При всем различии в подходах к историческому пути развития России славянофилы и западники были едины в защите прав и свобод личности. Общим для западников и славянофилов было их неприятие революционного метода разрешения социальных противоречий.
Революционно-социалистические течения. 30—40-е годы XIX в., столь богатые на социальные потрясения, стали периодом широкого распространения социалистических идей в Европе. Разработанные французскими мыслителями А. Сен-Симоном и Ш. Фурье, эти идеи нашли благодатную почву и в России.
В 1844 г. в Петербурге возник кружок М.В. Буташевича-Петрашевского, где активно обсуждали социальные вопросы российской действительности в духе социалистического учения Шарля Фурье. Большинство петрашевцев, в отличие от либералов, выступали за установление республиканской формы правления и полное освобождение крестьян без выкупа.
В 1849 г. все петрашевцы (в том числе Ф.М. Достоевский) были арестованы и приговорены к расстрелу, но затем помилованы и сосланы на каторгу в Сибирь.
Революционные и социалистические настроения были сильны в Кирилло-Мефодиевском обществе, действовавшем в 1845—1848 гг. на Украине. Члены этого общества, к которому принадлежал и Т. Г. Шевченко, выступали за всеславянскую республиканскую федерацию. Его постигла участь петрашевцев, и в 1848 г. оно было разгромлено властями.
1848 г. стал переломным и для лидера радикального крыла западников А.И. Герцена. Эмигрировав в 1847 г. вместе с Н.П. Огаревым из России, он стал свидетелем событий французской революции 1848 г. Ее итоги, связанные с подменой социалистических идей интересами революционной бюрократии, привели Герцена к убеждению в неготовности Западной Европы, погрязшей в буржуазной стихии, к серьезным социальным изменениям. В начале 1850-х годов он выдвигает теорию общинного социализма. Не зная Россию, он считал, что крестьянская община, где присутствуют права каждого на землю, общинное владение ею и мирское управление, является зародышем социалистической формы собственности, развитие которой может дать возможность России прийти к социализму, минуя капитализм. Теория общинного (русского) социализма стала лозунгом целого революционного направления, собрав под свои знамена российское народничество — фантазеров, очень далеких от народной жизни и не представлявших степени расслоения крестьянства. Большую роль в этом сыграли основанные Герце-ным и Огаревым в Лондоне альманах «Полярная звезда» и газета «Колокол».
7. Культура России в первой половине XIX в.
Отечественная культура в XIX в. переживала подъем, который был обусловлен рядом причин. Он был связан в первую очередь с процессом формирования русской нации, ростом национального самосознания. Подъему во многом способствовало расширение взаимодействия с культурами других стран, творческое восприятие лучших достижений других народов. Кроме того, мощный толчок культурному развитию дала Отечественная война 1812 г., вызвавшая волну патриотизма в самых широких слоях российского общества.
В этот период ведущую роль в культурном процессе стала играть отечественная литература. В начале столетия продолжал свое творчество известный писатель-сентименталист Н.М. Карамзин, в произведениях которого идеализировалась сельская жизнь, быт и нравы народа. В это же время значительное распространение в литературе получает романтическое направление. Наиболее ярко оно было представлено в творчестве В.А. Жуковского. Написанные им баллады отличались поэтичностью и образностью. Популярной была легкая и изящная поэзия К.Н. Батюшкова. Среди поэтов этого направления были декабристы К.Ф. Рылеев, А.И. Одоевский, В.А. Кюхельбекер и другие.
В 30—40-е годы прочные позиции в русской литературе занимает реализм. С именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя связано начало золотого века русской литературы. Общепризнанным основателем реализма в России считается Пушкин. Гоголь внес в реализм ярко выраженную критическую направленность, что хорошо видно в его. произведении «Мертвые души». В конце 40-50-х годов начинается творчество таких писателей-реалистов, как Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Все чаще главными героями становятся представители народа.
В первой половине XIX столетия складывается современный русский литературный язык. Окончательное утверждение русского языка в его современном виде связано с творчеством Пушкина.
Далеко вперед шагнуло театральное искусство России. Его развитие неразрывно связано с литературой. Сентиментализм в начале века был представлен работами драматургов Н.И. Ильина, Ф.Ф. Иванова, В.М. Федорова. Драматические произведения Грибоедова, Пушкина, Гоголя утвердили реализм на русской сцене.
