Гюльханейский указ состоял из трех частей.
Во-первых, он должен был обеспечить всем подданным Империи, независимо от национальной и религиозной принадлежности, защиту жизни, чести и имущества.
Во-вторых, указ предписывал упорядочить сбор и распределение налогов; отменял откупную систему.
В-третьих, устанавливались правила набора солдат в армию и срок военной службы.
В хатт-и шерифе подчеркивалось, что поставленные задачи могут быть успешно решены только в случае единства правительства и народа. Авторы проекта понимали, что Империи необходима государственная идеология, которая могла бы объединить многонациональное население страны. Такой идеологией провозглашается османизм. Для него характерен декларативный интернационализм, ибо сторонники османизма выступали за «равенство и единство всех народов», населяющих турецкую державу. В дальнейшем османизм станет идеологией «новых османов», младотурок. В годы первой мировой войны османизм на деле будет оправдывать господство турок над нетурецкими народами. Однако в 1839 г. современники восторженно воспринимали идеи танзимата.
В 1840 г. был принят новый Уголовный кодекс, положения которого были направлены на укрепление прав личности, обеспечение законности и ликвидацию административного и судебного произвола. Правительство отменяет систему откупов, чрезвычайные налоги, барщину, пытается упорядочить сбор налогов с немусульман. Однако многие постановления на местах не выполнялись. Так, откупщики не хотели терять свои доходы и всяческими путями «обходили» закон. Борьба с откупной системой закончилась поражением реформаторов.
Более успешно шла военная реформа. В стране вводится всеобщая воинская повинность для мусульман, срок службы в армии сокращается с 15 до 5-7 лет.
Реформы второго периода начались с подтверждения ряда указов 1839-1853 гг. Но если Гюльханейский указ был нацелен на предотвращение вмешательства иностранных держав во внутренние дела страны, то манифест 1856 г. закреплял иностранную опеку над Турцией.
Главным документом второго периода стал хатт-и хумаюн 1856 г. Этот манифест подтверждал равенство в правах мусульман и немусульман, расширял права нетурецкой буржуазии. Светские элементы указа 1856 г. обозначены гораздо отчетливее, чем в хатт-и шерифе 1839 г. В указе 1856 г. речь шла не только об экономическом равенстве представителей различных верований, но и о политическом равенстве195. Политическое равноправие всех подданных Османской империи явно противоречило имперской идее. Ибо нетурецкое большинство империи давно вынашивало планы создания на ее обломках национальных государств.
Если в первый период реформы имели прогрессивное значение, то реформы второго периода проводились лишь в интересах компрадорской буржуазии и иностранных предпринимателей. Их итогом стало экономическое и политическое закабаление Турции.
46. Движение «Новые османы». Конституция Мидхата
Реформа образования привела к формированию национальной интеллигенции: писателей, журналистов, ученых. В 1865 г. в Стамбуле представители национальной интеллигенции создали тайную политическую организацию. Члены ее называли себя «новыми османами», в Европе их стали называть младотурками. По своему происхождению «новые османы» принадлежали к землевладельческой бюрократии, по идеологии – к либералам. «Новые османы» выступали за политическую и экономическую независимость Порты и ограничение власти султана, за создание конституционной монархии и дальнейшее распространение просвещения. В конце 70-х годов XIX в. многие из них были вынуждены покинуть страну. Благодаря усилиям «новых османов» в Турции была принята первая конституция (1876).
Принятая 23 декабря 1876 г. «конституция Мидхата» провозглашала Турцию конституционной монархией. Она предусматривала создание двухпалатного парламента. Палата депутатов избиралась на основе высокого имущественного ценза для избирателей. Члены сената назначались султаном пожизненно. Все подданные империи, включая христианское население на Балканах, объявлялись османами и считались равными перед законом. Но при этом государственным языком объявлялся турецкий язык, а государственной религией — ислам, что на практике закрепляло неравенство нетурецких народов перед законом. Конституция сохраняла за султаном почти всю полноту власти. Он по-прежнему имел право назначать и смещать министров, объявлять войну, заключать мир, вводить военное положение и прекращать действие гражданских законов.
Данная конституция, несмотря на всю ее ограниченность, могла бы стать для Турции того времени прогрессивным явлением, если бы она проводилась в жизнь.
