План
Введение 3
1. Страницы биографии 4
1.1 Рождение и обучение Петра 4
1.2 Становление Петра I самодержавным императором 5
2. Реформаторская деятельность Петра Ι 8
2.1 Подъем мануфактурного производства 8
2.2 Реформа органов власти и управления 9
3. Внешняя политика Петра Ι 14
3.1 Азовский поход 14
3.2 Северная война 14
3.3 Полтава 17
3.4 Второй этап северной войны 19
Заключение 20
Библиографический список 21
ВВЕДЕНИЕ
Изменения во всех отраслях и сферах социально-экономической и политической жизни страны, которые постепенно накапливались и назревали в XVII веке, переросли в первой четверти XVIII века в качественный скачок. Московская Русь превратилась в Российскую империю. В её экономике, уровне и форме развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные изменения.
Все эти изменения происходили на основе феодально-крепостнического строя, который постепенно становился главным тормозом для прогрессивного развития страны, вступал в стадию своего разложения.
В связи с этим уже в первой четверти XVIII века прослеживается главное противоречие, свойственное периоду позднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства и класса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовали развития производительных сил, активного содействия развитию промышленности, торговли, ликвидации технико-экономической отсталости страны. Но для решения этих задач было необходимо сокращение сферы деятельности крепостничества, образование рынка вольнонаёмного труда, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства.
Эта сложность и противоречивость со всей силой проявилась и в преобразовательной деятельности Петра I, которая отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая значение развития торговли и промышленности, Петр I осуществил ряд мероприятий, соответствовавших интересам купечества. Но он, же укреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра I отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью “нетерпеливого самовластного помещика”.
1 СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ
1.1 РОЖДЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ПЕТРА
Удары колоколов кремлёвских соборов нарушили утреннюю тишину. Благовест подхватили сотни московских церквей и монастырей. Весёлый перезвон и торжественные молебны продолжались весь день 30 мая 1672 года. Так по традиции отмечалалось прибавление семейства в царском роду. Праздник по счёту был четырнадцатым, назывался государственной всемирной радостью.[2, с. 102]
У отца новорождённого – царя Алексея Михайловича – были особые основания радоваться появлению ещё одного сына. Первая супруга царя Мария Ильинична Милославская, родила ему 13 детей. Но удивительное дело, дочери росли крепкими и здоровыми, а сыновья хилыми и болезниными.
Овдовевший 42 – летний царь Алексей Михайлович женился вторично, взяв в супруги молодую, пышущую здоровьем красавицу Наталью Кирилловну Нарышкину. В 21 год она родила ему сына, которого нарекли Петром.
Петру и не исполнилось четырёх лет, как в царской семье стряслась беда, круто изменилось положение царицы. Неожиданно занемог и 29 января 1676 года скончался царь Алексей Михайлович. На престол взошел Федор Алексеевич, к тому времени неполных 14 лет, болезненный юноша. Он как говорят в старину «скорбел ножками».
Со смертью царя Алексея Михайловича глухая борьба Милославских и Нарышкиных переходит в открытое столкновение. Начались ссоры и интриги. Положение матери Петра стало очень затруднительно.
Обучение Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его начали учить с пяти лет. Учителем Петра стал дьяк Никита Моисеев, сын Зотов, человек учёный, но любящий выпить. Впоследствии Петр назначил его князем-папой шутовской коллегии пьянства.[1, с. 122]
Зотов прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол. Зотов касался и русской старины, рассказывал царевичу про дела его отца, про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском. Впоследствии Петр не терял интереса к истории, придавал ей важное значение для народного образования.
До смерти своего отца, царя Алексея, Петр жил баловнем в царской семье. Царь Федор был крёстным отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении.[10, с. 89]
Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед началом этого обучения царь Федор умер, и началась смута 1682 года. Из-за этого Петр остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал грамматику и орфографию.
1.2 СТАНОВЛЕНИЕ ПЕТРА I САМОДЕРЖАВНЫМ ИМПЕРАТОРОМ
В январе 1689 года царица – мать женила Петра, чтоб остепенить его. Сыскали ему невесту – красавицу молодую девицу Евдокию Лопухину. По тогдашним понятиям царь женившись, становился взрослым, зрелым человеком, правителем; регентша уже не была нужна.
