Восьмидесятые годы — время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественно образного мышления, как притча, миф, символ. В свою очередь, познакомившись с романом “Плаха” Ч. Айтматова и фильмом “Покаяние” Т. Абуладзе, читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабатывали собственную гражданскую позицию.
Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов является возникновение мощного потока “возвращенной” художественной культуры. Эта культура осмысливалась и понималась с тех же позиций, что и современная, то есть созданная для зрителя, слушателя, читателя тех лет. Культура восьмидесятых годов отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое, гуманистическое значимее, чем социально-историческое. По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции культура конца 80-х — начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре. Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западноевропейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране. Таким образом, ключевая проблема художественной культуры восьмидесятых годов, связанная с самосознанием личности в ее отношениях с миром природы и миром людей, в стилевом выражении обозначилась движением от психологизма к публицистичности, а затем к мифу, синтезирующему стили разных эстетических ориентации.
Ситуация в культуре России резко начинается меняться условно говоря с 1993 года, когда романтизм демократических перемен стал меркнуть перед падением жизненного уровня большинства населения в ходе экономических реформ. Это объективно привело к культурному упадку. Сокращается финансирование библиотек, музеев, архивов, сферы науки и образования. Всё это заставляет русскую культуру отступать перед мощной агрессией западной массовой культуры. В общественном сознании сложились два исторических пласта нашей культуры: мощный подъём во второй половине 1980-х годов, после кратких андроповских “сумерек” и пессимизм последнего десятилетия 20 века. Смена политических приоритет в политике руководства РФ с идей “демократии” на идеи “просвещенного патриотизм” в приходом Путина привело к небольшому оживлению надежд на возрождение русской культуры. В последние годы 20 века появилось немало исследователей русской истории и культуры, которые стали сторонниками возрождения языческой культуры как альтернативы современной цивилизации и даже альтернативы христианской культуры. Пока рано делать выводы из анализа этого нового явления в культуре России. Заметным явлением в общественной жизни читающей России стало появление книг В.Н.Мегре, тираж которых растёт и по сей день. В своих книгах сибирский предприниматель призывает к возращению к жизни на природе, к первоистокам, которые заложены в глубине души русского человека. Движение Родовых Поместий захватило людей разных возрастов, профессий и социального положения. Это движение стало импульсом для возрождения русского фольклора и движения “бардов” – русской романтической городской поэзии и песни. Политические идеалы этого движения и связанных с ним иных движений и кружков стало не политическая конфронтация с властью, что всегда отличало интеллигенцию, а стремление найти во власти искренних патриотов России, стремление опереться на их поддержку. Философией этого широкого патриотического движения стал девиз вместо “Разделяй – и властвуй!” – “Соединяй и здравствуй!”. Мы становимся свидетелями новой формы русского космизма, русского гуманизма, опирающегося на широкий пласт культуры, созданной поколениями 18-20 веков.
Заключение
Подведем итог всему вышеизложенному и отметим специфические черты русской культуры от 18 до 20 веков. Русская культура этого периода — понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. Конечно, русская культура развивалась под влиянием различных культур стран Запада и Востока, но в период 18-20 веков Запад оказывал определяющее влияние на культуру России. Воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русские писатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов. И в этот период русская культура во многом определялась христианско-православной религией. Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру — процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила А. С. Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влияния религиозных догматов и переросла границы православия.
Специфические черты русской культуры определяются в значительной степени тем, что исследователи назвали “характером русского народа”. Об этом писали все исследователи “русской идеи”. Главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива “вера-знание”, “вера-разум” решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф. Тютчева: “Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить”.
Конец 20 века был и ростом и падением культуры СССР-России. В последние годы 20 века появилась тенденция возрождения русской культуры на основе идей космизма, возрождения язычества, возвращения к первоистокам. Всё это приводит к смене образа жизни тысяч людей. Поэтому пока рано делать выводы как оптимистические так и пессимистические в отношении того как Запад повлиял за последние три века на культуру России. Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений — сохранить и приумножить их.
ЛИТЕРАТУРА
Очерки русской культуры XVIII века. — М., 1985—1990. Ч. 1—1
Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. — Л., 1984.
Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. — М., 1975.
Сабарьянов Д. В. История русского искусства (конца XIX — начала XX века). — М., 1993.
Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М., 1994.
Культурология. Учебник. Составитель и ответственный редактор А. Л. Радугин