47. Революция в Иране 1905-1911
Три периода революции:
первый период – с декабря 1905 г. по январь 1907 г. (до принятия конституции);
второй период – с января 1907 г. до ноября 1911 г. (размежевание сил, политическая чехарда, попытки контрреволюционных переворотов);
третий период – с ноября по декабрь 1911 г. (вооруженное вмешательство Англии и России во внутренние дела Ирана, подавление революции).
Первый период революции не случайно назван конституционным, ибо в это время главной была борьба за принятие конституции и созыв парламента. Непосредственным поводом к революции стали события в Тегеране в конце 1905 г. Им предшествовал длительный внутренний кризис, который охватил все стороны жизни иранского общества. До начала XX в. правительству ценой некоторых уступок и политических маневров удавалось сглаживать эти противоречия. Но к началу XX столетия флюиды революционности достигли и шиитского Ирана.
На втором этапе революции в 1907 г. вступивший на престол Мохаммад Али-шах под давлением меджлиса подписал «Дополнения к Основному закону», то есть была завершена выработка конституции. Во второй период революции произошло размежевание сил, и началась борьба различных политических группировок за власть. Каждая группировка объявляла себя поборницей свободы и демократии, стремилась выступать от имени всего народа.
На третьем этапе революции началась открытая англо-русская интервенция в Иран.
Подавление революции усилило позиции Англии и России в Иране. В феврале 1912 г. иранское правительство признало англо-русское соглашение 1907 г. о разделе Ирана на сферы влияния. На территории страны оставались российские и английские войска. Сильнейшим орудием колониальной политики в Иране стала деятельность Англо-персидской нефтяной компании.
Революция 1905-1911 гг. стала важным рубежом в политической истории Ирана. Ее стремительное развитие, масштаб событий были непредсказуемы. Иранская революция привела к принятию достаточно демократичной конституции.
Революция привела к падению престижа центральной власти, в стране заметно окрепли сепаратистские настроения. Серьезную опасность представлял сепаратизм ханов кочевых племен. В ходе революции часть ханов поддержала шаха. Бахтияры, курды объединились с конституционными силами. Но эти союзы были не прочными: племенные вожди часто меняли политическую ориентацию, помышляли лишь о грабеже чужих территорий. Иностранная интервенция способствовала подавлению революционного движения.
48. Османская империя накануне 20 в
К концу XIX в. Османская империя превратилась в зависимое от западных стран государство. Формально Порта сохраняла свой суверенитет. Султан был неограниченным монархом, кроме светской власти султан обладал титулом халифа («наместника Пророка»). В качестве халифа он претендовал на духовную власть над всем мусульманским миром. Правительство Турции именовалось «Блистательной Портой», а премьер-министр продолжал носить пышный титул великого везира. Страна заключала международные трактаты, имела армию и флот, отправляла и принимала дипломатические миссии. Однако в действительности это были чисто внешние атрибуты суверенной державы, т.к. подлинными хозяевами страны все больше становились иностранцы. В середине XIX в. российский император Николай I объявил Османскую империю «больным человеком» Европы, на этом основании Россия и западные страны считали своим долгов вмешиваться в ее внутренние дела, решать ее судьбу.
Без участия Турции решались ее территориальные проблемы. В частности, явно и тайно делилось «оттоманское» наследство. Многие провинции только формально принадлежали султану. Фактически же Босния и Герцеговина были оккупированы Австро-Венгрией; Тунис – Францией; Кипр и Египет – Англией.
Иностранные советники заполнили все государственные структуры. Они были инструкторами в армии и на флоте, работали в госучреждениях.
Неравноправные договоры (режим капитуляций) привели к тому, что иностранные граждане имели в стране больше прав, чем сами турки. Европейские предприниматели были освобождены от многих налогов, платили низкие таможенные пошлины. Вся внешняя торговля было монополизирована торговыми компаниями Западной Европы и собственной компрадорской верхушкой. Внутренняя торговля задыхалась от таможенных пошлин, поэтому тоже попадала в руки иностранных купцов, ибо они освобождались от внутренних поборов.
Западные страны имели в Турции не только свои торговые конторы, но и свою почту, телеграф, для собственных нужд строили железные дороги.
Таким образом, положение Турции было плачевным. И все же страна не стала колонией. Почему? Вероятно, главной причиной было соперничество России, Англии, Франции, Германии на Балканах, в Малой Азии и Ближнем Востоке, что и сделало возможным совместную эксплуатацию страны при сохранении внешних атрибутов государственного суверенитета.