Начальной формой политической (государственной) централизации в России сложившейся в середине, XVI века по мнению многих историков была сословно-представительная монархия. В государственном управлении она предусматривает, кроме воли монарха, наличие институтов центрального и местного управления. В них в решении вопросов внутреннего (иногда внешнеполитического) значения участвовали представители от разных сословий.
Развитие государственно-политического строя в XVI веке шло по пути неуклонного возрастания роли аппарата государственного управления. Центральные и местные органы государственной власти, сформировавшиеся во второй половине XV века, продолжали существовать и развиваться.
Высшим законосовещательным органом и высшим органом управления страной была Боярская дума. Она не имела отдельной от монарха самостоятельной компетенции. Наряду с вопросами общегосударственной важности (проекты новых законов внешнеполитические проблемы) Дума рассматривала дела о земельных пожалованиях, служебных назначениях о нарушениях закона. Обычно основные вопросы обсуждались вместе с монархом, иногда в отсутствие государя.
Управление отдельными отраслями жизни государства усложнялось, и это требовало создания соответствующих органов. Дворцовые учреждения (вместе с Казной) уже с трудом справлялись с управлением отдельными территориями, военными вопросами или проблемами суда. Поэтому насущной задачей централизации власти было создание разветвленной системы органов отраслевого государственного управления.
Очень уязвимой была в начале XVI века и система назначения на должность – местничество, связанная с феодальной иерархией. Название произошло от обычая считаться «местами» за столом и на службе. «Место зависело от родословной («отечества») и служебной карьеры предков («отеческой чести»). Именно с учетом этих данных происходило назначение человека на конкретную должность на военной и административной службе. Несовершенство местничества как системы служебных отношений мешало работе аппарата государственного управления и требовало реорганизации.
Еще одним слабым звеном в системе управления государством было местное управление. Система кормлений, в соответствии с которой наместники и волостели получали «корм» (т.е натуральные и денежные сборы с подвластного им населения), не обеспечивала четкой работы местных властей. Судебно-административные функции не выполнялись ими в необходимом объеме. Система кормлений не могла обеспечить ни подавление крестьянских волнений, ни оборону от внешних врагов.
Основу войска в середине XVI века составляла дворянская конница Бояре и дети боярские (дворяне) были обязаны приводить с собою хорошо вооруженных конных воинов из числа своих военных холопов которые, и составляли массу дворянского войска. Свои отряды были у крупнейших феодалов, особенно у удельных княжат. Лук, стрелы, копья, кольчуги, щиты и шлемы издавна были вооружением конницы. Войску была придана артиллерия (наряд), роль которой постепенно увеличивалась. В качестве вспомогательных сил для транспортировки артиллерии и т д. использовались так называемые посошные люди. Большая часть полков создавалась на время походов, а после их окончания распускалась по домам границы страны оставались незащищенными.
Соседями России были государства, обладавшие более боеспособным войском. XVI век был временем, когда в Европе получило широкое распространение огнестрельное оружие, которое произвело переворот в организации вооруженных сил и привело к созданию регулярного войска. В Великом княжестве Литовском и Русском перешли к использованию профессионального войска наемников, способного легко использовать новейшие средства вооружения. Спешили изменить систему вооружения и в Швеции.
В России процесс создания регулярного войска происходил медленно. В первой половине XVI века появляются сначала в городах в качестве гарнизонов так называемые пищальники, вооруженные огнестрельным оружием – пищалями. Пищальники, набиравшиеся из среды городского населения были ядром регулярного войска. В зависимости от важности похода войско делилось на 3 или 5 полков. Во главе их находились военачальники из феодальной знати. Система местничества, определявшая положение и взаимоотношения воевод соответственно их знатности и предшествующей службе препятствовала выдвижению талантливых полководцев, на важнейшие командные должности зачастую сводила на нет ратные подвиги войска. Трудно мобилизуемое малоподвижное плохо приспособленное к решению задач обороны и наступления войско не удовлетворяло потребности государства. Система вознаграждения землей за участие в боевых действиях не устраивала самих воинов. Потребности обороны страны требовали реорганизация войска.
Таким образом, в XVI веке перед государством стояла задача укрепления и усовершенствования системы управления и вооруженных сил[1].
