Смекни!
smekni.com

Этногенез, этническая история и этнические процессы (стр. 3 из 3)

Консолидация - это слияние этносов (племен, народностей) или же дальнейшее сплочение уже сложившегося народа по мере его социально-экономического и культурного развития. Консолидация ускоряется в случае родственного происхождения народов, близос­ти их языка и культуры.

Процессы консолидации получили особенно широкое распро­странение после Второй мировой войны в результате распада коло­ниальной системы империализма. Национально-освободительная

борьба в колониальных и зависимых странах, завоевание ими госу­дарственной независимости, социально-экономические реформы, преобразование хозяйства и быта, в частности переход кочевых пле­мен на оседлость, ускоряют этническую консолидацию, рост нацио­нального самосознания. Из родственных племенных и локальных этнических групп формируются новые народности и нации. Так, в Африке из недавних племенных объединений складываются, на­пример, такие народности или даже нации, как хауса, йоруба, ибо, акан. Быстро идет консолидация многих народов Индии, Филиппин и других стран Азии. Государственное единство, как это неодно­кратно бывало в истории, оказывается здесь ведущим фактором.

Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные груп­пы какого-либо народа, живя в среде другого народа, в результате длительного общения усваивают его культуру, воспринимают его язык и перестают считать себя принадлежащими к прежней этни­ческой общности. Перемена национального самосознания обычно считается конечной стадией этого процесса.

Различается естественная и насильственная ассимиляция. Пер­вая является результатом контактов народов и культур и обуслов­лена самим ходом социально-экономического развития той или

иной страны.

Ассимиляция второго типа происходит в странах, где нацио­нальности неравноправны. Она результат реакционной ассимиля­торской политики правящих кругов, направленной на искоренение языка и культуры национальных меньшинств.

Что касается межэтнической интеграции, т.е. сближения разных этносов, то она происходит в многонациональных государствах.

Общность языка - одно из важнейших условий формирования этносов. Обычно совпадает даже название народа и языка. Смена родного языка говорит о далеко зашедших ассимиляционных про­цессах, вслед за ней обычно наступает и смена этнического само­сознания.

Тем не менее понятия "этническая общность" и "языковая общ­ность" далеко не идентичны.

Обычно каждый народ говорит на одном языке. Исключения здесь немногочисленны. Но иногда диалектные различия настолько

велики, что общение между отдельными группами народа без зна­ния общепринятого литературного языка оказывается невозмож­ным (наиболее яркий пример - китайцы).

Нередки, однако, и случаи двуязычия, особенно в странах, где национальные меньшинства наряду с родным пользуются языком наиболее многочисленной или господствующей нации. Значитель­ная часть населения таких многонациональных государств, как Бельгия и Швейцария, двуязычна или даже трехязычна. Двуязыч­ное население образуется в молодых государствах Азии и Африки, где наряду с местными все большее распространение получают официальные языки данного государства (в Индии - хинди, в Па­кистане - урду, в Индонезии - бахаса индонесиа, на Филиппинах -тагалог, в некоторых странах Африки - английский, а в других -французский). Двуязычные группы часто распространены более или менее широкой полосой вдоль этнических границ. Явление двуязычия характерно также и для стран массового оседания им­мигрантов.

Национальное самосознание - выражение этнической связи данного человека с другими людьми своего народа. Приобретая известную самостоятельность, оно в некоторых случаях сохраняет­ся и при территориальном отрыве отдельных групп народа от основного этнического ядра, даже при утрате ими своего родного языка. Это самосознание может вызывать движение за полити­ческое воссоединение национальных территорий или, например, движение за возрождение и развитие родного языка.

Самосознание ясно выражено у крупных народов, достигших высокой степени национальной консолидации, но встречаются и относительно большие этносы, у которых еще не выработалось четкого самосознания

Литература: