Сарматы принимали активное участие в политической жизни населения на занятых ими землях. Так, в конце ІІ в. до н.э. роксоланы выступают на стороне скифов в войне с Диафонтом, полководцем понтийского царя Митридата. В І в до н.э. сарматы были на стороне Митридата в его борьбе с Римом.
Союзы племен, возглавляемые сарматами были связаны по происхождению с кочевниками Южного Приаралья. И нет сомнения, что они в этническом отношении были близки к савроматам – к кочевым скотоводческим племенам, родственным скифам.
Поздние сарматы расселялись в полосе от зауральских степей практически до р. Буга, охватывая регионы Приуралья, Поволжья и Придонья. Хронологически – это период ІІ-ІV вв. н.э.
К потомкам савроматов относились и многочисленные сармато - аланские племена. Их земли простирались к северу от Аральского и Каспийского морей. В VII в. до н. э. здесь образовался союз, где главенствующую роль играли аорсы и роксоланы. Часть аланских племен, разбив скифов, ушла в Причерноморье и далее в Европу, дойдя до Испании и Северной Африки. Оставшиеся племена объединились и создали в Северном Приаралье государство Абзойа (Яньцай), в І в. до н. э. оно подчинилось кангюям, а во II веке аланы вошли в состав гуннского государства и окончательно ассимилировались с гунно-кангюйскими племенами Западного Казахстана.
3. Государство усуней. В 177 году до н. э. на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая образуется государство усуней. В китайских источниках усуни именуются усунь-го (усуньское государство).
Первоначально усуни находились в зависимости от хуннов, но затем, освободившись, создают свое государство, объединившее остатки сакских племен. В одном из документов истории Старшего дома Хань говорится об усунях: - «Прежде они были под зависимостью хуннов; впоследствии усилившись, подчинили себе многие другие владения, и отказались от поездок в орду хуннов. Владения их на востоке смежные с ханнами, на северо-западе с Кангюем, на западе с Даванью, на юге с разными оседлыми владениями. Первоначально сия страна принадлежала народу Сэ...(саки)». Население усуней доходило до 630 тыс. чел., армия насчитывала более 180 тыс. Столицей был город Чигучен, находившийся на берегу Иссык-Куля.
История характеризует усуней как кочевников, но в то же время у усуней были станционарные жилища и они занимались земледелием.
Усуни умели плавить железо, изготавливали мечи, ножи, наконечники стрел. В социальном отношении усуньское общество было неоднородным, оно состояло из племенной и родовой знати, воинов, жрецов и рядовых скотоводов и земледельцев.
Письменные и археологические источники говорят о том, что усуни достигли уровня государственности. Расцвет государства усуней приходится на 45-14 года до н. э.
Государственный строй. Во главе государства стоял правитель, носивший титул «куньбек» («гуньмо») - великий правитель, передававший престол по наследству. Существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул «дуглу» и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носили титул «дарту». Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов.
Политическая история усуней.Как было уже отмечено, с начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80-м г. до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Жетысу с Поднебесной Империей еще более упрочились.
Китайские эмиссары стали открыто вмешиваться во внутренние дела Усуньского государства, что привело к усилению в стране прохуннской партии. В 60 г. до н.э. к власти пришел Най-би, не пользующийся популярностью в народе и опирающийся на китайские гарнизоны. Против него было поднято восстание, Най-би был убит. В 53 г. до н.э. Усуньское государство было разделено на две части. 40 тыс. семейств и титул Малого куньбека получил Ожет, сторонник хунну. 60 тыс. семейств и титул Великого куньбека получил Янгуй-би, ставленник Китая. Ставка великого куньбека находилась на берегах Иссык-Куля, малого – в северной части страны, в Жетысу.
Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые - на кангюев и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. В 49 году до н.э. Ожет потерпел поражение в нескольких пограничных сражениях. В 44 г. хунну напали на южных усуней и разграбили столицу – город Чигу. Эти события привели к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 г. до н.э. был совершен поход против северных хунну.
