Смекни!
smekni.com

Оффенбах, Жак (стр. 1 из 2)



План
Введение
1 Биография
2 Творчество

Список литературы

Введение

Жак Оффенба́х (фр. Jacques Offenbach; 20 июня 1819(18190620), Кёльн — 5 октября 1880, Париж) — французский композитор и музыкант, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.

«Оффенбах был — как ни громко это звучит — одним из одарённейших композиторов XIX века»[1].

1. Биография

Родился в семье синагогального кантора Исаака-Иегуды Эбершта (Eberst) из немецкого города Оффенбаха. В 1802 году Эбершт переселился в предместье Кёльна и сменил фамилию на «Оффенбах». В Кёльне, в 1819 году, у него появился сын, получивший имя Якоб.

Очевидная музыкальная одарённость мальчика побудила отца привезти 14-летнего Якоба в Париж (1833); французское произношение его имени (Жакоб) вскоре сократилось до Жак. В Париже Оффенбах учился в консерватории игре на виолончели у Луиджи Керубини. Хотя устав консерватории запрещал приём иностранцев, но, прослушав игру Жака, Керубини пошёл на нарушение устава.[2]

Из-за финансовых трудностей Жак смог проучиться чуть больше года, но этого было достаточно, чтобы стать виртуозом игры на этом инструменте; позднее Оффенбах выступал вместе с выдающимися пианистами (Антон Рубинштейн, Ференц Лист, Феликс Мендельсон и др.).

Первоначально Оффенбах планировал играть и сочинять «серьёзную» музыку. Его любимым композитором был Гектор Берлиоз. Он мечтал стать автором замечательной оперы; эта мечта осуществится только посмертно. Сначала парижская «Комическая опера» (где он во время учёбы подрабатывал в оркестре), а потом и другие театры, отказываются от услуг молодого, никому не известного композитора. Тогда Оффенбах и Фридрих фон Флотов организуют инструментальный дуэт и с успехом выступают в парижских салонах. Постепенно он приобретает известность, и в 1839 году Оффенбаху впервые удаётся поставить водевиль со своей музыкой (в театре Пале-Рояль).

1844: Оффенбах принимает католицизм, чтобы жениться на Эрмини д’Алькен (Herminie d’Alcain), дочери испанского эмигранта-оппозиционера. Супруги прожили совместно 36 лет, у них родились четыре дочери. И. И. Соллертинский отмечает, что участие в сочинении легкомысленных оперетт не мешало Оффенбаху быть верным и любящим супругом.[1]

1847: получает место дирижёра во Французском Театре (Théâtre-Français). К этому времени относятся его небольшие легкие ариетты, написанные на сюжеты из басен Лафонтена. Сотрудничает с театром Флоримона Эрве.

Понемногу его исключительный мелодический дар находит признание. В 1850 году Оффенбах становится штатным композитором прославленного мольеровского театра «Французская комедия» (Comédie-Française).

1855: год рождения жанра оперетты. Оффенбах открывает маленький театр, под названием «Буфф-Паризьен» (Bouffes-Parisiens) и ставит там целый ряд небольших оперетт. Благодаря достоинствам музыки, умелому выбору актёров и либреттистов (чаще всего пьесы пишут Мельяк, Галеви, Кремье), многие постановки имеют большой успех. Весь Париж напевает мелодии Оффенбаха. Уильям Теккерей, посетивший Париж в этом году, сказал: «Если в сегодняшнем французском театре что-нибудь имеет будущее, то это Оффенбах».[3]

1858: сняты ограничения, по которым театр Оффенбаха имел право выводить не более четырёх персонажей и ставить только одноактные пьесы. Оффенбах ставит масштабный спектакль «Орфей в аду». Художником-оформителем «Орфея» стал молодой Гюстав Доре.[3] Враждебные критические статьи только повышают популярность оперетты; приходит международный успех.

За «Орфеем» последовало около сотни оперетт, из которых наибольшую популярность заслужили:

· Женевьева Брабантская (1859)

· Песенка Фортунио (1861, по новелле Альфреда де Мюссе)

· Прекрасная Елена (1864), наиболее известный шедевр композитора

· Синяя Борода (1866)

· Парижская жизнь (1866)

· Великая герцогиня Герольштейнская (1867)

· Перикола (1868)

· Трапезундская принцесса (1869)

· Разбойники (1869)

Оперетты Оффенбаха ставились повсюду в мире. Под его влиянием и по его совету Иоганн Штраус создал новый центр опереточного искусства — в Вене.

Кульминацией успеха Оффенбаха стала Всемирная выставка 1867 года в Париже. Маленький театр с трудом вмещал многочисленных гостей, в том числе монархов, видных политиков и других знаменитостей.

1870: франко-прусская война. Театр Буфф закрыт и отведен под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие — в предательстве. Оффенбах на год покидает Францию, путешествует по Европе. По возвращении в Париж (1871) правые круги обвиняют его в насаждении аморализма, подрыве национальной идеи, высмеивании монархии, религии, армии и других святынь, что, по их мнению, способствовало позорному поражению Франции. Либреттисты Мельяк и Галеви покидают Оффенбаха и переходят к Лекоку.

1875: Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве.

1876: Оффенбах гастролирует по США и имеет огромный успех.

1878: новая оперетта, «Мадам Фавар», хорошо принята парижанами.

Несмотря на ухудшение здоровья и переутомление, Оффенбах начинает работу над давно задуманной лирико-романтической оперой «Сказки Гофмана» (по мотивам произведений Э. Т. А. Гофмана). «Торопитесь поставить мою оперу, у меня немного времени» — писал композитор директору «Комической оперы» Леону Карвальо. Оффенбах написал всю партитуру, завершил оркестровку пролога и первого акта, но довести до конца второй акт уже не успел.