Так подошло совершеннолетие Петра (30 мая 1689 года), когда мать и родные заставили его начать борьбу с Софьей за власть. Главным желанием Софьи было стать постоянной “самодержицей”, соправительницей царей. Для этого она старалась действовать через стрельцов. Однако заговор открылся, и летом 1689 года начались открытые ссоры между царём Петром и царицей Натальей с Софьей, которые переросли в открытую вражду.
Софья опасалась прямого нападения Петра с его “озорниками” и поэтому держала в Москве вокруг себя усиленные караулы стрельцов. Уступить Петру и отказаться от правления она и не думала. Петр также боялся покушений стрельцов на свою жизнь. В ночь на 8 августа 1689 года Петр был разбужен в Преображенском стрельцами, принёсшими весть о действительной или мнимой опасности со стороны Кремля. Петр раздетый ускакал в ближайшую рощу, там оделся и помчался в Троице-Сергиев монастырь, куда приехал чуть живой от усталости и волнения. Страхи оказались, по-видимому, ложными, стрельцы не шли в Преображенское, но Петр с тех пор страдал постоянным нервным недугом: у него появились подёргивания щеки, непроизвольные движения головы и некоторая неправильность походки. Приверженцы Петра распорядились созвать дворянское ополчение, потребовали к себе начальников и депутатов от московских войск и учинили короткую расправу с приверженцами Софьи (кн. В.В.Голицын, Сильвестр, Шкаловитый).Софья была переселена в подмосковный Новодевичий монастырь. Иоанн правил лишь номинально; фактически власть перешла к партии Петра.На первых порах, однако, “царское величество оставил своё правление матери своей, а сам препровождал время своё в забавах экзерциций военных”.[7, с. 56]
Власть оказалась в 1689 году в руках царицы Натальи Кирилловны, матери Петра, ее родственников Нарышкиных и их советников. Вся это компания, в которую вошли и Лопухины – родственники Петра по молодой жене, пустилась обкрадывать казну и людей. За ними тянулись другие бояре, дворяне, приказные, столичные и мастные. Началась, как писал впоследствии князь Б. И. Куракин, «правление весьма не порядочное», «мздоимство великое и кража государственная»
После смерти матери (1694 г.) Петр становится вполне самостоятельным. В свои 20 - 22 года Петр многое знал, и многое умел сравнительно с окружающими. Самоучка или под случайным руководством он познакомился с военными и математическими науками, как с кораблестроением и военным делом. Руки его были в мозолях от топора и пилы, физическая деятельность и подвижность укрепили и без того сильное тело.
Несчастье Петра было в том, что он остался без всякого политического сознания, с одним смутным и бессодержательным ощущением, что "у его власти нет границ, а есть только опасности. Недостаток суждения и нравственная неустойчивость при гениальных способностях и обширных технических познаниях резко бросались в глаза. Невероятно грубый по воспитанию и образу жизни и бесчеловечный по ужасным обстоятельствам молодости, он при этом был полон энергии, чуток и наблюдателен по природе". Но жестокие уроки, данные ему под первым Азовом, под Нарвой и на Пруте, постепенно указывают ему на его политическую неподготовленность, и по мере этого начиналось и усиливалось его политическое самообразование; он начал вдумываться в понятия о государстве, народе, о правде и долге, о государе и его обязанностях. "Он умел свое чувство царского долга развить до самоотверженного сужения, но не мог уже отрешиться от своих привычек".[5, с. 88]
Очевидцы поведали потомкам, что русский царь отличался простотой в общение; невзыскательностью, непритязательностью в быту. Дома и дворцы для него сооруженные, не отличались большими размерами и пышностью. Он не терпел высоких потолков и там, где они имелись, приказывал сделать второй, пониже, из дерева или, на худой конец из парусины. По натуре человек добрый, он мог обласкать не только дельного вельможу, но и плотника, кузнеца или матроса, делил с ними кров и пищу, крестил их детей. Не любил всякие официальные церемонии и тем приводил в изумление иностранных наблюдателей, особенно королев, принцесс и иных аристократов.
Однако привычка к власти, раболепие окружающих объясняют, но не оправдывают такие качества в Петре, как грубость и жестокость, вседозволенность и пренебрежение к человеческому достоинству, произвол в политике и быту. Он сознавал и не раз подчеркивал, что он – абсолютный монарх, и все, что он делает и говорит, неподвластно людскому суду; лишь бог спросит с него за все, и хорошее, и плохое. Петр был искренне убежден, что все, от него исходящее, - для благо государственного, народного.