Наряду с указанным изменением уровня осадков, по-видимому, произошло снижение уровня воды по причинам, не связанным с осадками. Это привело к тому, что в более засушливых местах или там, где почва была истощена сельским хозяйством, поселения были заброшены.
Имеются также свидетельства фундаментальных изменений в религии в указанный период. Сооружения в каньоне Чако и в других местах обычно сооружались по астрономическим ориентирам, и как предполагается, они служили для церемониальных целей, после чего (?) разбирались. Дверные проходы герметизировались камнями и известковым раствором. На стенах ритуальных помещений (кива) видны следы больших пожаров внутри, для чего, предположительно, нужно было производить демонтаж массивной крыши, что требовало больших усилий. После чего поселения забрасывались, племена разделялись и переселялись на новые земли. Это означает, что религиозные здания со временем теряли своё назначение. Согласно преданиям пуэбло, их предки обладали большой духовной силой и управляли природными стихиями, могли вызывать природные изменения. Вероятно, демонтаж религиозных сооружений был попыткой символически отменить изменения, если они полагали, что злоупотребили своими силами и природа их за это наказывает неблагоприятными условиями.
Как традиция большинства современных народов пуэбло (кересы, хопи и тано), так и историки, например, Джеймс У. Лёвен (en:James W. Loewen), известный критик исторических заблуждений популярной литературы, в своей книге Lies Across America: What Our Historic Markers and Monuments Get Wrong(1999), говорит, что древние пуэбло не «исчезли», хотя подобное и утверждается во множестве популярных американских книг, но мигрировали на земли на юго-западе, где были более благоприятные условия осадков и водные источники. Из потомков древних пуэбло образовались современные народы группы пуэбло, живущие в штатах Аризона и Нью-Мексико. К этим же выводам приходили антропологи начала 20 в., в том числе Фрэнк Гамильтон Кашинг, Уолтер Фьюкс и Альфред Киддер. Многие современные пуэбло отсчитывают свою хронологию от древних поселений. Имеются также свидетельства глубоких изменений, произошедших в местах существования древних культур анасази и Могольон. Например, пуэбло из Сан-Ильдефонсо считают, что их предки жили в Меса-Верде и Бандельер.
6. Войны и каннибализм
Суровые условия жизни могли отразиться на социальной структуре, стать причиной конфликтов и войн. Невдалеке от Кайенты, штат Аризона, археолог Джонатан Хаас из Музея полевых исследований Чикаго (Field Museum in Chicago) изучал группу поселений анасази, которые переместились из каньонов на высокогорное плато в конце 13 в. Единственной причиной перемещения в места, столь удалённые от воды и пригодной к вспахиванию земли Хаас считает наступление врагов. Он полагает, что изолированные общины могли совершать набеги, чтобы захватить продукты питания, и что подобные конфликты были распространённым явлением в XIII веке. Конфликты усугублялись притоком кочевых народов — носителей нумских языков, таких, как уте, шошоны и пайюте, происходивших, по всей видимости, из современной Калифорнии.
При раскопках 1997 г. в Ковбой-Уош около Долорес (Колорадо) были обнаружены не менее 24 человеческих скелетов со следами насильственной смерти и расчленения, с явными признаками каннибализма. Ряд других раскопок в местах проживания древних пуэбло выявили ряд непогребённых, в ряде случаев расчленённых останков.[4]
Список литературы:
1. The Ancient Puebloans: How Do We Get Started?
2. The Anasazi or «Ancient Pueblo» from CP-LUHNA
3. Mountains of Evidence from American Scientist
4. Tim White, Prehistoric cannibalism at Mancos 5MTUMR-2346, Princeton, 1992, ISBN 0-691-09467-5
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Анасази