Таким образом, дознаватель таможенного органа для вынесения постановления о возбуждении уголовного дела должен обладать документами и иными материалами, содержащими достаточные данные, указывающие на наличие признаков преступления, и не более того.
УПК РФ в полной мере воспроизвел положения старого законодательства о том, что для возбуждения уголовного дела необходимо наличие законного повода и достаточного основания. Но для возбуждения уголовного дела, помимо наличия повода и основания, необходимо отсутствие обстоятельств, исключающих уголовное судопроизводство. Поэтому, как считают Н.С. Манова, Ю.В. Францифоров [52], более предпочтительным был бы иной вариант изложения этой нормы закона. Статью 140 УПК РФ целесообразно озаглавить "Предпосылки (условия) возбуждения уголовного дела" и в ее первой части сформулировать общее положение о том, что уголовное дело может быть возбуждено только при наличии законного повода, достаточных оснований и отсутствии обстоятельств, исключающих уголовное судопроизводство. В частях же второй и третьей должно быть соответственно раскрыто то, что служит поводом к возбуждению дела и является основанием для этого.
Помимо установления повода и оснований к возбуждению уголовного дела необходимым условием законности такого решения является отсутствие обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу. Законодатель называет эти обстоятельства основаниями отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела.
Решение об отказе в возбуждении уголовного дела принимает следователь, дознаватель при наличии предусмотренных в законе оснований. В ч. 1 ст. 148 УПК РФ указано, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела выносится «при отсутствии основания для возбуждения уголовного дела». Некоторые ученые также определяют понятие основания отказа в возбуждении уголовного дела через отсутствие оснований к возбуждению уголовного дела.
Так, уголовное дело по ч. 2 ст. 188 УК РФ не может быть возбуждено, возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующим основаниям:
1. Отсутствие события преступления, т.е. самого деяния, о котором сообщалось как о преступлении; событие в праве трактуется как один из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение правоотношений. Отсутствие события преступления означает отсутствие юридического факта, в силу чего уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению ввиду отсутствия повода для возникновения уголовно-правового отношения. Как справедливо замечают Г.П. Химичева, О.В. Мичурина, О.В. Химичева, "в уголовно-правовом смысле "событие преступления", по существу, тождественно понятию "состав преступления", поскольку преступное событие не может существовать вне хотя бы одного из четырех элементов состава преступления… Иными словами, отсутствие события преступления означает отсутствие состава преступления". При таком понимании едва заметная при анализе формулировок грань между отсутствием события и отсутствием состава преступления становится вовсе неразличимой.
2. Отсутствие в деянии состава преступления предполагает, что случай, о котором сообщалось как о преступном, имел место в действительности, но не образует признаков состава преступления, наказуемого в уголовном порядке. Пункт 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, закрепляющий в процессуальном законе прекращение уголовного преследования и производства за отсутствием состава преступления, представляет собою общее положение. Раскрыть его можно, только проанализировав нормы Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, сгруппировав их по следующим основаниям: констатирующие отсутствие объективной стороны, объекта, субъекта, субъективной стороны.
Согласно ч.2 ст.24 УПК к отсутствию состава преступления приравниваются случаи, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость этого деяния были устранены новым уголовным законом;
3. Смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего. Факт смерти подтверждается копией соответствующего свидетельства, которая с подлинника может быть снята самим следователем, дознавателем и заверена его подписью, а также печатью учреждения, где следователь работает.
Также, важно заметить, что смерть подозреваемого или обвиняемого влечет за собой отказ в возбуждении уголовного дела за исключением случаев, когда заинтересованные лица, будучи уверенными в его невиновности, ходатайствуют о продолжении судопроизводства в целях реабилитации и восстановления доброго имени покойного. В подобных случаях судопроизводство должно быть продолжено в обычном порядке.
Необходимо отметить и то, что данное обстоятельство может служить препятствием к возбуждению уголовного дела лишь в тех случаях, когда достоверно будет установлено, что умерший был единственным субъектом преступления. Если же к началу процесса имеются данные о возможном соучастии других лиц, обязательно должно быть возбуждено уголовное дело.
