Смекни!
smekni.com

Верховенство правового закона в правовом государстве (стр. 2 из 5)

Во второй половине XIX века в немецкой юриспруденции появились многочисленные публикации, посвящённые вопросам правового государства. В ряде сочинений этот термин выносится в заголовок. Приобретая всё большее число сторонников в Германии, концепция правового государства одновременно начинают проникать в другие страны.

В России, имевшей давние и прочные связи с университетами Германии, немецкая юридическая терминология использовалась вообще без перевода. Небезынтересно, в частности, что теоретиков правового государства у нас первое время называли «рехштатистами», т.е. переиначив немецкое слово на русский лад.

К вопросам теории правового государства обращались крупнейшие российские юристы, в том числе Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский, Г.Ф. Шершеневич. Специальные исследования посвятили этой теме А.С. Алексеев, В.М. Гессен, С.А. Котляревский и другие отечественные государство- и правоведы [12, с. 9].

С конца XIX века популярность идей правового государства значительно возросла. Тому способствовало несколько взаимных между собой причин. Утверждение отношений, свойственных зрелому капитализму, сопровождалось углублений общественных противоречий и резкой поляризацией социально-политических позиций, особенно по поводу того, какими путями и способами эти противоречия могут быть разрешены. Среди господствующих классов, а также в рабочем и коммунистическом движении обозначились две исключающие друг друга тенденции. Одна из них нацеливала на подавление классовых противников силой и удержание политической власти с помощью диктатуры, тогда как другая была сориентирована на поиски классовых компромиссов и разрешение социальных конфликтов путём взаимных уступок. Распространение концепций правового государства стимулировали, хотя и по-разному, обе названные тенденции.

Таким образом, идея правового государства зародилась в очень давние времена и по мере развития общества и государства эта концепция претерпела множество критик и изменений. В зависимости от периода жизни разные мыслители пытались представить такую форму государственности, где бы соблюдался баланс интересов государства, общества и личности. Эти попытки строились на основе собственных представлений о том, что такое «государство», «право», «власть» и каково их соотношение. Можно сказать, что концепция правового государства есть своеобразный синтез представлений о возможном и желаемом устройстве публичной власти сообразно представлениям о справедливом разграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующимся на признании свободы личности.

2.2 Понятие правового государства и его признаки

В современной научной юридической литературе правовое государство определяется неоднозначно, а различными акцентами в его сущностной характеристике. Одни авторы считают доминантным в правовом государстве верховенство закона (а не господство права и верховенство правового закона), другие- государственный суверенитет народа, третьи- разделение властей, четвертые- основные права человека, пятые- отношение власти с индивидами на основе права. Есть и многие другие подходы к сущности правового государства [4, с. 241].

По мнению представителей философии, правовое государство – это государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих нравственным идеям права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости.

В литературе по политологии в большинстве случаев утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, который выражает и защищает интересы общества, а не господствующего слоя. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом, согласно специальной демократической процедуре.

А.Ф. Черданцев кратко выражает суть правового государства как «государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и, которое признаёт и охраняет права и свободы граждан» [11, с. 34].

Правовое государство по В.Д. Зорькину, это разумный способ соединения начал власти и свободы под углом зрения гуманизма.

По П.М. Рабиновичу, правовое государство- это государство, в котором юридическими средствами реально обеспечены максимальное осуществление, охрана и защита основных прав человека [4, с. 242].

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей) [13, с. 89]. Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.

Смысл, сущность, предназначение правового государства познаются более глубоко не через определения его понятий, а через его принципы, тем более что нет универсального определения понятия правового государства.
Принципы правового государства- это исходные, ориентирующие, основополагающие и руководящие начала, вытекающие из его природы. Единого подхода к классификации принципов на сегодняшний день нет. Учитывая, что правовое государство является исключительно многосторонним постулатом, можно выделить следующие основные принципы:

1. верховенство закона во всех сферах жизни общества;

2. разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3. взаимная ответственность личности и государства;

4. реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

5. политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6. стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных функций;

- установление парламентской системы управления государством;

- торжество политико-правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта. Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия - демагогически популистские силы) [14, с. 96].

Правовое государство может также рассматриваться в аспектах формальном, материальном и техническом, т.е. иметь тройной смысл [12, с. 12].

Формальный аспект подразумевает осуществление законов в государстве по специальному порядку, прописанному в Конституции.

Материальная сторона предполагает защиту личности и политические свободы человека.

Технический смысл подразумевает юридическую технику правотворчества и правоприменения.

Таким образом, в основных характеристиках правового государства концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Отсутствие единого подхода к понятиям и признакам правового государства свидетельствует о том, что естественный прогресс человеческой жизни вносит, и будет далее вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.


2. Верховенство закона в правовом государстве

2.1 Сущность верховенства закона в правовом государстве

Первым, и одним из основных признаком правового государства является верховенство закона.

Подчинившись правовым законам, государство превращается в одного из субъектов права, и в этом качестве оно равноправно с другими субъектами, в первую очередь с индивидами. Без правового (формального) равенства государства и индивида не может существовать ни право, ни, стало быть, правовое государство.

Господство права и верховенство правового закона предполагают соответствующую правовую организацию самой системы государственной власти. Верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, т.е. что закрепляется в законах, поскольку законы могут быть справедливыми и несправедливыми. Суть вопроса здесь состоит в том, чтобы закон соответствовал идее справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей и таким образом соответствовал своей правовой природе. Закон может быть правовым и соответствовать воле большинства народа. Для реального выявления воли большинства народа есть механизм — это наиболее полное отражение общественного мнения, гласность, свобода слова. В государственной практике используются такие формы, как выборы, референдумы. Таким образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа, и только такой закон является правовым.