План
Введение
1 Распространение
2 Историческая обстановка
3 Развитие
4 Характеристика
5 Кирпич
6 Неоготика XIX в
7 Известные образцы кирпичной готики
7.1 Германия
7.1.1 Мекленбург — Передняя Померания
7.1.2 Шлезвиг-Гольштейн и Гамбург
7.1.3 Бранденбург, Берлин и Саксония-Анхальт
7.1.4 Нижняя Саксония и Бремен
7.2 Дания
7.3 Эстония
7.4 Финляндия
7.5 Латвия
7.6 Литва
7.7 Польша
7.8 Россия
7.8.1 Калининградская область
7.9 Швеция
Список литературы
Введение
Кирпичная готика (северогерманская готика) — разновидность готического стиля архитектуры, распространённая в Северной Германии, Польше и Прибалтике в XIII - XVI веках. Красный керамический кирпич как строительный материал стал использоваться в Северной Европе в XII веке, поэтому самые древние кирпичные образцы относятся ещё к так называемой «кирпичной романике». В XVI в. кирпичную готику сменил «кирпичный ренессанс».
Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен.
Многие города, внешний облик которых украшают готические сооружения из красного кирпича, являются объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
1. Распространение
Образцы кирпичной готики встречаются в первую очередь в регионах, где отсутствуют запасы природного камня, в частности, на Северо-Германской низменности. Этот ареал практически полностью (за исключением Вестфалии и Рейнской области) совпадает с зоной влияния Ганзы, вследствие чего кирпичная готика стала символом этого могущественного союза городов и наряду с нижненемецким языком существенным элементом культуры Северной Германии. В Средние века и Новое время эта культурная область включала в себя южную часть Прибалтики и оказывала большое влияние на Скандинавию. Самый южный образец кирпичной готики в Германии — альтенбургская церковь на горе (нем. Bergkirche) находится далеко за пределами своего основного ареала распространения — в Тюрингии.
На северо-западе перевозки песчаника, использовавшегося как строительный материал, осуществлялись по рекам Везеру и Эльбе. Это привело к синтезу строгого стиля, характерного для регионов к востоку от Эльбы, с архитектурой прирейнских земель. Здесь кирпич использовался в первую очередь для возведения стен, а из песчаника изготавливались скульптурные украшения. Поэтому кирпич не несёт художественной нагрузки, и большинство сооружений на северо-западе Германии не относятся к кирпичной готике.
Отсутствие природного камня не обязательно вело к повсеместному формированию типичного стиля с использованием кирпича. Так, Верхняя Бавария и Верхняя Швабия также ощущали нехватку строительных материалов, но характерный «кирпичный» архитектурный стиль там не возник. Скульптурные украшения здесь изготавливались из штучного камня, либо кирпичная основа облицовывалась природным камнем, как, например, в церкви Святого Мартина в Ландсхуте и мюнхенской Фрауэнкирхе.
2. Историческая обстановка
В ходе так называемой «восточной колонизации» XII—XIII веков немецкие купцы и колонисты с перенаселённого северо-запада Германии переселялись в районы проживания славян к востоку от Эльбы. В 1158 году Генрих Лев получил Любек, в 1160 году он завоевал Шверин, где располагалась резиденция славянских князей. Использовавшая насильственные методы колонизация продвигалась на восток вместе с христианизацией славян и учреждением Ратцебургского, Шверинского, Камминского (ныне Камень-Поморски) и Бранденбургского епископств.
Новые города вскоре вошли в состав Ганзейского союза и образовали его лужицкое подразделение с центром в Любеке и готландско-лифляндское в пригороде Ревеля (Таллина). Капитулярные и приходские церкви, ратуши, жилые дома богатых купцов и городские ворота, — и церковные, и светские сооружения в процветающих купеческих ганзейских городах отличались большой представительностью. За городскими стенами свой значительный вклад в развитие кирпичной архитектуры вносили монастыри, прежде всего цистерцианцев и премонстрантов. Тевтонский орден для обеспечения своего господства возводил из кирпича свои многочисленные замки на территории Пруссии и Эстонии.
3. Развитие
Кирпичная архитектура появилась ещё в XII веке, то есть ещё при романском стиле. Долгое время в Северной Германии дома строили из дерева, которое конечно же не подходит для монументального строительства. Менее значимые сооружения, прежде всего, в сельской местности, вплоть до Нового времени строились в технике фахверка.
Красный кирпич заменил природный камень при строительстве кафедральных соборов и приходских церквей в Ольденбурге, Зегеберге, Ратцебурге, Шлезвиге и Любеке.
В Бранденбургской марке, где необходимость в строительных материалах ощущалась вдвое острее вследствие удалённости от Балтийского моря, в 1165 году при Альбрехте Медведе в Бранденбурге началось возведение из кирпича кафедрального собора. Однако центральное место в кирпичной архитектуре марки занимает монастырь в Йерихове.