2. Внутренняя политика Ивана Грозного
После смерти Василия III в 1533 г великим князем стал его трехлетний сын Иван IV. Сразу после этого развернулась борьба за московский престол: было предпринято несколько попыток свержения Ивана IV его мать - регентшу Елену Глинскую, сначала братьями отца, затем дядей Елены - Михаилом Глинским, опиравшимся на удельных князей Бельских, Воротынских, Трубецких[2].
Отражая выступления феодальной знати, лавируя между различными группировками феодалов, правительство Елены Глинской продолжало вести курс на укрепление великокняжеской власти. Оно ограничивало податные и судебные льготы церкви, ставило под свой контроль рост монастырского землевладения, запретило покупать земли у служилых дворян. Для упорядочения финансовой системы в 1535 г. была проведена денежная реформа. Был уменьшен вес монеты, что устранило разнобой между московской и сохранявшейся еще новгородской денежными системами. Началась реформа - введение местного «губного» самоуправления, выдвижение «излюбленных голов» для решения вопросов судопроизводства, что ограничивало власть бояр-кормленщиков, управлявших на местах. После смерти Глинской череда смены власти (1539 - Шуйские, 1542 Бельские, 1547 - Глинские) междоусобицы, убийства и разорения политических противников ослабили государственную власть. Ухудшилось положение населения, на котором лежала основная тяжесть феодальных распрей.
Борьба вокруг престола, бесконечные интриги, заговоры, жестокость не могли не оставить след в душе рано осиротевшего ребенка - будущего государя. В нем сформировались противоречивые черты характера, свидетельствовавшие о незаурядных способностях, гибком и насмешливом уме. В то же время у него рано развились подозрительность, привычка скрывать свои мысли, недоверие к людям, склонность к лицемерию, свидетельствовавшие об отсутствии родительской заботы и материнской ласки. Он рано повзрослел, пристрастился читать, получив, таким образом, отличное образование по тому времени, обладая по свидетельствам современников хорошей памятью. До нашего времени дошли его - 6 письменные труды, богословского, политического содержания, среди которых значительное место занимает переписка с князем Андреем Курбским. В ней изложены взгляды Ивана на власть, полемика против боярства и его притязаний. Документы наполнены цитатами из религиозной литературы, аллюзиями из греческой римской византийской истории и литературы. Основная мысль, занимающая Ивана - о государственном порядке, о божественном происхождении царской власти («Несть власти аще не от бога. Всяка душа властем предержащим да повинуется»), о гибельных следствиях разновластия и безначалия.
Первым шагом на пути укрепления власти становится венчание Ивана IV на царство, проведенное митрополитом Макарием в 1547 г. Это по тогдашним понятиям резко возвышало Ивана над русской знатью и уравнивало его с западноевропейскими государями. Первые шаги государя московского направлены на достижение компромисса между феодалами. Создается «Избранная рада» (названная так А. Курбским), в которую входят представители разных сословий из приближенных царя. В 1549 г. создается Земский собор - совещательный орган, в котором представлена аристократия, духовенство, «государевы люди», позднее избираются представители купечества и городской верхушки.
Продолжается реформирование, ограничение власти феодалов. В 1550 г. принимается Судебник, закрепляющий ограничение власти наместников, отменяющий податные льготы монастырей. Создается стрелецкое войско - зачатки будущей армии. В стрельцы могли поступать свободные люди, за службу стрелец получал земельный надел, не имеющий надела получал денежное и хлебное жалование. Помимо создания стрелецкого войска принимается «Уложение о службе», регламентирующее военную службу дворян, за которую также выплачивалось жалование. Все это требовало от казны денег. Была проведена реформа налогообложения, ограничивающая льготы феодалов. Создается система приказов, в основе которой лежали принципы неразделимости судебной и административной властей.
Усиление государства во главе с царем, ослабление позиций феодальной знати вновь ставит вопрос о месте церкви в обществе и государстве. В 1551 г. был собран так называемый Стоглавый собор, утвердивший, освятивший Судебник и - 7 одобривший проводимые реформы. Между церковью и царской властью достигается компромисс.
Проводимые реформы, ограничивающие власть феодалов встречают их сопротивление, несогласие с царской политикой, неподчинение воле царя. Проблемы централизации и укрепления власти, борьба с оппозицией принимают самые ужасные, кровавые формы.