Смекни!
smekni.com

Коновницын, Пётр Петрович (стр. 2 из 2)

В 1814-1815 гг. Коновницыну пришлось выполнять весьма почетное задание императора - быть военным наставником, "ментором", великих князей Михаила и Николая (будущего царя) и сопровождал их за границей. Расставаясь с ними, в письме императрица-мать Мария Фёдоровна отметила: "Генерал Коновницын, который будет при Вас, уважаем во всех отношениях и особенно пользуется репутацией изысканной храбрости: следуйте же в момент опасности без страха и сомнения его советам, которые всегда будут соответствовать чести и уважайте их как приказы, исходящие от самого императора или меня".

Коновницын на посту военного министра

12 декабря 1815 г. П.П. Коновницын был назначен на должность военного министра. Он также был введен в Государственный совет, Комитет министров и Сенат. Страна была истощена многолетними войнами. Денежная система оказалась подвержена инфляции. Армия в связи с войной значительно увеличилась в количестве. В 1816 г. в вооруженных силах в пределах России было 1 024 640 человек и почти 285 тыс. лошадей. К этому надо добавить 33 690 человек и более 8 600 лошадей, находившихся в корпусе графа Воронцова во Франции. Каждый день стоил казне на провиант и фураж почти 352,5 тысяч рублей. Расходы на жалованье, обмундирование, госпитали, аптеки, транспорт, перевозки, артиллерию, инженерное обеспечение составили в этом году без малого 81 млн. 750 тыс. рублей.

Наведение порядка в расходовании финансов на армию было одной из причин очередной реорганизации управления военной частью государственного аппарата России, которая предпринималась как раз в связи с новым назначением Коновницына.

В 1815 г. в соответствии с указом Александра I был учрежден Главный штаб Его Императорского Величества во главе с одним из самых близких к императору лиц - князем П.М. Волконским. Он получил в ведение все вопросы, связанные с обучением, воспитанием, боевой подготовкой войск, т.е. так называемой "фронтовой частью" всего армейского организма. Вопросы же обеспечения армии продовольствием, фуражом, обмундированием, поставкой вооружений, инженерным оборудованием, медицинскоим обслуживанием и т.п., т.е. вопросы тыла, или так называемые "экономические", решало военное министерство. Оно подчинялось Главному штабу. В ведении военного министра оказались комиссариатский, провиантсткий, медицинский и в хозяйственном отношении - артиллерийский и инженерный департаменты. Обе структуры имели свои канцелярии.

Обязанности П.П. Коновницына как министра были многообразны и ответственны. Кстати говоря, по некоторым - в первую очередь, финансовым - проблемам, царь иногда сам непосредственно обращался к Коновницыну. Так, при определении, например сметы по Военному министерству на 1817 год он распорядился "все долги на военном Министерстве оставшиеся, внести в смету на 1817 год особую статьей".

Слежует подчеркнуть, что выбор П.П. Коновницына на пост военного министра был не случаен. Все знали его исключительную честность и порядочность, кроме того он действовал очень осторожно и осмотрительно в финансовых делах. Это обеспечило ему успех в работе на посту министра. Уже первый год работы Коновницына на посту министра дал отличные результаты. В его формулярном списке по этому поводу записано "1817-го Генваря 1-го за труды и отличную попечительность в управлении военным Министерством и благоразумные распоряжения оказанные в нарочитом сбережении расходов по военно-хозяйственной части, пожалованы знаки, ордена Св. Александра Невского алмазами украшенные". В декабре 1817 г. он был произведен в полные генералы, получив чин генерала от инфантерии.

К концу пребывания П.П. Коновницына на посту военного министра пошатнулось его здоровье. Дело было настолько серьёзным, что он был вынужден просить Александра I об отпуске на лечение. Сказалось огромное напряжение сил в военное время, раны, особенно - полученная при Люцене. 11 мая 1819 года иператор сообщил в личном письме, что удовлетворяет прошение: "Я увольняю вас в отпуск к минеральным водам. Мне весьма приятно будет видеть желаемое действие оных в скорейшем восстановлении вашего здоровья". Пётр петрович получил от государя на дорогу 10 000 руб., столовых и квартирных - 30 277 руб. Здоровье П.П. Коновницын поправил, однако служить ему пришлось уже в другой должности. Военным министерством руководил теперь П.И. Меллер-Закомельский. Пётр Петрович был призван императором готовить офицерские кадры для армии.

Последние годы жизни

Последние неполные три года жизни П. П. Коновницын посвятил подготовке офицерского корпуса русской армии. 25 ноября 1819 г. император направил указ Сенату: «По особой доверенности Военному Министру Генералу от Инфантерии Коновницыну повелеваю ему быть Главным Директором Корпусов Пажеского, 1-го и 2-го кадетских, Дворянского полка, Императорского военносиротского дома, смоленского Кадетского корпуса и дворянского эскадрона под начальством Его Императорского Высочества Цесаревича, членом Совета о военных училищах и комитета под ведением сего Совета состоящего». В том же году он был возведён в графское достоинство.