В 30-х годах отношения между великим и малым куньбеками вновь обострились. После смерти Ожетатрон занял его сын, однако, великий куньбек Силы-би (33 - 36 гг. до н.э.) изгнал его и посадил на его место своего ставленника. Силы-би удалось восстановить единство усуньского государства, но в 17 г. до н.э. он был убит, попытки вооруженного вмешательства китайцев не имели успеха. В 12 г. до н. э. один из мятежных царевичей с 80 тысячами усуней ушел к кангюям и начал войну против обоих куньбеков. Оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись фактически китайским наместником.
Во II в. н.э. усуньские владения обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в. н.э. до середины VI в. н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетысу на Тянь-Шань. В 425 г. усуни направили в Китай посольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После этого они ежегодно отправляли в Китай послов с дарами.
Хозяйство усуней. Древние усуни Жетысу разводили различные виды животных. Источники отмечают, что у них было развито коневодство. Богатые усуни имели до 5 тыс. голов лошадей. Наряду со скотоводством, развивалось земледелие. Растительная пища входила в постоянный рацион питания усуней. Они использовали как богарные, так и орошаемые поля. Огородно-бахчевые культуры выращивали на небольших участках, снабженных оросительными системами.
Земледелие и оседлость древних усуней зафиксированы в письменных источниках. Так, китайский историк Бань Гу сообщает, «что придворная дама Фынь, приставленная к китайской принцессе, выданной замуж за усуньского правителя, раздала подарки усуньским «оседлым владетелям», жившим в самой столице Чигу и ее окрестностях. Другой историк XIX в., Хэ Цю-Тао, ссылаясь на древние источники, пишет, что, хотя древние усуни и не «устраивают полей», но «сеют деревья».
Таким образом, археологический материал и письменные источники свидетельствуют о том, что оседлость и земледелие развивались у древних усуней еще в первых веках до н.э. и более широко в III-V вв. н.э. Однако в усуньской экономике все же доминирующую роль играло скотоводство.
Социальный строй усуней. В усуньском обществе существовали имущественное и социальное расслоение, частная собственность на скот. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком – тамгой. Существование частного землевладения находит подтверждение в письменных источниках.
О социальном неравенстве в усуньском обществе говорят и археологические источники. Многочисленные курганы усуньского времени на территории Жетысу неодинаковы по богатству захоронения. Среди них встречаются большие земляные курганы диаметром 50-80 метров и небольшие курганы - насыпи.
4. Кангюй. На западе от усуней, в долинах Таласа, Сырдарьи и Центральном Казахстане обитали многочисленные племена кангаров. Китайцы называли эти земли «страной Кангюй». Данный этноним известен с очень давних времен. Так, в священной книге зороастризма «Авесте» есть упоминания о расположении в степях Казахстана крепости Кангха, враждебной древним иранцам. Индийцы также говорят о народе «канка», живущих к северу от арийцев вместе с саками и тохарами. Это говорит о том, что этноним «кангар» существовал уже в VI в. до н.э. Государство кангаров возникло в III в. до н.э. в среднем течении Сырдарьи, в районе Кангхи. Во главе этого государства стоял род уын, происходящий из восточно-сакского народа юэчжей. Источники очень скупо освещают историю кангаров, однако по косвенным данным ими управлял царь, носивший титул «би» и «ябгу». Кроме того, в государственный аппарат входили заместитель царя и три советника.
Кангарам (кангюйцам) подчинялись пять владений, во главе которых стояли поставленные царем наместники. Столица государства – город Битянь находился в среднем течении Сырдарьи. В первые века нашей эры кангары подчинили себе аланские племена северо-западного Приаралья. В Средней Азии кангарскому правителю подчинялись пять «малых владений» - Сусе, Фуму, Юени, Ги, Юетянь.
Подвергаясь давлению усуней, кангары в конце I в. до н.э. заключают союз с хунну. Северные хунну во главе с сенгиром Чжи-Чжи перешли к кангарам, а сам шаньюй женился на дочери правителя. Заполучив сильного союзника, кангары начали войну с усунями, но хунну не захотели переселяться на земли побежденных усуней и подчиняться законам кангаров. Это послужило причиной разрыва союза и изгнания Чжи-чжи, который основал город на Таласе, позже разгромленный китайцами. Кангары придерживались антикитайской политики. Так, они помогали княжеству Давань в Ферганской долине и Малым гуньмо усуней в их войнах с Китаем.