Не исключено, правда, что подобный расклад сил внутри министерств – всего лишь тактическая уступка чиновничьим кланам, а поэтому явление временное. В таком случае спустя некоторое время в структурные подразделения министерств могут прийти по-настоящему новые начальники – в отличие от бывших касьяновских министров люди менее заметные и не столь ангажированные. Не будем уточнять, на каких должностях и в каких званиях трудятся ныне эти скромные и преданные своему делу граждане. Тем более что если такая кадровая перепланировка и произойдет, то пройдет она постепенно, в рабочем порядке: ведь не министров же, в конце концов, поменяю, а всего лишь директоров федеральных агентств и служб. Да и то не всех, а лишь тех, кто будет вызывать сомнение в готовности идти до конца.
Впрочем, повторное перетасовывание кадров – лишь один из вариантов. Возможно, не самый худший, но вовсе не обязательный и, самое главное, принципиально не меняющий самой схемы управления страной.
г) Поставлены на «ручник»!
Понятно, что правительство – так же как ранее Совет Федерации и Госдума – переведено в режим «ручного управления». И президент получил возможность напрямую руководить кабинетом и при этом практически не нести за это персональной ответственности ( формула «отвечаю за все» неконкретна по определению, а особенно в отношениях начальника с подчиненными).
Остается главный вопрос: для чего Владимир Путин все это затеял? Ведь не для того же, в конце концов, чтобы вправду продемонстрировать избирателям свои намерения.
Тем более что, исходя из вышесказанного, подобные намерения могут быть для этого электората не самыми благими. Например, можно предположить, что страна находится на пороге крайне непопулярных реформ. Среди них – введение платного высшего образования, платной медицины, массовый перевод жилищного строительства на ипотечную схему финансирования, каковая немыслима без выселения из купленных в кредит квартир должников, отмена льгот по квартплате, на лекарства для различных категорий граждан, дополнительное налогообложение богатых. Список «добрых дел2 можно продолжать (он потому и неисчерпаем, что такому правительству по плечу любые задачи). Одним словом, речь идет об окончательной победе капитализма в России.
Можно догадаться, что граждане едва ли встретят с восторгом все эти преобразования. Возможно, именно поэтому силовой блок правительства никаким серьезным модификациям не подвергся. Непопулярные реформы хороши только при наличии крепкого силового «тыла».
Однако есть и другой вариант. Президент не может не понимать, что, затеяв «шоковую терапию-2», можно попасть в историю в качестве крупнейшего модернизатора России, а можно в нее «вляпаться» (перед глазами печальный опыт горбачевской перестройки, окончившейся развалом страны). Поэтому, если реформы не пойдут, всегда можно назначить виноватых и спустить все на тормозах. Тем более что, как уже было сказано выше, Путин обеспечил себе абсолютный контроль за действиями правительства и при этом не взял на себя ответственности за них.
В общем, Владимиру Путину есть из чего выбрать. И выбор этот, похоже, будет похлеще выбора между двумя на букву «Х», двумя на букву «М» и еще на букву «Г». впрочем, простых граждан это уже не касается – они свое дело сделали.
5. Заключение
С распадом СССР и крахом коммунистического режима в Российской Федерации начался новый этап экономической модернизации. Реформы, проводящиеся в России в 90-е годы, привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Стала реальностью частная собственность. Сформировались новые социальные слои собственников различного уровня и высших менеджеров. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли способствовали активизации потребительского рынка. Удалось обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля. Россия вступила на путь интеграции в мировое хозяйство.
Вместе с тем продолжавшийся спад производства вызвал осложнение экономической ситуации в стране, обострение социальных проблем, усиление расслоения общества на богатых и бедных. Огромным осталось влияние государственной бюрократии на экономику.
Для современного этапа обновления России характерно сосуществование противоположных начал – элементов свободы и авторитаризма, рынка и государственного управления экономикой, укрепление центральной власти и стремление к региональной автономии. В соотношении сил сторонников разных путей развития российского общества сложилось своеобразное равновесие, что является основой сохранения высокой степени альтернативности в российском политическом процессе.
Особенности переживаемого страной периода (переходный характер, отсутствие мирового опыта изменений такого масштаба) определили значительные колебания экономического и политического курса в рамках принятого направления на прогрессивные реформы. До настоящего времени не разработана конкретная модель развития. Вместе с тем, не вызывает сомнения как необходимость использования советского и зарубежного опыта, так и невозможность механического восприятия западных моделей или возвращения в советское прошлое.
6. Литература
1. История России. Учебный минимум для абитуриента: Учеб. Пособие/Р.А. Арсланов, В.В. Керров, М.Н. Мосейкина, Т. М. Смирнова; Под ред. В.В. Керова. – М.: Высш. Шк., 2001.
2. Новейшая история России. 1914 – 2002. под ред. М.В.Ходякова. – М.: Юрайт-Издат, 2004 г.
3. История России. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М.: 2001 г.
4. Медведев Р. Время Путина. Россия на рубеже веков. М., 2002
5. Пихоя Р.Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 года: Хроника событий и комментарий историка // Отечественная история 2002. № 4
6. Журнал «Власть» № 11 [564] 22 марта 2004 г.
7. Журнал «Профиль» № 10/15 марта 2004 г.
8. Журнал «Эксперт» 22-28 марта 2004 № 11 (412)