В России процесс создания регулярного войска происходил медленно. В первой половине XVI века появляются сначала в городах в качестве гарнизонов так называемые пищальники, вооруженные огнестрельным оружием - пищалями. Пищальники, набиравшиеся из среды городского населения, были ядром регулярного войска. В зависимости от важности похода войско делилось на 3 или 5 полков. Во главе их находились военачальники из феодальной знати. Система местничества, определявшая положение и взаимоотношения воевод соответственно их знатности и предшествующей службе, препятствовала выдвижению талантливых полководцев на важнейшие командные должности, зачастую сводила на нет ратные подвиги войска. Трудно мобилизуемое, малоподвижное, плохо приспособленное к решению задач обороны и наступления войско не удовлетворяло потребности государства. Система вознаграждения землей за участие в боевых действиях не устраивала самих воинов. Потребности обороны страны требовали реорганизация войска.Таким образом, в XVI веке перед государством стояла задача укрепления и усовершенствования системы управления и вооруженных сил.
а)Реформы Ивана IV. Иван IV осуществил ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу, Губную реформу, провел преобразования в армии. В 1550г. был принят новый судебник, который ужесточил правила перехода крестьян. В 1549г. был созван первый Земский собор. В 1555-1556 ИванIV отменил кормления и принял Уложение о службе.
Судебник и царские грамоты предоставляли крестьянским общинам право самоуправления, раскладки податей и надзора за порядком. Как писал А. В. Чернов, стрельцы были поголовно вооружены огнестрельным оружием, что ставило их выше пехоты западных государств, где часть пехотинцев имела только холодное оружие[1]. С точки зрения автора, всё это свидетельствует о том, что в образовании пехоты Московия, в лице царя Иоанна Грозного, намного опередила Европу. В то же самое время, известно, что уже в начале XVII века в России стали формировать так называемые полки «Иноземного строя» по образцу шведской и нидерландской пехоты, впечатлившей русских военачальников своей эффективностью. Полки «Иноземного строя» имели в своем распоряжении и пикинеров (копейщиков), прикрывавших мушкетёров от кавалерии, о чём упоминает и сам А. В. Чернов.
«Приговор о местничестве» способствовал значительному укреплению дисциплины в войске, повышению авторитета воевод, особенно не знатного происхождения, и улучшению боеспособности русского войска, хотя и встретил большое сопротивление родовой знати.
При Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. Когда же в 1550г. польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: «в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал», поскольку они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали».
С целью устроить типографию в Москве царь обратился к Кристиану II с просьбой выслать книгопечатников, и тот прислал в 1552г. в Москву через Ганса Миссингейма Библию в переводе Лютера и два лютеранских катехизиса, но по настоянию русских иерархов план короля по распространению переводов в нескольких тысячах экземпляров был отвергнут.
В начале 1560-х годов Иван Васильевич произвел знаковую реформу государственной сфрагистики. С этого момента в России появляется устойчивый тип государственной печати. Впервые на груди древнего двуглавого орла появляется всадник - герб князей Рюрикова дома, изображавшийся до того отдельно, и всегда с лицевой стороны государственной печати, в то время как изображение орла помещалось на оборотной: «Того же году (1562) февраля в третий день Царь и Великий Князь печать старую меньшую, что была при отце его Великом Князе Василии Иоанновиче, переменил, а учинил печать новую складную: орел двоеглавый, а среди его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавый, а среди его инърог». Новая печать скрепила договор с Датским королевством от 7 апреля 1562 года.[2]
Иоанн Васильевич Великий, император Руссии, князь Московский. С карты Ортелия 1574г. По мнению советских историков А. А. Зимина и А. Л. Хорошкевич, причина разрыва Ивана Грозного с «Избранной радой» состояла в том, что программа последней оказалась исчерпанной. В частности, была дана «неосмотрительная передышка» Ливонии, в результате чего в войну втянулось несколько европейских государств. Кроме того, царь не был согласен с идеями деятелей «Избранной рады» (в особенности, Адашева) о приоритетности завоевания Крыма по сравнению с военными действиями на Западе. Наконец, «Адашев проявил излишнюю самостоятельность во внешнеполитических сношениях с литовскими представителями в 1559г.»[3] и в итоге был отправлен в отставку. Следует отметить, что подобные мнения о причинах разрыва Ивана с «Избранной радой» разделяют далеко не все историки. Так, Н. И. Костомаров видит истинную подоплеку конфликта в отрицательных особенностях характера Ивана Грозного, а деятельность «Избранной рады» напротив, оценивает весьма высоко. В. Б. Кобрин также полагает, что личность царя сыграла здесь решающую роль, однако в то же самое время увязывает поведение Ивана с его приверженностью программе ускоренной централизации страны, противостоящей идеологии постепенных перемен «Избранной рады».