Должность Главного директора возникла вместе с назначением на нее Коновницына. Руководителем подготовки офицеров до этого был великий князь Константин Павлович. Он и остался таковым, но отсутствие его в Петербурге из-за постоянного пребывания в Варшаве, как главнокомандующего войсками отдельного Литовского корпуса, не давало ему возможности непосредственно руководить военными учебными заведениями. теперь эта задача была возложена на Коновницына как Главного директора с дежурством при нем. Коновницын, подчиняясь Константину Павловичу по своей работе, посылал ему отчеты, согласовал сметы, программы и учебники и т. п. Однако вся непосредственная работа, ее стиль, отношение к воспитанникам, кадровая политика и многое другое определялось, конечно, Коновницыным и всецело зависело от него.

П. П. Коновницын до мелочей вникал в жизнь подчиненных ему учебных заведений. Он постоянно требовал от директоров корпуса самых разнообразных и подробных сведений об обучении, воспитании и содержании кадетов и всегда принимал соответствующие меры для улучшения положения в учебных заведениях.

Хотя годы работы в должности Главного директора были интересными, плодотворными и благодарными, однако здороровье у П. П. Кововницына стало в это время серъезно сдавать. Мысли о будущем семьи и детей тяготили его в предчувствии скорого конца. В начале 1822 года, уже будучи больным, он через П. М. Волконского обратился к царю с просьбой о материальной поддержке, чтобы как-то обеспечить семью в будущем. Ему было выдано из казны 100 000 рублей.

22 августа 1822 г. Пётр Петрович Коновницын скончался. Выносили тело из его последней квартиры в Петербурге. На отпевании присутствовали первые государственные лица. Император тогда не смог приехать, так как был за границей. Великий князь Николай Павлович, бывший его воспитанник, участвовал в выносе гроба, который затем отправили в Кярово. Там и был похоронен один из славных сынов России.

Более четверти века П. П. Коновницын находился в строю. Причем служить и воевать ему пришлось в одно из самых переломных и богатых историческими событиями время. как писал он сам, за годы службы «был в действительных сражениях с поляками — в 4-х, со шведами в 22-х, с французами, с 15-ю при них нациями, в 21-м. Итого в настоящих делах, кроме аванпостных, шармюцелей и рекогнисцировок разных в 47-ми». Он являлся кавалером всех российских орденов, кроме ордена Андрея Первозванного. Эта награда присуждалась полным генералам за участие в боях, а Коновницын стал полным генералом лишь в 1817 г. Коновницын имел медали: золотую (1807 г.), серебряную (1812 г.) и бронзовую дворянскую — в память 1812 года. Его грудь украшали иностранные ордена: прусский — Красного Орла 1 степени; австрийский -Святого Леопольда; французский — Святого Людовика и баварский — Святого Максимилиана.

Пётр Петрович, как воин и человек, пользовался всеобщим уважением. Он обладал способностью, в высшей степени важной для полководца: умением говорить с солдатами и немногими словами возбуждать их к подвигам отваги и самоотвержения.

6. Брак и дети

Пётр Петрович Коновницын был женат на Анне Ивановне Корсаковой (1769—1843), дочери Ивана Ивановича Корсакова (1735—1805) и Агафьи Григорьевны, урождённой Коновницыной (1750—1826). В браке родились:

· Елизавета (1802—1867)

· Пётр (1803—1830)

· Иван (1806—1867)

· Григорий (1809—1946)

· Алексей (1812—1852)

Его сын — подпоручик гвард. Генерального штаба граф — декабрист Пётр Коновницын 1-й, состоял в Северном тайном обществе; осуждён по девятому разряду, был разжалован в солдаты и сослан в глухой гарнизон, а затем на Кавказ. Дочь , Елизавета Петровна, бывшая замужем за декабристом М. М. Нарышкиным, добровольно последовала за ним в Сибирь.

Ссылки

· Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812—1815 гг. // Российский архив : Сб. — М.: студия «ТРИТЭ» Н. Михалкова, 1996. — Т. VII. — С. 429.

· Глинка В.М., Помарнацкий А.В. Коновницын, Пётр Петрович // Военная галерея Зимнего дворца. — 3-е изд. — Л.: Искусство, 1981. — С. 121-122.

· СРАЖЕНИЕ ПРИ СМОЛЕНСКЕ 4, 5, 6 и 7 АВГУСТА 1812 ГОДА — имя Коновницына на досках Храма Христа.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Коновницын,_Пётр_Петрович