Смекни!
smekni.com

Город Сарай Бату в истории Золотой Орды (стр. 3 из 4)

6.Рыболовство.

Близость реки способствовала развитию рыболовства. Рыбу ловили сетями, на которые для тяжести привешивали гончарные грузила. Интересно то, что до сих пор рыбаки используют грузила такой же формы. Большей частью рыбу обменивали на другие товары на рынке.[12]

7.Перед походом.

Перед нападением на народы Средней Азии Чингисхан воодушевлял своих воинов:

«Там всегда лето, там растут сладкие дыни, вата и виноград. Там на лугах трижцы в лето вырастает трава. Разве пристойно в такой счастливой стране жить таким преступникам, как мусульмане? Мы отнимаем их земли и сравняем с землей их города. На месте разрушенных городов мы посеем ячмень, и там будут пастись наши крепкие кони и стоять только юрты с нашими преданными женами и детьми»

В.Г.Ян.Чингиз-хан

8.Жизнь и быт: жилища, пища и обычаи

Они очень грязнят себе руки от мяча, а когда поедят, то вытирают их о свои сапоги или траву, или о что-нибудь подобное. Более благодарные имеют также обычно какие-то маленькие суконки, которыми напоследок вытирают руки, когда поедят мясо. Посуду они не моют, а если иногда моют мясной похлебкой, то снова с мясом выливают в горшок.

Иоганн де Плано Карпини

Путешественник Плано Карпини описывал так жилища монголов: «ставки у них круглые, изготовленные наподобие палатки и сделанные из прутьев и тонких пало. Наверху же в середине ставки имеется круглое окно, оттуда попадает свет, а так же для выхода дыма, потому что в середине разведен огонь. Стены же и крыши покрыты войлоком, двери сделаны также из войлока. Некоторые ставки велики, а некоторые сообразно достоинству и скудности людей. Некоторые быстро разбираются и чинятся и переносятся на вьючных животных, другие не могут разбираться, но перевозятся на повозках. Для меньших при перевезении на повозке достаточно одного быка, для больших-три четыре или даже больше, сообразно с величиной повозки, и куда они не пошли, на войну или другое место, они всегда перевозят их собой. Скотоводство обеспечивало кочевников не только продуктами питания, но и сырьем для изготовления необходимой одежды и обуви. Кочевники поставляли на рынки в города шерсть, мясо и другие скотоводческие продукты. Скотоводство у кочевников являлось не только основной отраслью хозяйства, но и источником питания.[13] Их пищу составляло все, что можно разжевать, именно они ели собак, волков, лисиц, лошадей, но прежде всего употреблялось мясо баранов и лошадей. Молочные продукты считались самыми излюбленными. Кобылье молоко, если оно у них было, они пили в огромном количестве, пили также овечье, коровье и верблюжье молоко. Вина, пива и меду у них не было, если этого им не присылали и не дарили другие народы. Зимою у них не было даже и кобыльего молока, если они не были богатыми. Из молока делали сыр и масло, из кобыльего молока приготовляли кумыс. Вместо хлеба употребляли рис и просо, которое варили в молоке. Они также варили просо с водою, размельчали его настолько, что могли не есть, а пить. И каждый из них пил по утрам чашу или две, и днем они больше ничего не ели, а вечером каждому давалось немного мяса и мясной похлебки. Летом же, имея тогда достаточно кобыльего молока, они редко ели мясо, если им случайно не дарили его, или они не ловили на охоте какого-нибудь зверя или птицу. Заметен обычай монголов-татар, связанный с принятием пищи:

«Птицу разрезает один из них, а другой берет острием ножа кусочки и раздает каждому, одному больше, а другому меньше, сообразно тем, больше или меньше они хотят кого почтить»

(П.Карпини)

У них считается великими грехом, каким-нибудь образом дано будет погибнуть чему-нибудь из питья или пищи, отсюда они не позволяют бросать собакам кости, если из них прежде не высосать мозжечок. Платья свои они не моют и не дают мыть, а особенно в то время, когда начинается гром, до тех пор, пока не прекратиться это время.

9.Воспитание мальчиков и девочек

О воспитании девочек в монгольских семьях путешественники, посетившие наш край в эти времена, не упоминают, хотя и пишут о том, что уже в молодые годы монгольские женщины выполняют всю работу, хорошо ездят верхом и стреляют из лука. Системе воспитания мальчиков многие из путешественников отводят место в своих записях. В будущем мальчик должен был стать воином. К этому его готовили с детства. Когда ребенку исполнялось 2-3 года, его учили ездить верхом на лошади, управлять ею, а потом и скакать самостоятельно. Поощрялось заботливое отношение к коню, постоянный уход за ним. Приветствовалось любое проявление смелости и ловкости. При раскопках у села Селитренное были найдены костяные пластинки. Некоторые ученые считают, что, привязывая к обуви, их использовали как коньки. Другой игрой, формирующей ловкость и меткость, была игра в альчики. Альчик просверливали и заливали свинцом для тяжести. Удивительно, что это игра, возникшая еще в начале нашей эры, была популярна у монгольских мальчиков и дошла до наших дней.[14]

III.Заключение

Последствия монголо-татарского ига для нашей страны были ужасны. Запустели старые земледельческие центры, были разорены и разрушены русские города, исчезли многие ремёсла. Монгольское владычество положило начало отставанию русских земель от развитых стран Западной Европы. Но образование Золотой Орды имело большое значение для народов Нижнего Поволжья. По указу хана на берегах Волги возникает целый ряд новых городов, одним из которых была Астрахань, вскоре ставшая центром восточной торговли России. В монгольских городах собирались мастера со всех покоренных монголами стран, и их творения не перестают удивлять нас до сих пор.

ИТОГИ
1. Государство Золотая Орда, существовавшее в XIII-XVI веках на большей части территории сегодняшней России и ряда стран СНГ, оставило богатейшее культурно-историческое наследие, оказавшее значительное влияние на формирование и судьбу многих коренных народов Евразии. Это один из краеугольных камней истории нашего Отечества.
2. Необходимо привлечь общественный интерес к изучению золотоордынской эпохи, расширить фронт научных исследований, а также усилить меры по сохранению исторических памятников того времени. Создание серьезного научного труда по истории Золотой Орды позволило бы окончательно освободить общественное сознание от балласта целой системы искусственно созданных мифов и предрассудков.
3. Несмотря на то, что большая часть культурно-исторического наследия Золотой Орды утрачена навсегда, сегодня у населения, в хранилищах и фондах существует еще немало свидетельств той эпохи, пока недоступных для исследователей. Сбору их, учету и изучению помимо существующих учреждений могли бы содействовать специализированные по национальной или тюркской тематике музеи, архивы, библиотеки, букинистические магазины и пр. Надо заметить, что и в Москве, в столице многонационального государства, в крупнейшем мировом научном центре, где более миллиона населения принадлежит к тюркской группе народов, отсутствие подобных объектов культуры приводит к утрате ценнейших книг, документов, картин, художественных изделий из частных и государственных собраний. Кроме того, дефицит грамотных специалистов ведет к систематической недооценке уникальных предметов старинной тюркской культуры, что, без сомнения, наносит вред культурному достоянию как наших стран, так и всего человечества.