В 1880 году Оффенбах умер от приступа удушья. Иоганн Штраус отменил гастроли и приехал в Париж попрощаться с другом. Оффенбах похоронен на кладбище Монмартра, в Париже.

Оставшиеся детали оперы «Сказки Гофмана» завершил его друг, Эрнест Гиро (Ernest Guiraud), известный также редактированием оперы Бизе «Кармен». Гиро вставил в оперу несколько фрагментов из других произведений Оффенбаха, в том числе знаменитую «Баркаролу» (написанную для «Ундины»). Премьера оперы состоялась в 1881 году, в театре «Комическая опера», где некогда начинал молодой Оффенбах. «Сказки Гофмана» были восторженно приняты публикой и пользуются успехом до сих пор.

2. Творчество

Оперетты Оффенбаха, остроумные и жизнерадостные, наполненные красочной музыкой, то лиричной, то каскадной, были чрезвычайно популярны во всей Европе. Лучшие из них ставятся по сей день. В оперную классику вошла и «лебединая песня» Оффенбаха — «Сказки Гофмана».

Список основных произведений Оффенбаха:

1847

· Большой концерт для виолончели с оркестром (Grand Concerto pour violoncelle et orchestre)

1853

· Пепито

1855

· Двое слепых (Les Deux Aveugles), оперетта

· Белая ночь (Une nuit blanche), комическая опера

· Скрипач (Le Violoneux), оперетта

· Батаклан (Ba-ta-clan), оперетта

· Перинетта

· Войдите, господа и дамы

· Госпожа бабочка

· Арлекин-цирюльник

· Пьеро-клоун

· Полишинель в свете

1856

· Тромб-Аль-Казар (Tromb-al-ca-zar), оперетта

· Роза из Сан-Флера (La Rose de Saint-Flour), оперетта

· Финансист и сапожник (Le Financier et le Savetier), оперетта-буфф

· Конфеты на крестины

· Шестьдесят шестой

· Пастушки Ватто

· Детская бонна

1857

· Крокефер (Croquefer ou le Dernier des paladins), оперетта-буфф

· Dragonette, оперетта-буфф

· Вечерний ветер (Vent du Soir ou L’horrible Festin), оперетта-буфф

· Девушка, разыгранная в лотерею (Une demoiselle en loterie), оперетта-буфф

· Свадьба при фонарях (Le Mariage aux lanternes), оперетта

· Два рыболова (Les Deux Pêcheurs ou le Lever du soleil), оперетта

· Белая ночь

· Три поцелуя дьявола

1858

· Кошка, превращённая в женщину (La Chatte métamorphosée en femme), одноактная комическая опера

· Дамы рынка (Mesdames de la Halle), оперетта-буфф

· Орфей в аду (Orphée aux Enfers), оперетта-буфф; новая редакция: 1874

· Маленькие пророки

1859

· Маркитантки Великой армии (Les Vivandières de la Grande Armée), оперетта

· Женевьева Юрабантская (Geneviève de Brabant), оперетта-буфф; новая редакция: 1875

· Муж на пороге

1860

· Дафнис и Хлоя (Daphnis et Chloé), оперетта

· Мотылёк (Le Papillon), балет с пантомимой

· Баркуф (Barkouf), оперетта-буфф

1861

· Песенка Фортунио (La Chanson de Fortunio), комическая опера, по новелле Альфреда де Мюссе)

· Мост вздохов (Le Pont des soupirs), оперетта-буфф

· Комический роман (Le Roman comique), оперетта-буфф

· Господин Шуфлери

· Аптекарь и парикмахер; новая редакция: 1874

1862

· Болтуны (Les Bavards), оперетта-буфф

· Жаклин

· Господин и госпожа Дени

· Путеществие господ Дюнанан с сыном

1863

· Лизхен и Фрицхен (Lischen et Fritzchen), оперетта

1864

· Влюблённый певец (L’Amour chanteur), оперетта

· Рейнская ундина (Die Rheinnixen (Les Fées du Rhin)), романтическая опера

· Прекрасная Елена (La Belle Hélène), оперетта-буфф

· Грузинки

· Синьор Фагот

· Жанна плачет, Жан смеётся (Jeanne qui pleure et Jean qui rit), оперетта

1865

· Пастушки (Les Bergers), комическая опера

· Косколетто

· Король летней ночи

1866

· Синяя Борода (Barbe-Bleue), оперетта-буфф

· Парижская жизнь (La Vie parisienne), оперетта-буфф

1867

· Герцогиня Герольштейнская (La Grande-Duchesse de Gérolstein), оперетта-буфф

· Отпуск на десять часов (La Permission de dix heures), комическая опера

· Робинзон Крузо (Robinson Crusoé), комическая опера

· Замок Тото

· Урок пения

1868

· Остров Тюлипатан (L'Île de Tulipatan), оперетта-буфф

· Перикола (La Périchole), оперетта-буфф; новая редакция: 1874

· Волшебная дудочка

1869

· Дива (La Diva), оперетта-буфф

· Трапезундская принцесса (La Princesse de Trébizonde), оперетта-буфф

· Разбойники (Les Brigands), оперетта-буфф

· Вер-Вер, или Похождения попугая (Vert-vert), комическая опера

· Какаду

1870

· Романс о розе

1871

· Снежный шар (Boule de neige), оперетта-буфф

1872

· Король-морковь (Le Roi Carotte), оперетта-буфф

· Фантазио (Fantasio), комическая опера

· Цветочек (Fleurette), оперетта

· Чёрный корсар

· Сплетня

1873

· Браконьеры (Les Braconniers), оперетта-буфф