План
Введение
1 Биография
2 Творчество
2.1 Среди ролей в театре
2.2 Среди постановок в театре
Список литературы
Введение
Александр Павлович Ленский (1847—1908) — актёр, театральный режиссёр, театральный педагог, выдающийся театральный деятель Российской империи.
1. Биография
Александр Ленский родился 1 (13) октября 1847 года в Кишинёве. Внебрачный сын князя П. И. Гагарина и певицы О. Вервициотти[1]. С 1858 года, после смерти своих родителей жил в семье актёра Малого театра К. Н. Полтавцева[2], который был женат на сводной сестре Ленского[3].
Ленский постоянно посещал Малый театр, участвовал в любительских спектаклях и так постепенно приобрёл большой интерес к театральному искусству[3].
На театральной сцене дебютировал в 1865 году, во Владимире, под руководством А. М. Читау-Огарёвой. До 1876 года Ленский играл на сцене театров в провинции: Нижний Новгород, Самара, Саратов, Казань, Новочеркасск, Тифлис, Одесса. Первое выступление Ленского в Москве состоялось в июле 1872 года в Театре на Политехнической выставке. Летом 1873 года Александр Павлович гастролировал в Общедоступном театре П. М. Медведева.
В 1876 году Ленский связал свою жизнь со сценой Малого театра. Работал он там до конца жизни, играл роли, ставил спектакли как режиссёр[3]. Два сезона, в 1882-1884 году Ленский играл на сцене Александринского театра.
Ленский перевоплощался на сцене в своих героев, достиг в этом большого мастерства, утверждал принципы психологической правды в искусстве[3].
В 1898 году, когда наметился кризис академической театральной стилистики, А.П.Ленский возглавил филиал, созданный при Московской императорской труппе и получивший название Новый театр. Там он занимался педагогической деятельностью и экспериментаторскими постановками; многие актеры работали одновременно на обеих сценах: и в стационарном помещении Малого театра, и в Новом. А. П. Ленский перенёс в Новый театр для исполнения начинающими артистам со сцены Малого театра 14 своих постановок[4]. Однако этот филиал долго не просуществовал, и вскоре Ленский ушел оттуда, а еще через пару лет, в 1907 году Новый театр был окончательно упразднен.
Жена: Лидия Николаевна Вервициотти, известная как Ленская, Лидия Николаевна (взяла псевдоним мужа) – автор и переводчик пьес, драматург[5]
2. Творчество
2.1. Среди ролей в театре
На счету Ленского десятки ролей. Среди лучших его ролей называют роли Гамлета, Ричарда III и другие[3].
· 1869 и 1877 — «Много шума из ничего» Шекспира — Бенедикт
· 1869 и 1876 — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского — Глумов
· 1870, 1876 — «Укрощение строптивой» Шекспира — Петруччио
· 1871 и 1876 — «Горе от ума» А.С.Грибоедова — Чацкий
· 1871 и 1877 — «Гамлет» — Гамлет
· 1876 — Ричард III (1876; та же роль в Одессе в 1877),
· 1876 — «Дон Жуан» Мольера, перевод В. И. Родиславского — Дон Жуан (14 декабря 1876 в бенефис К. Ф. Берга)
· 1877 — «Венецианский купец» Шекспира , перевод Павлова — Бассанио
· 1877 — «Последняя жертва» А. Н. Островского (в бенефис Н. И. Музиля) — Дульчин[3]
· 1878 — «Бесприданница» А. Н. Островского (в бенефис Н. И. Музиля) — Паратов[3]
· 1878 — «Бесприданница» А.Н.Островского — Паратов
· 1879 — «Уриэль Акоста» К. Гуцкова — Уриэль Акоста
· 1879 — «Отелло» — Отелло (1879; та же роль в Киеве в 1888),
· 1879 — «Наш друг Неклюжев» А. И. Пальма —Неклюжев (25 ноября 1879 в бенефис С. П. Акимовой[6])
· 1881 — «Таланты и поклонники» А.Н.Островского — Великатов
· 1884 — «Тартюф, или Обманщик» Мольера — Тартюф