б) Опричнина и ее последствия. На смену периоду реформ пришла политика чрезвычайных внутриполитических мер Ивана IV – политика опричнины. Термином «опричнина» по давней традиции назывался особый удел вдов погибших воинов-дворян, после того как основная часть земельного владения переходила снова к князю. Опричниной Иван IV называл выделенный им для себя в государстве удел, имевший особое войско и аппарат управления.
В начале декабря 1564г. царь с семьей и приближенными выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, а затем в Александровскую слободу. Оттуда в январе 1565г. в Москву приехал гонец, который привез две грамоты. В первой, адресованной митрополиту Афанасию, сообщалось, что «царь положил свой гнев на всех епископов и настоятелей монастырей и опалу на всех служилых людей, от бояр до рядовых дворян, так как служилые люди истощают его казну, плохо служат, а церковные иерархи их покрывают». Вторая грамота была адресована всему посадскому населению Москвы, в ней царь заверил московский люд в том, что гнева на них не держит. Это был блестящий политический маневр талантливого демагога: царь якобы выступал за интересы низов против феодалов. Простые люди потребовали, чтобы бояре упросили царя вернуться на царство. Делегация из духовенства и бояр отправилась в Александровскую слободу, и царь согласился вернуться. Политический расчет этого шага был в том, что согласие вернуться на престол Иван IV обставил тремя условиями: 1. Право казни изменников по своему усмотрению; 2. Введение опричнины для обеспечения царского обихода и безопасности; 3. Выплата на «подъем» остальной частью страны 100т. р. - огромной суммы по меркам того времени.
В свой удел (опричнину) царь взял многие уезды на западе, юго-западе и в центре страны, богатые северные регионы, часть территории Москвы. Царь сосредоточил в своих руках контроль над дипломатией и важнейшими делами, от текущего управления он устранился, все тяготы Ливонской войны лежали на земщине.
На территории опричнины действовала своя Боярская дума, приказы, опричный двор, насчитывавший около 2 тыс. чел. Этот опричный двор включал четыре приказа: Постельный, обслуживающий царскую семью; Бронный, снабжавший оружием опричную дружину; Конюший, ведавший огромным конским хозяйством; Ситный, занимавшийся заготовками продуктов питания и приготовлением пищи.
Кроме того, было создано особое опричное войско из бояр и дворян численностью 1 тыс. чел. Основу опричного воинства составили лица царского двора, сопровождавшие Ивана Грозного в Александровскую слободу. Опричники (а их число за семь лет увеличилось примерно до 5 тыс. чел.) были не только личной стражей царя, но и участниками многих боевых операций. У опричного корпуса было две главных обязанности: охрана царя и истребление изменников. Опричный корпус получил поместья в опричных уездах, а все земцы из них выселялись.
Опричники в зависимости от положения получали денежное жалованье. Наиболее высокооплачиваемые имели по 50 р. Годового оклада, рядовые довольствовались 5 р. в год. Оклад главы опричников – знаменитого Малюты Скуратова – достигал 400 р. в год. Среди руководства опричнины и вооруженной опричной охраны царя были В. Колычев, Б. Д. Тулупов, В. Г. Зюзин, Б. Я. Бельский, будущий царь Б. Ф. Годунов и др. Опричники обеспечивались не только денежным жалованьем, но и властью над людьми, используя близость к царствующей особе. На практике опричники являлись вершиной пирамиды власти. Они осуществляли неусыпный надзор за всеми, кто находился за пределами личного взора царя, их власть была неограничена.
Опричный террор наносил безжалостный удар не только по боярской и княжеской знати, но и по представителям всех других сословий. С момента утверждения опричнины наиболее ответственные командные должности в царском войске занимали воеводы из опричнины. Каждый второй воевода был опричником. Помимо замещения командных постов опричники выполняли особые поручения, к исполнению которых другие служилые люди не допускались. В разрядной книге появились даже специальные наименования для опричников - «дворянин свой». Это были доверенные самодержца.