В 1824 г. в Москве открылся Малый театр, сыгравший значительную роль в русской культуре. Сорок лет на подмостках этого театра выступал величайший актер М.С. Щепкин — основоположник реалистического актерского искусства. Малый театр прославили С.Ф. Мочалов, И.В. Самарин, П.М. Садовский.
В 1832 г. был открыт Александрийский театр в Петербурге. Развитие Драматического искусства в северной столице связано в первую очередь с актерским мастерством В.А. Каратыгина. Его творчество развивалось от классицизма к романтизму, а последний период отмечен влиянием реализма.
На протяжении первой половины XIX столетия все большее распространение получает театр в провинции — Харькове, Киеве, Одессе, Курске, Воронеже, Екатеринбурге.
Начало века ознаменовалось оживлением и музыкальной жизни, развитием оперного, балетного искусства, инструментализма и русского романса. В это время национальная тематика и народные мелодии интенсивно внедряются в отечественное музыкальное искусство. Это явственно звучало в романсах А.Е. Варламова, А.А. Алябьева, в операх «Жизнь за Царя» (советское название — «Иван Сусанин») М.И. Глинки и «Русалка» А.С. Даргомыжского.
Императорская Академия художеств строго придерживалась классического направления. Видными представителями академической школы были Ф.А. Бруни («Медный змий») и К.П. Брюлов («Последний день Помпеи»).
Новые тенденции в русской живописи связаны со становлением реализма. Это направление представлено произведениями П.А. Федотова («Сватовство майора»), П.Г. Венецианова («На пашне»). Хорошо известны портретные работы В.А. Тро-пинина (портрет А.С. Пушкина). Значительный вклад в отечественную живопись внес А.А. Иванов. Монументальную картину «Явление Христа народу» художник писал более 20 лет.
В историю русского искусства первой половины XIX в. вошли имена И.П. Мартоса, Ф.Ф. Щедрина, С.С. Пименова, работавших в жанре монументальной скульптуры. Выдающимися мастерами скульптуры были Б.И. Орловский и И.П. Витали. Самые лучшие элементы в развитии русского ваяния воплотила скульптурная группа на Аничковом мосту в Петербурге, созданная П.К. Клодтом.
В архитектуре в этот период прочные позиции занимал классицизм. Крупнейшими представителями этого направления были архитекторы А.Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге), А.Д. Захаров (Адмиралтейство), К.И. Росси (ансамбль Дворцовой площади, Михайловский дворец — ныне здание Русского музея), О.И. Бове (ансамбль Театральной площади и Манеж в Москве).
Расширение государственного аппарата и потребности экономики выдвигали задачи совершенствования просвещения. Наметилось оформление единой системы образования. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, основаны новые университеты — Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Киевский. Системным стало обучение в средних учебных заведениях — гимназиях.
Число учащихся средних и начальных учебных заведений возрастает со 120 тыс. до 450 тыс. человек. Появились сельские школы для крестьян, но процент грамотности на селе оставался очень низким: до 7 процентов среди государственных и 1 процент среди помещичьих крестьян.
Для подготовки государственных чиновников открывались лицеи, техническое образование давали Институт инженеров путей сообщения, Техническое училище, Училище гражданских инженеров.
Значительных успехов в первой половине XIX в. достигла наука и техника. Главную роль в научно-техническом прогрессе стали играть университеты.
Ректор Казанского университета Н.И. Лобачевский создал новую неэвклидову геометрию. В этом же университете работали Н.Н. Зинин и А.М. Бутлеров, внесшие значительный вклад в становление органической химии.
В Дерптском университете трудился знаменитый хирург Н.И. Пирогов — основоположник анатомо-экспериментального направления в отечественной хирургии, создатель всемирно известного атласа «Топографическая анатомия».
Для развития исторической науки в первой половине XIX в. много сделал Н.М. Карамзин, чья идеологизированная «История Государства Российского» пробудила активный интерес к прошлому Отечества.
Петербургские академики В.В. Петров и Б.С. Якоби значительно продвинули вперед электротехнику. В 1802 г. Петров открыл электрическую дугу, в 1834 г. Якоби изобрел электродвигатель и несколько типов телеграфных аппаратов.
Следует отметить, что в целом для русской культуры первой половины XIX в. характерно, помимо заметного ускорения темпов ее развития, начало процесса демократизации. Сильнее звучала народная тема, выросло число деятелей культуры, вышедших из разночинской и крестьянской среды. Однако демократизация культуры более полно проявится после Великих реформ -во второй половине XIX столетия.