Смекни!
smekni.com

Образование Московского государства кон. XIII нач. XVI вв. (стр. 1 из 7)

Образование Московского государства

(кон. XIII – нач. XVI вв.)

План

1. Борьба народов Руси за независимость – предпосылка создания единого государства.

2. Возвышение Московского княжества.

3. Междоусобная война второй четверти XVв. и победа великокняжеской власти.

4. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление самодержавия в России.

Борьба народов Руси за независимость – предпосылка

создания единого государства.

В XIII веке русские земли подверглись удару со стороны Монгольской империи – центральноазиатского государства, завоевавшего в первой половине XIII века огромную территорию от Тихого океана до Центральной Европы. После походов на Северо-Восточную и Южную Русь объединенного монгольского войска под командованием внука основателя империи – Чингисхана – Батыя установилось так называемое монголо-татарское иго. Часто его называют золотоордынским игом – по названию западного улуса Монгольской империи, который в 60-е годы XIII века стал самостоятельным государством.

Русские княжества не вошли непосредственно в территорию Золотой Орды. Их зависимость выражалась в уплате податей и верховном сюзеренитете золотоордынского хана, который утверждал русских князей на их столах. Успех монгольских завоевателей был связан с большой военной силой империи Чингизидов и рознью между князьями разных русских земель, даже не пытавшимися объединить свои силы для отпора врагу. Вместе с тем утверждению и длительному сохранению иноземной власти способствовали и некоторые особенности мировосприятия древнерусского общества. Монгольское завоевание пришлось на период, когда в картине мира образованных людей Древней Руси существовала своего рода лакуна – свободным оказалось место «царства», мировой державы во главе с правителем высшего ранга – «царем». Ранее эту роль выполняла Византийская Империя.

Но захват Константинополя в 1204 году крестоносцами был расценен на Руси как «погибель царства», а после походов Батыя царский титул перенесен на монгольского хана. Восстановление Византийской Империи в 1261 году не изменило положения. Ее императоры и константинопольский патриархат вступили с Ордой в союзнические отношения и тем самым как бы узаконили ее положение в Восточной Европе, зависимость от нее русских земель (церковь которых подчинялась Константинополю). Таким образом, сюзеренитет Орды обрел в мировосприятии русских людей некое подобие легитимности – ее правитель носил более высокий титул, чем любой из русских князей.

Киевская земляпосле нашествия окончательно утратила свое былое значение. Киев был взят татарами в 1240 году, в разгар борьбы за него между соперничавшими князьями. Сильнейшими среди них были Даниил Романович Галицкий, Михаил Всеволодич Черниговский, и Ярослав Всеволодич, великий князь владимирский (сын Всеволода Большое Гнездо). После того, как верховное право распоряжения киевским столом перешло к ордынскому хану, Киев перестал быть объектом борьбы. Власть над Киевом была передана Ярославу Всеволодовичу, а в 1249 году его сыну, новгородскому князю Александру Невскому. Но Александр не поехал княжить в Киев, а предпочел объединить под своей властью новгородское и владимирское княжение. Таким образом, князь, признанный Ордой «старейшим» на Руси, предпочел в качестве столицы не Киев а Владимир.

В конце XIII столетия Киев утратил и роль резиденции «митрополита всея Руси»: в 1299 году митрополит Максим, «не терпя татарского насилия», ушел во Владимир. Киев лишился последнего атрибута «общерусской» столицы. В 20-е годы XIVвека Киевская земля попала в зависимость от Великого княжества Литовского (государства, сложившегося в XIII столетии и начавшего экспансию на западные и южные русские земли), а в начале 60-х годов окончательно вошла в его состав.

В Черниговской земле во второй половине XIII столетия резко усиливается политическая раздробленность, формируется большое количество княжеств, управляющихся разными ветвями династии Ольговичей. Титул черниговского князя, «главного» князя земли, стал в значительной мере номинальным. В XIII веке начались набеги на Черниговскую землю Литвы, а в 60 – 70-х годах XIV века большая часть Черниговщины была подчинена великим князем литовским Ольгердом. Лишь северо-восточные, верхнеокские княжества стали объектом борьбы между Литвой и Московским княжеством.

Ослабление Черниговской земли было связано, во-первых, с сильным разорением со стороны Орды (с чьими владениями она непосредственно соприкасалась); во-вторых, с длительной борьбой, которую перед самым Батыевым нашествием вел черниговский князь Михаил Всеволодич за Киев и Галич. В ходе этой борьбы часть черниговского боярства оседала на землях Киевского и Галицкого княжеств, размывая тем самым политическую опору князей черниговского дома в своей земле.

В Юго-Западной Руси в результате объединения Волыни и Галичины под властью Даниила Романовича и его брата Василька сформировалось сильное государство, сумевшее избежать сколько-нибудь значительного политического дробления. В 50-х годах XIII века Даниил успешно противостоял татарскому натиску. В 1254 году, рассчитывая на помощь католической Европы против Орды, он принял от папы Иннокентия IV королевский титул. Но в конце 50-х годов Галицкому князю все же пришлось признать зависимость от татарского хана.

Потомки Даниила Романовича княжили в Галицко-Волынской земле до 1340 года. В первой половине XIV века усилилось давление на Юго-Западную Русь со стороны соседних Литвы, Польши и Венгрии. В 1352 году после продолжительной борьбы Галицкая земля отошла к Польскому королевству, а Волынь – к Великому княжеству Литовскому.

Ослаблению Галицко-Волынской земли в XIV веке способствовало ее международное положение: она оказалась в окружении четырех сильных соседей – Орды, Литвы, Польши и Венгрии. Галицко-волынские князья вынуждены были, как вассалы Орды, участвовать в татарских походах на литовские, польские и венгерские земли, что осложняло отношения княжества с этими странами и вело к разорению его собственной территории при прохождении через нее татарских войск.

В Смоленской земле удельные княжества не закрепились за определенными княжескими линиями, как это было в Черниговской земле. Тем не менее политическое значение Смоленского княжества постепенно уменьшалось. Уже во второй половине XIII века смоленские князья признали политическое верховенство великих князей владимирских, а в 30-х годах XIV века – литовских. В середине и второй половине XIV столетия великие князья литовские и владимирские (из московского дома) вели борьбу за влияние на это княжество. Смоленские князья были вынуждены лавировать между ними. В 1404 году великий князь литовский Витовт окончательно включил Смоленскую землю в состав Литвы.

Ослабление Смоленской земли, очевидно, мало связано с «ордынским фактором». Княжество не граничило с татарскими владениями и относительно мало пострадало от военных действий Орды. Сам Смоленск ни разу не был взят монголо-татарами. Возможно, здесь, как и в случае с Черниговской землей, негативную роль сыграл уход части смоленского боярства в южнорусские земли во время пребывания смоленских князей в Киеве и Галиче в первой трети XIII века, а также в ходе феодальной войны на юге Руси в 30-е годы этого столетия.

В Новгородской земле во второй половине XIII – XIV веках укрепляются республиканские формы правления. Когда в период великого княжества Александра Невского Новгород стал признавать за собой сюзеренитет великого князя владимирского, князья в Новгороде еще обладали реальной исполнительной властью. Однако в конце XIIIвека их полномочия урезаются (хотя сюзеренитет остается). Со второй четверти XIVвека усиливаются связи новгородских правящих кругов с литовскими князьями. Последние стремились стать сюзеренами Новгорода вместо владимирских (позже московских) великих князей, но так и не сумели этого добиться. В XVвеке своеобразная форма новгородской феодальной (боярской) демократии вступила в кризис, выродилась в олигархическое правление. Присоединение к Москве в 1478 году произошло относительно легко: социальные низы Новгородской земли не поддержали свою боярскую верхушку.

Рязанская земля во второй половине XIII – XIVвеках сохраняла относительную независимость. Однако она была зажата между Золотой Ордой, с которой непосредственно граничила, и Северо-Восточной Русью, а со второй половины XIVвека – и подступившим с Запада Великим княжеством Литовским. В середине XVвека усилилась зависимость Рязани от Московского великого княжества, но окончательное ее присоединение к Москве произошло только в 1521 году.

Муромское княжество уже в середине XIVвека стало зависеть от Московского, а в начале 90-х годов вошло в его состав. Полоцкая земля, испытавшая сильный натиск Литвы и ливонских рыцарей еще до Батыева нашествия, во второй половине XIIIвека, раньше всех других западнорусских земель, оказалась под литовской властью. К началу XIVстолетия то же случилось и со слабой Турово-Пинской землей.

Территория Переяславского княжества после Батыева нашествия перешла под непосредственное управление Орды, а в 60-е годы XIVвека, как и Черниговская земля, была присоединена к Великому княжеству Литовскому.

Включение в Великое княжество Литовское большого числа русских земель, причем с более высоким уровнем общественных отношений и культуры, вело к русификации этого государства. С XIVвека оно, собственно, и именовалось «Великим княжеством Литовским и Русским». Русский язык стал языком официальной письменности, на большей части территории действовали русские правовые нормы, среди литовской знати распространялось православие. Все это могло привести к полному «обрусению» княжества. Однако этого не произошло. Западное, польское влияние на литовскую знать возобладало. В 1387 году, после того как великий князь литовский Ягайло стал польским королем, языческая в основной массе Литва была крещена в католичество. Возможность формирования на территории великого княжества Литовского крупного русского государства окончательно исчезла к середине XVвека, когда после междоусобной войны (в ходе которой такая возможность казалась реальной) сын Ягайлы Казимир стал одновременно великим князем литовским и королем польским.