Смерть одного из соучастников преступления не означает невозможности производства по делу в отношении других соучастников. Дело может быть возбуждено, если это необходимо для реабилитации умершего или возобновления дела в отношении других лиц по новым и вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 2, 3 ст. 414 УПК);
4. Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п.п.1, 3-5, 9 и 10 ч.1 ст. 448 УПК, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела в отношении одного из лиц, указанных в п.п. 1 и 3-5 ч. 1 ст. 448 УПК.
В случаях, когда действиями этих лиц были допущены нарушения, ответственность за которые предусмотрена уголовным законом, должен быть решен вопрос о лишении их неприкосновенности и о возбуждении уголовного дела [32].
Данные обстоятельства являются основанием для отказа в возбуждении уголовного дела только в отношении лиц, чье привлечение к уголовной ответственности предусматривает особый порядок. Однако если дело возбуждается не в отношении конкретного лица, а по факту совершения преступления, то его расследование производится по общим правилам вплоть до появления процессуальной фигуры подозреваемого или обвиняемого, принадлежащего к соответствующей категории лиц.
ГЛАВА 3 Порядок рассмотрения сообщения о преступлении и принятия решения о возбуждении и отказе в возбуждении уголовного дела по контрабанде наркотических средств
3.1 Проверка оснований для возбуждения уголовного дела по контрабанде наркотических средств
Как уже отмечалось выше сущность стадий возбуждения уголовного дела состоит в том, что орган дознания, дознаватель или следователь, получив сведения о деянии, содержащем признаки преступления, устанавливают наличие или отсутствие фактических и правовых оснований для начала производства по уголовному делу. По своему содержанию эта стадия уголовного процесса не сводится лишь к вынесению постановления о возбуждении уголовного дела. Она включает в себя процессуальную деятельность по:
а) приему информации о преступлении;
б) ее оформлению и регистрации;
в) рассмотрению этой информации;
г) проведению, в случае необходимости, проверки для уточнения основания к возбуждению уголовного дела;
д) принятию соответствующего решения.
Первым этапом любого дела по контрабанде наркотиков является получение соответствующей информации сотрудниками отдела борьбы с контрабандой наркотиков. Именно на этом этапе оперативные работники впервые узнают о том, что какое-либо лицо или группа лиц участвуют (собираются принять участие) в незаконных операциях с наркотиками. Эта исходная информация может поступать из разнообразных источников, например, из других подразделений таможенных органов, от другого правоохранительного органа или лиц, сотрудничающих с таможенными органами, включая правонарушителей, оказывающих помощь следствию.
После того, как информация получена, и ей, как и источнику информации, была дана предварительная оценка, оперативный работник должен принять меры к тому, чтобы проверить и сопоставить эту информацию с информацией из других источников. Для этого используются три основополагающих метода:
- непрерывное наблюдение за действиями подозреваемых лиц;
- использование агентурного аппарата (осведомителя) который сможет в определенной степени подтвердить информацию;
- использование ряда доступных для оперативника источников информации [14, с. 341].
При проверке сообщений о контрабанде наркотических средств необходимо опросить целый круг лиц.
Первыми опрашиваются очевидцы произошедшего, обнаружившие предметы контрабанды, инспекторы таможни, военнослужащие КПП пограничных войск, работники транспорта, члены туристических групп и делегаций, в составе которых находился подозреваемый. У них выясняется, при каких обстоятельствах обнаружена контрабанда, с помощью каких технических средств, как вел себя подозреваемый в этот момент, как объяснял наличие обнаруженных объектов контрабанды и т.д.
При обнаружении "бесхозной" контрабанды опрашиваются ответственные за отправку и оформление груза, водители автомобильного транспорта, члены экипажей морских и речных судов загранплавания, обслуживающий персонал международных поездов. У них выясняются обстоятельства обнаружения предметов контрабанды, вероятное время их укрытия, лица, имеющие доступ к данному месту, и т.п. Уголовные дела о контрабанде при наличии достаточных данных о совершенном преступлении возбуждаются сразу после ознакомления с исходными материалами. Это обеспечивает принятие всех предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. В тех случаях, когда из поступившей информации о преступлении с достаточной ясностью нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии основания для возбуждения уголовного дела, а также обстоятельств, исключающих производство по делу, может быть проведена предварительная проверка в порядке ст. 144 УПК. Она дает возможность получить дополнительные сведения и материалы, необходимые для правильного разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела.