3. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Сильны по своей выразительности портреты Толстого, Некрасова, Боткина. В картинах «Христос в пустыне», «Неутешное горе» глубоко раскрывается внутренний мир человека, его душевные переживания.
4. Одним из наиболее ярких представителей критического реализма в русской живописи был художник В. Г. Перов. Его картина «Сельский крестьянский ход на Пасхе» вызвала общественный скандал, так как обличала сельское духовенство, темноту и невежество народной массы. Живопись Перова — это правдивый рассказ о жизни разных сословий. Он создал целый цикл жанровых картин. До боли пронизывает «Тройка», искреннюю улыбку вызывают «Охотники на привале», «Рыболов».
5. Русскую природу воспевали в своих картинах художники-пейзажисты И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов, А. И. Куинджи, И. И. Левитан.
6. Вершиной реализма в русской живописи справедливо считается творчество И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Яркую социальную направленность имели такие работы Репина, как «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди». Исторические сюжеты нашли отражение в картинах «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Исторический жанр присущ и творчеству В. И. Сурикова. На его картинах «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» и др. изображены исторические личности, люди с сильными характерами. К жанру фольклора обратился В. Васнецов, за основу картин он брал сказочные сюжеты «Аленушка», «Богатыри», «Витязь на распутье». Художник В. А. Серов писал портреты, пейзажи. Наиболее знаменитая картина — «Девочка с персиками». Многие картины художников второй половины XIX в. попали в собрание Третьяковской галереи. В 1898 г. в Петербурге был открыт Русский музей.
Д. Скульптура, архитектура
1. Для архитектуры и скульптуры этого периода характерно смешение стилей; модерна, определяемого достижениями научно-технического прогресса, и стилизации под старину. Большой известностью пользовались работы выдающегося скульптора М. М. Антокольского, создавшего серию скульптурных портретов: «Петр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак» ид р. В 1880 г. в Москве произошло событие большого общественного и культурного значения — был открыт памятник А. С. Пушкину (на Тверской). Автор его — скульптор А И. Опекушин. Под руководством М. О. Микешина десятки скульпторов создали в Новгороде памятник «Тысячелетие России». Эта композиция — образец смешения стилей.
2. В архитектуре окончательно изжил себя классицизм. Теперь в соответствии с требованиями жизни строились промышленные и административные здания, вокзалы, банки, мосты, театры, магазины. Распространенным становится «неорусский» стиль, стилизация под старину, с характерными деталями: шатры, башенки, фигурные наличники. В этом стиле в Москве были построены Исторический музей (арх. В. О. Шервуд), здание городской думы (арх. Д. Н. Чичагов), Верхние торговые ряды (ныне ГУМ, арх. А. И. Померанцев). Строились многоэтажные и многоквартирные дома.
3. В России началось строительство торговых пассажей. В Москве Голицынский пассаж соединил Петровку и Неглинную, а в Петербурге пассаж был построен между Невским проспектом и Итальянской улицей. Верхние торговые ряды соединили Никольскую улицу и Ильинку (ныне ГУМ). Построены театральные здания — в Рыбинске, Иркутске, Нижнем Новгороде. Был открыт Политехнический музей (арх. Шохин) в Москве.
Е. Музыка. Театр
1. Вторая половина XIX в. — это расцвет русского музыкального искусства. В 1862 г. сформировался «Балакиревский кружок» музыкантов, названный критиком В. В. Стасовым «Могучей кучкой». В него входили: М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд великих произведений: оперы Мусоргского — «Борис Годунов», «Хованщина», Римского-Корсакова — «Псковитянка», Бородина — «Князь Игорь», симфония «Богатырская».
2. В этот период творил величайший русский композитор П. И. Чайковский. Он создал 6 симфоний, симфонические поэмы «Манфред», «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта», «Чародейка» и др., 100 романсов. Вес эти произведения вошли в мировую музыкальную классику.
3. В конце века в музыкальную жизнь входят молодые композиторы — С. И. Танеев, А. К. Лядов, С. Рахманинов, А. Н. Скрябин. Композитор, дирижер, пианист А. Рубинштейн создает в Петербурге «Русское музыкальное общество».
4. Особую роль не только в культурной, но и в общественной жизни пореформенной России, играет театр. Театры действовали в 100 городах России. Главными центрами театральной культуры были Малый театр в Москве и Александрийский — в Петербурге. Репертуар Малого театра связан прежде всего с драматургией А.Н. Островского. Его пьесы «Лес», «Гроза», «Волки и овцы» пользовались огромным успехом у зрителей, представляли собой целое культурное явление в жизни Москвы. Слава Малого театра связана с именами блестящих русских актеров: Марии Ермоловой, Прова Садовского, Ивана Самарина, Александра Сумбатова-Южина, Александра Ленского. Признанными театральными центрами были также Казань, Саратов, Астрахань, Воронеж. В 1898 г. К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко в Москве был создан Художественный театр. В 60—70 годах в Москве и других городах России начинают возникать частные театры и театральные кружки.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Как эпоха великих реформ повлияла на развитие культуры России?
2. Чем можно объяснить несоответствие: низкий уровень грамотности населения и высочайшие достижения российской науки?