Позднее эти постановления были включены в кодекс законов Древнерусского государства — краткую «Русскую правду».
XI и первая половина XII в. — период наибольшего расцвета Киева как столицы всего Древнерусского государства. Но постепенно выросли и обособились другие феодальные центры: Новгород, Чернигов, Суздаль и др. Значение Киева упало, и к концу XII в. он превратился в столицу одного только Киевского княжества. Во время татарского нашествия 1240 г. было уничтожено все население города, его укрепления, мастерские, большая часть каменных зданий. Киев лишился своего значения. Лишь постепенно, в течение веков, Киев вновь стал крупнейшим городом страны.
Социально-политический строй и экономика.
Для характеристики социально-политического Древней Руси можно использовать такие источники, как свод законов "Русская Правда", летопись "Повесть временных лет", в которую включены договора Олега /907, 911 гг./, Игоря /944г./, Святослава /971г./ с Византией, а также свидетельства византийских арабских и европейских авторов. На основании указанных источников можно дать характеристику населения Древней Руси. "Русская Правда" называет основным населением страны свободных общинников - людинов или людей, / отсюда: сбор дани с крестьян общинников - полюдье/ "Русская Правда", рассматривая людинов указывает, что они объединялись в сельскую общину - вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись экономически самостоятельные семьи. Вторая большая группа населения - смерды. Это, возможно, несвободные или полусвободные княжеские данники. Смерд не имел оставлять своего имущества наследникам. Оно передавалось князю. С развитием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников.
Третья группа населения - рабы. Они известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь - это раннее название, холопы - более позднее. "Русская Правда" показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде, за его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все кто ему помогал. Рабство было двух видов - полное и неполное. Источники полного рабства - плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба, поступление на службу к князю тиуном, ключником, ратайным старостой и не заключение при договора и т.п. Однако полное рабство было неоднородным. Основная масса рабов выполняла черную работу. Их головы оценивались в пять гривен. Рабы-надсмотрщики, управляющие, ключники были на одной ступеньке социальной лестницы. Голова княжеского тиуна оценивалась в 80 гривен, он мог уже выступать свидетелем на суде.
В 12 веке появляются неполные рабы - закупы. Закуп по Русской правде - разорившийся общинник (смерд), пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду, либо - сельский житель, работающий на землевладельца и отдающий ему одну треть урожая (ролейный закуп). Он работал слугой или в поле. закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство и он мог выкупиться, вернув долг. И в то же время, если закуп пытался бежать, он становился полным холопом. Большинство историков считает, что рабство на Руси не получило широкого распространения. Но есть и другие мнения, Так, М.Н.Покровский называет первых русских князей и их дружины "вооруженными шайками разбойников". "Захватывать рабов и торговать ими, - продолжает он, - было промыслом первых властителей русской земли. Отсюда непрерывные войны между этими князьями, войны, целью которых было "ополониться челядью", т.е. захватить много рабов. отсюда их сношения с Константинополем, где был главный тогда ближайший к России невольничий рынок". Небольшой группой зависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь также была защищена пятигривенным штрафом. Судя по Русской прав-де это были слуги в княжеском доме. Другая небольшая и довольно пестрая группа - изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса - выкупившийся на волю холоп, общинник, изгнанный из верви, разорившийся купец или ремесленник и даже князь, потерявший княжество. Довольно большой населения Руси были ремесленники. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла. К 12 веку в них насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей, русские ремесленники производили более 150 видов железных изделий. На внешний рынок шли не только лен, пушнина, мед, воск, но и льняные ткани, изделия из серебра, пряслица, оружие. С ростом городов, развитием ремесел связана деятельность такой группы населения, как купцы. Уже в 944 г. русско-византийский договор позволяет говорить о существовании самостоятельной купеческой профессии. Следует помнить, что в те времена каждый купец был и воином. И у воинов и у купцов был один бог покровитель - Велес (бог скота). Через русь пролегали важные торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцы торговали с Византией, с арабскими и европейскими государствами.
Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, как дружинники ("мужи"). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в военных походах и сборе дани. Княжеская дружина - это составная часть аппарата управления. Дружина была неоднородна. наиболее приближенные дружинники составляли постоянный совет, "думу". они именовались боярами. С ними князь советовался по важным государственным делам. Старшие дружинники могли иметь и свою дружину. Впоследствии бояре выступали в роли воевод.
