. Ярким представителем в этой области был талантливый русский скульптор Ф. И. Шубин, который создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов А. М. Голицына, М. Р. Паниной, И. Г. Орлова, М. В. Ломоносова. Представителями классицизма были скульпторы — Ф. Ф. Щедрин,
М.И. Козловский. В 1782 г. в Петербурге торжественно был открыт памятник Петру I — знаменитый «Медный всадник» скульптора Э. Фальконе.
4. Вторая половина XVIII в. — время расцвета русского портрета, которое выдвинуло целый ряд выдающихся художников-портретистов — А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского. Развитию русской живописи и скульптуры во многом способствовала Академия художеств, открытая в 1757 г.
5. В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России профессиональный театр, основу которого составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г. Волковым. Много сделал для развития русского театра преемник Волкова и его друг И. А. Дмитриевский.
6. Таким образом, культура и общественная жизнь России второй половины XVIII в. отражают коренные преобразования, происходящие в социально-экономической сфере. Заметное воздействие на общественную жизнь в целом оказывали идеи просветительства. Это период, когда в России начинают развиваться естественные науки, идет формирование русского литературного языка. Богатство и разнообразие культурного процесса во второй половине XVIII в. подготовили почву для «золотого века» русской культуры в XIX в.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какие факторы оказали влияние на развитие культуры России в XVIII в. ?
2. В чем состояло влияние культуры на экономическое и политическое развитие России?
3. Какие идеи русских просветителей характеризовали общественные отношения во второй половине XVIII в.?
4. Какие наиболее выдающиеся произведения культуры второй половины XVIII в. Вы могли бы выделить?
Тема: Российская империя в первой половине XIX в.
Вопрос 37. Экономическое, социальное и политическое развитие России в начале XIX в.
ПЛАН ОТВЕТА:
А. Социально-сословный и национальный состав населения России.
Б. Промышленность, торговля, пути сообщения.
В. Политический строй Российской империи.
А. Социально-сословный и национальный состав населения России
1. К началу XIX в. Российская империя была крупнейшей по территории державой мира: от Балтийского моря до Тихого океана, от Арктики до Кавказа и Черного моря. Сведения, посылаемые из Петербурга, достигали Камчатки лишь через три месяца. При Петре Великом Россия приобрела большие территории, вышла к Балтийскому и Азовскому морям. При Екатерине Великой к России отошли Правобережная Украина, Белоруссия, Литва, часть Польши, Новороссия, земли по Кубани и Тереку, Камчатка, Приморье, Аляска, чуть позже — Восточная Грузия.
2. Быстро росло население России. В конце XVII в. его численность составляла 10,5 млн. человек, к началу XIX в. — 43,5 млн.; плотность населения была довольно низкой и неодинаковой в разных регионах страны. В Сибири проживало 3 млн. человек, причем Восточная Сибирь и Дальний Восток были почти не освоены. В центральных губерниях плотность населения составляла 8 человек на 1 кв. м (в Западной Европе — 40—50 человек).
3. Россия была многонациональной страной. Ее основу составляли русские, которые жили практически во всех землях. В западных и южных губерниях проживали украинцы и белорусы, в Прибалтике —латыши, литовцы и эстонцы. На российском Севере и в Поволжье — карелы, мордва, мари, коми и др. Население бывших Казанского, Астраханского и Сибирского ханств составляли татары, башкиры, чуваши, якуты. На Дальнем Востоке жили эвенки, нанайцы, удэгейцы.
4. Народы России исповедовали все мировые религии. Государственной религией было православие, которое исповедовали русские, украинцы, белорусы (87% населения); оставались также старообрядцы. В Польше, Западной Украине и Западной Белоруссии преобладало католичество, в Прибалтике — протестантизм, в Поволжье — ислам, в Забайкалье — буддизм. Многие народы оставались язычниками (мордва, мари). После присоединения Польши в России началось распространение иудаизма (еврейское население).
5. Население России делилось на сословия, имевшие разные права и обязанности. Принадлежность к сословию передавалась по наследству. Основные сословия — дворянство, духовенство, купечество, мещанство, казачество, крестьянство.
Дворянство — высшее привилегированное и господствующее сословие. Дворяне освобождались от податей и налогов, рекрутской повинности, телесных наказаний, даже от обязательной службы, имели свое самоуправление. Они имели преимущества в получении чинов и наград, занятии должностей в военной и гражданской службе. Но главная привилегия дворянства заключалась в их праве иметь крепостных крестьян.
В первой четверти XIX в. в России было около 127 тысяч дворянских семей, или около 500 тысяч человек, что составляло 1% населения. Дворяне, имевшие населенные поместья, являлись помещиками. Таких было 109 тысяч семей. Более 70% из них относились к числу мелкопоместных, т.е. владевших менее чем 100 душами мужского пола, и более половины мелкопоместных имели около 7 душ в среднем на имение. Вместе с тем выделялись и крупнейшие магнаты, владевшие десятками тысяч крепостных и сотнями тысяч десятин земли. 16 тысяч дворян были чиновниками, 15 тысяч — офицерами.
Православное духовенство составляло 215 тысяч человек. Оно имело право владеть землей и крестьянами, имело свое самоуправление, было освобождено от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний. Православное духовенство делилось на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы, которые имели право жениться).