· 1887 — «Горе от ума» А.С.Грибоедова — Фамусов
· 1887 — « Антоний и Клеопатра Шекспира, перевод С. А. Юрьева — Энобарб (26 января 1887 в бенефис Г. Н. Федотовой на сцене Большого театра; первая постановка в России)
· 1890 — «Новое дело» Вл. И. Немировича-Данченко — Столбцов
· 1891 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — профессор Кругосветлов (12 декабря 1891 в бенефис Н. В. Рыкаловой)
· 1893 — «Волки и овцы» А.Н.Островского — Лыняев (27 января 1893, среда в бенефис М.П. Садовского)
· 1894 — «Дон Карлос» Ф. Шиллера — Филипп II (28 января 1894, пятница, в бенефис А. И. Южина)
· 1896 — «Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко — Демурин (12 декабря 1896, четверг, в свой же бенефис)
· 1899 — «Закат» А. И. Сумбатова — князь Дубецкой (5 ноября 1899, пятница, в бенефис К. Н. Рыбакова)
· 1900 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина, пьеса шла под названием «Отжитое время» — Муромский
· 1903 — «Измена» А. И. Сумбатова — Ананий Глах
· 1905 — «Невод» А. И. Сумбатова — Светинцев
· 1905 — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского — Мамаев
· 1906 — «Борьба за престол» Г. Ибсена — епископ Николае, перевод А. В. и П. Г. Ганзен (30 сентября 1906, суббота, в бенефис артистов 2-го разряда)
· 1908 — «Без вины виноватые» А.Н.Островского, в постановке А.П. Ленского же — Дудукин
2.2. Среди постановок в театре
Малый театр
· 8 января 1895 — «На пороге к делу» Н. Я. Соловьева; «Веер» К. Гольдони. Пер. с итальянок. Н. М. Спасского.
· 15 января 1895 — «Трудовой хлеб» А. Н. Островского.
· 10 декабря 1895 — «Пучина» А. Н. Островского.
· 17 декабря 1895 — «Гроза» А. Н. Островского.
· 21 января 1896 — «Женитьба» Н. В. Гоголя; «Ночное» М. А. Стаховича.
· 21 апреля 1896 — «Воевода (Сон на Волге)» А. Н. Островского.
· 29 сентября 1896 — «Каширская старина» Д. В. Аверкиева.
· 27 октября 1896 — «Недоросль» Д. И. Фонвизина; «За чем пойдешь, то и найдешь (Женитьба Бальзаминова)» А. Н. Островского.
· 3 ноября 1896 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского.
· 12 декабря 1896, четверг — «Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко; «Господа театралы» Ив. Щеглова (И. Л. Леонтьева); «Я именинник» Оникса (в собственный бенефис)
· 19 октября 1897 — «Простушка и воспитанная» Д. Т. Ленского.
· 2 ноября 1897 — «Горячее сердце» А. Н. Островского.
· 16 ноября 1897 — «Бесприданница» А. Н. Островского.
· 27 декабря 1897 — «На бойком месте» А. Н. Островского.
· 28 декабря 1897 — «Бедность не порок» А. Н. Островского.
· 12 февраля 1898 — «Счастливый день» Н. Я. Соловьева и А. Н. Островского.
· 3 сентября 1898, НОВЫЙ ТЕАТР — «Ревизор» Н.В.Гоголя (с добавочными сценами).
· 8 сентября 1898, вторник. НОВЫЙ ТЕАТР — «Лес» А. Н. Островского.
· ? сентября 1898, вторник. НОВЫЙ ТЕАТР — «Бой бабочек». Ком. в 4 д. Г. Зудермана. Пер. с нем. Ф. А. Куманина.
· 27 октября 1898, вторник. НОВЫЙ ТЕАТР — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского.
· 2 ноября 1898, понедельник. НОВЫЙ ТЕАТР — «Без вины виноватые» А. Н. Островского.
· 5 ноября 1898, четверг — «Счастье в уголке» Г. Зудермана, пер. с нем. Л. Н. Ленской; «Тяжелые дни» А. Н. Островского (в собственный бенефис А. П. Ленского).
· 24 ноября 1898, вторник. НОВЫЙ ТЕАТР — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова.
· 27 декабря 1898, воскресенье. НОВЫЙ ТЕАТР — «Севильский цирюльник» Бомарше. Пер. с фр. М.П. Садовского.
· 16 февраля 1899, вторник. НОВЫЙ ТЕАТР — «Свадьба Фигаро» Бомарше.
· 31 августа 1899, вторник. НОВЫЙ ТЕАТР — «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» А. Н. Островского. Новые декорации Ф. А. Лавдовского (1-е д., 1 и 2-я к. 2-е д.) и И. Ф. Савицкого (2-я к. 3-е д. и 5-е д.). Пост. реж. А. П. Ленского.
· 5 октября 1899, вторник. НОВЫЙ ТЕАТР — «Сон в летнюю ночь». Ком. в 5 д. В. Шекспира. Пер. с англ. Н. М. Сатина. Музыка Ф. Мендельсона-Бартольди. Танцы поставлены М. П. Станиславской и В. Д. Тихомировым. Новые декорации И. Н. Феоктистова (5-е д.) и Ф. А. Лавдовского (2-е д.). Машины В. С. Хмелевского. Пост. реж. А. П. Ленского.
· 26 ноября 1899, пятница. НОВЫЙ ТЕАТР — «Хрущевские помещики» А. Ф. Федотова.
· 7 декабря 1899, вторник. НОВЫЙ ТЕАТР — «Игроки» Н. В. Гоголя.
· 1900 — «Мещанин во дворянстве» Мольера — на сцене Московского Большого театра
· 8 сентября 1900, НОВЫЙ ТЕАТР — «Снегурочка». Весенняя сказка в 4 действиях с прологом А. Н. Островского. Музыка П. И. Чайковского. Танцы поставлены Н. Ф. Манохиным. Новые декорации И. М. Смирнова (пролог и 4-е д.), Ф. А. Лавдовского (1-е и 2-е д.), П. П. Сергеева (3-е д.). Машины В. С. Хмелевского
· 18 октября 1900, среда — «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. Пер. А. Л. Соколовского. Новые декорации Ф. А. Лавдовского (сад), И. Ф. Савицкого (остальные картины). Перемены декораций на поворотной сцене К. Ф. Вальца.
· 11 декабря 1900, НОВЫЙ ТЕАТР — «Около денег». Драма в 4 действиях, 5 картинах В. А. Крылова (обработка для сцены романа А. А. Потехина)
· 10 сентября 1901, понедельник. НОВЫЙ ТЕАТР — «Разрыв-трава» Е. П. Гославского. Музыка А. Н. Шефера. Новые декорации И. Ф. Савицкого (1-е д.— дворцовый сад царя Хамка), И. М. Смирнова (2-е и 5-е д.— двор царя Зензевея), П. П. Сергеева (3-е д.— лес), К. Ф. Вальца (4-е д. — речная заводь). Машины В. С. Хмелевского.
· 18 октября 1901, четверг. НОВЫЙ ТЕАТР — «Горькая судьбина» А. Ф. Писемского.
· 28 января 1901, понедельник — «Кориолан» В. Шекспира. Пер. с англ. А. В. Дружинина. Новые декорации Ф. А. Лавдовского (в бенефис Г. Н. Федотовой)
· 21 февраля 1901, четверг — СПЕКТАКЛЬ В ПАМЯТЬ Н. В. ГОГОЛЯ: «Утро делового человека». Сцены в 1 д. Н. В. Гоголя. «Отрывок». Сцены в 1 д. Н. В. Гоголя. «Разговор двух дам» Сцены из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»; «Лакейская». Сцены в 1 д. Н. В. Гоголя; «Тяжба». Ком. в 1 д. Н. В. Гоголя; «Апофеоз». Пост. реж. А. П. Ленского и А. М. Кондратьева.
· 2 сентября 1902, понедельник — «Школа злословия» Р.-Б. Шеридана. Пер. с англ. А. Погожевой.
· 6 сентября 1902, пятница. НОВЫЙ ТЕАТР — «Мертвые души». Переработка из поэмы Н. В. Гоголя А. А. Потехина и В. А. Крылова. Декорации А. Е. Цетельмана.
· 30 сентября 1902, понедельник. НОВЫЙ ТЕАТР — «Рубль» А. Ф. Федотова.
· 22 октября 1902, вторник. НОВЫЙ ТЕАТР — «Виндзорские проказницы» В. Шекспира. Пер. с англ. А. Л. Соколовского.
· 31 октября 1905, понедельник — «Буря» В. Шекспира. Пер. с англ. Н. М. Сатина. Музыка А. С. Аренского. Декорации К. А. Коровина и Н. А. Клодта. Машинная часть К. Ф. Вальца.