4. Характеристика
В кирпичных сооружениях в романском стиле, ещё близких к «квадровой»[1] архитектуре, поскольку её формы были перенесены на новую «кирпичную» технику. В готическую эпоху развивается оригинальный стиль кирпичной архитектуры, обусловленный нехваткой строительных материалов. Строения отличаются тяжеловесностью и монументальными размерами, однако внешне выглядят скромно и менее грациозно, чем постройки на юге Европы. Несмотря на это в них ощущается влияние архитектуры французских кафедральных соборов и вдохновлённой ими же «шельдовской готики» во Фландрии.
Со временем появились технологии, позволявшие добавить изысканности во внешний облик церквей: для контрастности с тёмным кирпичом углублённые части стен красили известью. Кроме этого началось производство фасонного кирпича, позволявшего лучше имитировать скульптурные украшения.
5. Кирпич
Исходным материалом для производства красного кирпича, заменившего природный камень, служила глина, которой на Северо-Германской низменности было предостаточно.
Стандартом в строительстве представительских сооружений стал кирпич так называемого «монастырского формата» (от 28×15×9 см до 30×14×10 см со стыком в среднем 1,5 см). В отличие от «квадровой» готики как «монастырский кирпич», так и фасонный изготавливались на специальном производстве, а не непосредственно на строительной площадке.
· Готическая кладка кирпичной стены
· Глазурованный кирпич
· Фасонный кирпич
· Чёрный глазурованный фасонный кирпич
· Кирпичный фриз деревенской церкви в Штеффенсхагене
6. Неоготика XIX в
В XIX веке кирпичная готика пережила период ренессанса благодаря распространению в конце 60-х годов неоготики. Наиболее известными архитекторами, работавшими в этом стиле, были Фридрих Август Штюлер в Берлине и Симон Лошен в Бремене.
Типичным примером неоготического сооружения является построенная по проекту Шинкеля Фридрихсвердерская церковь в Берлине.
7. Известные образцы кирпичной готики
7.1. Германия
Мекленбург — Передняя Померания
· Альтентрептов — церковь Св. Петра (Петрикирхе — нем. Petrikirche), городские ворота — Бранденбургские, Демминские
· Анклам — церковь Св. Марии (Мариенкирхе — нем. Marienkirche), Каменные ворота, церковь Св. Николая (Николайкирхе)
· Бад-Доберан — Доберанский собор
· Берген-на-Рюгене — церковь Св. Марии
· Бютцов — Монастырская церковь
· Фридланд — церковь Св. Марии
· Грейфсвальд — Собор Св. Николая, церковь Св. Марии, церковь Св. Якова (Якобикирхе — нем. Jakobikirche), жилой дом на Рыночной площади 11, монастырь Эльдена (под Грейфсвальдом)
· Гюстров — собор, церковь Св. Марии
· Мальхин — церковь Свв. Марии и Иоанна
· Нойбранденбург — церковь Св. Марии, церковь Св. Иоанна, городские укрепления (Штаргардские, Трептовские, Новые ворота)
· Росток — церковь Св. Марии, церковь Св. Николая, церковь Св. Петра, ратуша, аббатство Святого Креста, церковь Св. Якова (Якобикирхе), жилой дом на Крёпелинской улице (нем. Kröpeliner Straße), Керкхофхаус, городские ворота (Каменные и Крёпелинские)
· Шверин — Шверинский собор
· Штральзунд — Старый город (в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), церковь Св. Николая, ратуша, церковь Св. Марии, церковь Св. Якова, монастырь Св. Иоанна, Вульфламхаус, монастырь Св. Екатерины
· Висмар — Старый город (в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), церковь Св. Георгия (Георгенкирхе — нем. Georgenkirche), церковь Св. Николая, церковь Св. Марии, жилой дом «Старый швед», архиадиаконат, Водные ворота
Шлезвиг-Гольштейн и Гамбург
· Цисмар — Цисмарский монастырь
· Ойтин — церковь Св. Михаила
· Фленсбург — церковь Св. Николая
· Гамбург — церковь Св. Петра, церковь Св. Екатерины, церковь Св. Якова
· Любек — Старый город (в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), церковь Св. Марии, ратуша, Любекский собор, Голштинские ворота, Крепостные ворота, церковь Св. Петра, церковь Св. Якова, церковь Св. Эгидия (Эгидиенкирхе — нем. Aegidienkirche), церковь Св. Екатерины (Катариненкирхе — нем. Katharinenkirche), Госпиталь Святого Духа, Крепостной монастырь, монастырь святой Анны, Канцелярия
· Мельдорф — церковь Св. Иоанна
· Шлезвиг — Собор Св. Петра
Бранденбург, Берлин и Саксония-Анхальт
· Бад-Вильснак — церковь чудодейственной крови Св. Николая
· Берлин — церковь Св. Марии, церковь Св. Николая, Серый монастырь
· Бранденбург-на-Хафеле — церковь Св. Екатерины, Собор Свв. Петра и Павла
· Корин — Коринский монастырь
· Доберлуг-Кирххайн — монастырь Добрилугк
· Франкфурт-на-Одере — церковь Св. Марии, ратуша