Младшие дружинники выполняли обязанности судебных исполнителей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дружинники составляли основу нарождающегося класса феодалов. Дружина была постоянной военной силой, которая пришла на смену всеобщему вооружению народа. Конечно, в больших походах участвовало время от времени и ополчение, составленное из рядовых общинников, но все же главной княжеской силой являлась дружина. В источниках прослеживается установление и усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские земли как с помощью насилия, так и согласия. Древлян Олег присоединил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Северяне были присоединены под флагом освобождения от хазар и т.д. Ко времени Святослава с князьями племен было покончено. Их свели на степень посадников князя Киевского. Князь Владимир посадил своих сыновей по землям: Выше слава - в Новгород, Изяслава - в Полоцк, Святослава - в Туров, Ярослава - в Ростов, Глеба - в Муром, Мстислава – в Тмутаракань, Всеволода - во Владимир. Практически все княжества оказались в руках семьи князя Владимира. Все они подчинялись князю Киевскому. А на него возлагались задачи военного руководства, дипломатических сношений, поддержки военно-политического господства над соседями. Н.М.Покровский называет первых русских князей "предводителями шаек работорговцев", которые ничем не управляли и только с 11 века начали понемногу заботиться о порядке в городах.
Однако Л.В.Черепнин утверждает, что на Руси уже в начале 10 века существовал правовой кодекс - прототип "Русской правды". Функции князя были определены уже в легенде о призвании варягов. Князь властвовал и управлял не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало народное собрание - вече - в 9-11 вв. (в Новгороде и Пскове значительно дольше). Народные старейшины принимали участие в княжеской думе. Время появления феодального землевладения остается в исторической науке спорным. Проблема зарождения феодального строя в древней Руси и его классовой структуры была поставлена в советской историографии в дискуссиях конца 1920-х годов и получила решения в исследованиях Б.Д.Грекова и С.В.Юшкова. Изучение этой проблемы в последующие годы Б.А.Рыбаковым, Л.В.Черепниным и другими учеными выявило расхождение в понимании влияния "дофеодальных факторов" на развитие общества, его структуры, внешних и внутренних источников формирования зависимого населения. М.В.Свердлов разделяет мнение Л.В.Черепнина о разложении у восточных славян первобытнообщинного строя в 8 - 9 вв. и постепенном утверждении на протяжении 10 - первой половины 11 вв. раннефеодальных отношений. Согласно этой точке зрения, во второй половине 11-12 вв. завершается становление всех основ социально-экономических и политических институтов феодального строя.
И.Я.Фроянов считает, что в Древнерусском государстве существовало по крайней мере два социально-политических уклада. Были свободные общинники и значительный слой рабов. Этот же вывод поддерживает А.П.Пьянков. Большинство историков считает, что в Киевской Руси было раннефеодальное государство, сочетающее в себе элементы феодализма и пережитки первобытнообщинного строя. Некоторые авторы отмечают, что сохранились даже элементы матриархата, что именно этим объясняется включение князем Владимиром в пантеон богов богини Мокошь.
Известны три линии, по которым шло развитие форм раннефеодальной собственности и обращение сельского населения в зависимое от господствующего класса. Во-первых, происходило "окняжение" земли и обложение свободных общинников данью, перераставшей в феодальную ренту. Так складывалась государственная собственность, получившая впоследствии наименование "черной". Во-вторых, наблюдалось расслоение соседской общины, из которой выделялись крестьяне - землевладельцы, превращавшиеся затем в феодалов, и безземельные люди, труд которых присваивался землевладельцами. Наконец, в-третьих, собственники феодалы сажали на землю рабов, становившихся зависимыми крестьянами. До середины 11-12 вв. господствующей формой феодальной собственности была государственная, господствующим видом эксплуатации – взимание дани. К 11 в. складывается землевладение княжеское (домениальное), боярское, церковное, основанное на присвоении прибавочного продукта, произведенного трудом зависимого крестьянина и посаженного на землю холопа. Процесс расслоения древнерусского общества (в том числе и общины) дает заметные результаты уже к началу 10 в. Так, в договорах Руси с Византией 10 в. упоминаются "светлые и великие князи", "князи", "великие бояре", "бояре". Наиболее ранней формой эксплуатации крестьян киевскими князьями являлась дань (продуктами сельского хозяйства, промыслов, деньгами), которой они облагали сельское население.